Папки-передвижки

Уголок уединения как условие создания благоприятного климата в коллективе дошкольников

Марина Тебенькова
Уголок уединения как условие создания благоприятного климата в коллективе дошкольников

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики, поэтому возникает потребность в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей -дошкольников. В нашем образовательном учреждении одним из способов работы по данному направлению является использование уголков уединения.

«Уголок уединения» в группе - это зона, благодаря которой у детей

имеется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение,

Публикация «Уголок уединения как условие создания благоприятного климата в коллективе дошкольников» размещена в разделах

скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, увеличить

запас энергии, почувствовать себя защищёнными.

Цель уголка уединения - создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей-дошкольников.

Задачи:

Облегчить привыкание к детскому саду, к новым сверстникам и взрослым, новому распорядку дня

Предупредить нервно-психическое перенапряжение у детей

Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе

Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым, снижать вероятность возникновения конфликтных ситуаций

Облегчение труда педагога

Ожидаемые результаты использования уголков уединения по областям :

Физическое развитие

Целостное психосоматическое состояние.

Социально-коммуникативное развитие

Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.

Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение.

Чувство собственного достоинства.

Адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать.

Подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Познавательное развитие

Соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.

Способность мысленно рассуждать.

Речевое развитие

Ребенок может развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.

Целевые группы обучающихся

для оказания им адресной психологической помощи

и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения

(для организации коррекционно-развивающей работы)

1. Нормотипичные дети с нормативным кризисом развития

2. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями:

2.1. Обучающиеся по индивидуальному учебному плану (учебному расписанию) на основании медицинского заключения (дети, находящиеся под диспансерным наблюдением, в т. ч. часто болеющие дети);

2.2. Обучающиеся, испытывающие трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации;

2.3. Одаренные обучающиеся.

3. Дети и (или) семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, признанные таковыми в нормативно установленном порядке

4. Дети и (или) семьи, находящиеся в социально опасном положении (безнадзорные, беспризорные, склонные к бродяжничеству, признанные таковыми в нормативно установленном порядке

5. Обучающиеся «группы риска» : проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (импульсивность, агрессивность, неустойчивая или крайне низкая (завышенная) самооценка, завышенный уровень притязаний).

Причины возникновения отрицательных эмоций у детей разнообразны,

к наиболее распространенным из них можно отнести:

- обычную детскую ревность, обиду, зависть;

- ребенок охраняет свою личную территорию;

- страх разлуки с родителями, просмотр «неправильных» мультфильмов

- чрезмерный родительский контроль;

- недостаток внимания;

- переутомление;

- неуважение личности ребёнка;

- запрет на физическую активность;

- тяжелый эмоциональный климат в группе.

Особенности организации уголка уединения

Цвет:

- Это место привлекательно для ребёнка, но в то же время не

рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие цвета. Они

должны быть спокойными, пастельных оттенков. Ребенок в

нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными

яркими тонами.

Размер: ориентируемся на возраст воспитанников.

1. Так, в младшем дошкольном возрасте мы используем дизайн «Шалашик» — небольшое пространство с маленьким входом, которое подарит ребёнку ощущение уюта и безопасности. Ребенок находиться в компании плюшевых игрушек, которые можно обнять (ведь в 3–4 года очень важен тактильный контакт). На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули. Чаще всего дети самостоятельно проявляют желание отправиться в уголок уединения. Из моих наблюдений, отмечено, что любят уединяться девочки парами, а мальчики предпочитают показательные «сражения» мягкими модулями.

2. В среднем и старшем возрасте используется дизайн «Шатёр».

Для него предусмотрен угол в группе украшенный занавесками, в другой группе используется ширма красиво украшенная. Мягкие игрушки - по желанию детей, ширма переноситься как в «девичий» уголок, так и в «мальчишечный». Оформление такой зоны даёт возможность воспитателю проявить всё своё творчество и фантазию. Дизайн «Шатер» трансформируется то в сказочную пещеру, то в комнату для массажа, то в место для медитаций.

Важна забота и о безопасности детей: так, ни в коем случае нельзя размещать в уголке мелкие, острые и бьющиеся предметы, кроме того, ребенка воспитатель должен «видеть», не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убежденный в его безопасности и в хорошем самочувствии.

Оснащение «уголка уединения»

В раннем и младшем возрасте:

- сухой бассейн; (рекомендуется под контролем – дети «ныряют вниз головой», что не безопасно для современных детей - «живчиков»)

- мягкие подушки, модули;

- сонные игрушки (подушки анти-стресс, либо свои игрушки);

Средний дошкольный возраст :

- мягкие модули;

- «плёнка – антистресс» (упаковочная)

- фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

- коврик доброты;

- цветные клубочки пряжи разного размера;

- массажные мячи - «ежики»;

- «Эмоции в сказках».

Старший дошкольный возраст :

Добавляются:

- набор бумаги для разрывания;

- ведерки для страхов (дети рисуют свои страхи и избавляются от них, выбрасывая их в ведерко)

- светильники-ночники

- красная подушка для битья

- подушки - «плакушки», подушки- «думки»

- мягкие игрушки добрых и веселых мультипликационных героев,

- коврик доброты.

Диагностические методики по изучению эмоциональных состояний (используются по запросу педагогов группы, либо родителей) :

- наблюдение,

- «Рисунок семьи»,

- «Страхи в домиках» (А. И. Захаров и М. Панфилова,

- Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

1. Набор предметов для снижения вспышек гнева, рекомендуемый педагогом- психологом, учитывая возраст детей.

Игрушки и пособия уголка направлены на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.

- красная подушка для битья

- мишени, мешочки с крупой для метания

- стаканчик для крика

- «Набор» для избавления гнева (бумага для разрывания)

- «Коробочка примирения»

- «Коврик доброты.

2. Набор предметов для саморегуляции

Помогут детям успокоиться, расслабиться, снять мышечное

напряжение:

- Аудио, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха,

релаксации,

- «Эмоции в сказках»,

- Парик для размышлений,

- Игры для дыхательной разминки,

- Массажные мячи – «ежики» (массажеры)

- «Коврики доброты»

3. Набор игр для создания благоприятного социально-психологического комфорта детей дошкольного возраста (педагог-психолог проводит игры по просьбе воспитателя, либо включает в игровой тренинг) :

- «Домик настроения» (до двух детей)

- дидактические игры: «Азбука настроения», «Зеркало эмоций», «Собери эмоцию», «Эмоции в сказках», «Угадай эмоцию» (до 5-6 детей)

- шкатулка с маленькими радостями, (мелкие игрушки, сладкие призы)

- Игра «Твистер» (тесное переплетение рук и ног сплачивает детей и

позволяет им быть ближе друг к другу) (не более 4 детей)

- «Коробочка примирения» (2 ребенка)

- «Коврик доброты» (не более 3 детей)

Как только, педагог одевает «Коробочку примирения» на руку, у детей появляется улыбка, которую вызывает интерес непривычного пожатия рук внутри коробки. Ощущая пальцы рук и не видя их, дети смотрят друг на друга по-новому, с улыбкой и забывают причину раздора.

Затем, чтобы закрепить «союз», необходимо встать босыми ногами на «коврик доброты» и обняться.

Из многолетних наблюдений, мной отмечено, что в течение дня, эти предметы помогают создать благоприятные социально-психологические условия в коллективе детей-дошкольников.

Ожидаемые результаты достигнуты, но частично. Причины вижу в том, что создание уголка уединения во многом зависит от мастерства, творчества и таланта педагога группы. В одной из групп, в возрасте 5-6 лет, помогает создать благоприятные условия в уголке – младший воспитатель, поэтому наблюдая за детьми данной группы, виден хороший результат.

Таким образом уголок уединения важен для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей-дошкольников.

Рекомендации для педагогов о необходимости создания уголков уединения.

«Уголок уединения» необходим, так как он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников.

Позволяет педагогам ориентироваться:

- на личностное своеобразие каждого ребенка;

- на установление доверительных, партнерских отношений;

- заботу об эмоциональном благополучии.

Дошкольникам помогает :

обрести уверенность в себе и сформировать ощущение безопасности;

снять напряжение и поднять настроение;

разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.

При правильной организации уголка, это место станет

настоящим помощником воспитателя в группе.

Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной сфере.

В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.

Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.

Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались

специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно, безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования.

Публикации по теме:

Уголок уединения в средней группеУголок уединения в средней группе Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения.

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Новогодний уголок уединенияНовогодний уголок уединения Одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая.

Тематический уголок уединения «Подводный мир»Тематический уголок уединения «Подводный мир» Тематический уголок уединения «Подводный мир" Каждому ребенку нужен уголок, в котором он мог бы остаться на определенное время с.

Уголок уединенияУголок уединения В нашей группе уголок уединения появился сравнительно недавно, но уже стал любимым местом, где создается легкое и хорошее настроение, где.

Уголок уединенияУголок уединения Дошкольнику сложно справляться с выражением своих чувств и эмоций. Ему важно, чтобы во время нахождения в детском саду среди других детей.

Уголок уединенияУголок уединения «Островок отдыха» Основной целью уголка уединения в группе является -преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников. Задачи:.

Уголок уединения как условие создания позитивного психологического климата в группеУголок уединения как условие создания позитивного психологического климата в группе Уголок уединения – что это такое и для чего он нужен? Одна из задач современного дошкольного образовательного учреждения – обеспечение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Уголок уединения как условие создания благоприятного климата в коллективе дошкольников
Опубликовано: 9 ноября 2023 в 11:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Уголок уединения как условие создания благоприятного климата в коллективе дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Тебенькова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД