Папки-передвижки

Укрепление психофизического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и методов

Ирина Картамышева
Укрепление психофизического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и методов

В дошкольном возрасте, от 3 до 7 лет происходит развитие всех органов, функций организма, поэтому с этого периода важно воспитывать у детей навыки физического и психического здоровья.

Воспитать здорового ребенка, это значит, помочь ему стать физически, психически и социально благополучным. Главная роль в укреплении здоровья детей принадлежит родителям и педагогам, взявшим на себя ответственность растить и воспитывать детей.

Публикация «Укрепление психофизического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и методов» размещена в разделах

Педагоги ДОУ вместе с родителями направляют свою работу на полноценное физическое и психическое развитие : профилактику негативного состояния, эмоционального напряжения, поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, формирование основ физической культуры, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Работу с детьми по укреплению психофизического здоровья начинаем с планирования. Вначале формируем у дошкольников представления о здоровом образе жизни (определяем понятие "здоровый образ жизни"); проектируем педагогические технологии (формы, методы, принципы, условия, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни); разрабатываем модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса. Педагоги подготавливаются к решению задач по укреплению у детей психофизического здоровья. Большое внимание уделяется просветительской работе с родителями и эффективному воздействию педагогов и родителей на детей.

Активному влиянию на отношение к собственному здоровью, помогает знание того, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внутренних (наследственность, пол, возраст) и внешних (природных и социальных) факторов. Известно, что компонентами здоровья считаются :

• Соматическое здоровье, основу которого составляет индивидуальное развитие.

• Физическое здоровье (развитие органов и систем организма, уровень роста).

Психическое здоровье (состояние общего душевного комфорта, психического состояния).

• Нравственное здоровье (система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе).

Соблюдение режима дня, правильное питание, рациональная двигательная активность, сохранение стабильного психоэмоционального состояния – важнейшие компоненты для укрепления психофизического здоровья дошкольников.

Рекомендуем методы, которые сохраняют и укрепляют здоровье, обеспечивают эмоциональную комфортность, позитивное психологическое самочувствие дошкольника : минутки здоровья, в которые включают несколько упражнений игрового характера для эффективного кратковременного отдыха, нетрадиционные техники рисования, эмоциональные разрядки, релаксация, ходьба по корригирующим коврикам, гальке, песку.

Благотворно влияют на эмоциональное состояние детей, поддерживают и укрепляют здоровье методы : с использованием песочной терапии, арт-терапии, психогимнастики; по активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных систем (физкультминутки, динамические паузы) :

Песочная терапия доставляет дошкольникам радость, снимает напряжение, успокаивает, развивает, избавляет от негативных эмоций; помогает детям проигрывать реальные ситуации из жизни, конструктивно общаться. Игры с песком поддерживают у детей психическое здоровье, развивают познавательные процессы, влияют на становление всех сторон личности ребенка.

Использование в ДОУ арт-терапии (игротерапии, изотерапии, сказкотерапии, педагогической арттерапии, психогимнастики улучшает психическое развитие детей, оказывает на них положительное психологическое воздействие.

Пихогимнастика помогает сохранить детское психическое здоровье, предотвратить расстройства психики, преодолевать барьеры в общении, понимать себя и других, снимать психическое напряжение, учит самовыражаться.

Физкультминутки радуют детей, помогают восстановить и поддержать умственную работоспособность на хорошем уровне, развивают речь, координацию движения и мелкую моторику, активизируют внимание, предупреждают утомляемость, нарушения осанки, улучшают самочувствие. В комплексы физкультминуток входят элементы массажа, дыхательные и пальчиковые гимнастики, упражнения для глаз.

Динамические паузы ( небольшие активные занятия: подвижные игры, хороводы, физкультурные минутки, упражнения для осанки, массаж кистей рук и лица, упражнения и танцы под ритмичную музыку). Их проводят в течение дня. Такие занятия помогают детям расслабиться, снять нервное напряжение от перегрузок, развить внимание, мышление, память, речь, объединиться между собой, привить навыки общения, предупредить психологические нарушения, корректировать эмоциональные проблемы в поведении, оздоровиться.

Комплексные коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на совершенствование психофизического здоровья и социального благополучия детей помогут снизить у них психофизическое и эмоциональное напряжение, развить и корректировать эмоционально-личностную сферу, творческое самовыражение, коммуникацию.

В результате таких занятий, у детей повышается самооценка, уверенность в себе, способность адекватно реагировать на ситуации, изменять отношение к себе и другим, позитивно принимать себя и других. Реализацией данных форм и методов занимаются : педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатель и другие специалисты дошкольного образования.

Для укрепления психофизического здоровья дошкольников необходимо целенаправленное воспитание, обучение и закрепление в повседневной жизни правил гигиены, положительной мотивации к занятиям физкультурой, психопрофилактика эмоционального состояния.

Взрослые должны с ранних лет учить детей, относится к здоровью, как к величайшей ценности, что в дальнейшем станет основой формирования у них потребности в здоровом образе жизни и поможет стать социально-благополучными.

Список использованной литературы

1. Каменская В. Г. Котова С. А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий

развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Под

ред. Н. А Ноткиной. – СПб. : ООО «Книжный дом», 2008. – 224с.

2. Лукина Г. Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий

физическими упражнениями// сборник материалов Всероссийской научно-практической

конференции «Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения

России: вовлечение в физкультурно-спортивную деятельность». – СПб: ФГУ СПбНИИФК, 2010. С. 51-54.

3. Филиппова С. О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном

учреждении// Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научно-

методических трудов. – СПб. : Белл, 2009. С. 86-90.

4. Грабенко Т. М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. – 2004. – №5.

5. Алябьева Е. А. "Психогимнастика в детском саду", ТЦ "Сфера", М., 2005 г.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Анкета для родителей «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в детском саду и дома» Анкета для родителей Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию анкету по теме предстоящего родительского собрания «Сохранение и укрепление.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Консультация музыкального руководителя «Музыка и укрепление здоровья дошкольников» Вопрос – может ли музыкальный руководитель с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье дошкольника? Конечно,.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Отчёт по первой годовой задаче «Сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию детско-родительских проектов» Отчёт музыкального руководителя по 1-й годовой задаче «Сохранение и укрепление здоровья детей через реализацию детско-родительских проектов»Работа.

План-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группеПлан-конспект родительского собрания «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников в ДОО и семье» в старшей группе Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план проведения родительского собрания по данной теме с использованием различных методов и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Укрепление психофизического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и методов
Опубликовано: 24 июня 2023 в 02:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Укрепление психофизического здоровья дошкольников через использование эффективных форм и методов» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Картамышева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД