Лучший педагог года

Уголок мелкой моторики как условие развития нейронных связей у детей младшего дошкольного возраста (4 фото)

Екатерина Пушкарева
Уголок мелкой моторики как условие развития нейронных связей у детей младшего дошкольного возраста

Как известно человеческая нервная система это невероятно сложный, содержащий массу нейронных связей, компьютер. И если у новорожденного нейронные процессы, происходящие в мозгу незрелы, то по мере взросления эти процессы усложняются и поэтому именно ранний дошкольный возраст является крайне важным, даже критичным периодом для полноценного развития мозга человека.

Публикация «Уголок мелкой моторики как условие развития нейронных связей у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Современный мир предъявляет образовательным стандартам довольно высокие требования, в которые входит и всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста. Одну из основных ролей в продуктивности развития интеллектуального и психофизического развития младших дошкольников играет четко отработанный процесс формирования мелкой моторики. Это обусловлено тем, что именно мелкая моторика закладывает фундамент, необходимый для дальнейшего психо-физиологического становления ребенка. Тело ребенка, производя пальцами рук и ног определенные действия, отправляет мозгу сигналы, необходимые для жизнедеятельности ребенка и его развития. Именно мелкая моторика рук и ног позволяет отслеживать динамику развития дошкольника, его внимания, мышления, речи, двигательных навыков и прочих параметров.

Взаимосвязь мелкой моторики и успешного развития нейронных связей ребенка рассматривали многие авторы, в том числе ученые с мировыми именами: Т. А. Власова, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, М. Монтессори, И. П. Павлов, М. С. Певзнер, В. А. Сухомлинский и др. В частности, своими многочисленными исследованиями и работами они доказали, что упражнения, которые подразумевают движения кистей и стоп имеют прямое влияние на развитие сознания детей, что кора головного мозга и движение пальцев рук и ног связаны своеобразными «нитями» и эти связи отвечают за успешное развитие речи ребенка, а также за внимание и память.

Отметим, что важнейшей задачей любого дошкольного учреждения является создание наиболее комфортных условий пребывания детей в детском саду, направленных на раскрытие их индивидуальных способностей и возможностей. Для этого педагоги оборудуют в группе подходящую развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС, которая включает в себя специально организованное пространство с грамотно подобранным оборудованием и материалами. В тексте Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) четко прописаны требования, на которые педагогам следует ориентироваться при формировании в группе РППС. В частности, там отмечено, что среда должна быть не только рациональной, но также уютной и безопасной для детей. Одной из целей при создании РППС является присутствие в ней элементов, благоприятно влияющих на познавательную, речевую, двигательную, познавательную и иную активность детей, в том числе на развитие мелкой моторики рук и ног.

Активное развитие мелкой моторики рук и ног воспитанников детского сада это очень важный параметр, оказывающий значительное влияние на всю их последующую жизнь. Именно поэтому развивать мелкую моторику важно с раннего дошкольного возраста, постепенно переходя от простого к сложному и своевременно проводя мониторинг развития детей. Напомним, что мелкая моторика это способность человека производить разнообразные манипуляции с мелкими предметам и вещами (сортировка предметов, шнурование, паззлы, игры с Лего и проч., а также способность выполнять точные действия руками (застегивание пуговиц, молний, работа ножницами, кистью и проч.).

Приведем пример из практики автора статьи. На базе МБДОУ детский сад № 377 нами был оборудован «Уголок мелкой моторики» для развития у младших дошкольников мелкой моторики рук и ног, в который внесены следующие элементы:

1. Юбка для развития мелкой моторики «Путешествие в волшебную страну» (рисунок 1). Как видно на фото юбка представляет собой полотно с размещенными на ней яркими аппликациями, которые дети могут дополнять следующими элементами: фигурами на липучке; шуровкой и лентами, которые дети самостоятельно завязывают; бусинами и кольцами, которые необходимо переместить из одного места в другое; цветными кармашками и окошками, в которых также «прячутся» задания; молниями и пуговицами, которые необходимо застегнуть-расстегнуть и т. д.

Уголок мелкой моторики как условие развития нейронных связей у детей младшего дошкольного возраста

Необычная подача игрового материала в виде яркой юбки, подол которой имитирует путь в Волшебную страну, вызывает неподдельный интерес детей и позволяет педагогу не только со стороны наблюдать за действиями воспитанников, но и непосредственно участвовать в процессе игры. В ходе взаимодействия с данным элементом уголка мелкой моторики у детей активизируется мышление, внимание, воображение, работа пальцев рук, координация, развивается тактильность, так как аппликации выполнены из разного по фактуре материала.

Кроме того, дети не просто играют, у них продолжают формироваться элементарные математические навыки; цветовосприятие и звуковосприятие, позволяющие в том числе отражать происходящее в окружающем мире. В данном элементе мы видим прямую взаимосвязь мелкой моторики и успешного развития нейронных связей ребенка.

2. Бизиборд (развивающая доска) «Времена года» (рисунок 2). Как видно на фото доска представляет собой однотонное зеленое полотно с липучками, на которые согласно временам года крепятся деревья с листвой, фруктами, цветами и животные (в данном случае это ежики, которые также в соответствии с определенным временем года несут на иголках фрукты, грибы, желуди и иные дары природы.

Фото №1 Как известно человеческая нервная система это невероятно сложный содержащий массу

Отметим, что бизиборд как средство развития мелкой моторики это весьма распространенное и эффективное средство, ведь он позволяет задействовать и мозг и пальцы ребенка. В данном случае дети с подачи педагога разыгрывают некую историю, происходящую в одно из времен года и в соответствии с этим крепят на ежиков и деревья определенные дары природы, которые затем размещают на доске. Важно, что такая яркая и приметная доска вызывает у детей эмоциональный подъем, желание играть, стимулирует творческую деятельность, развивает концентрацию внимания и учит не отвлекаться от поставленной задачи. Кроме этого, бизиборд также помогает в формировании элементарных математических навыков ребенка, позволяя повторить счет и развивает сенсорные способности. Кажущаяся простота бизиборда на практике является мощным инструментом развития мелкой моторики, а методику развития ребенка через познание сущности предметов и вещей предложила еще М. Монтесорри.

3. Чехлы-трансформеры на мебель для развития мелкой моторики (рисунок 3). Данный элемент уголка мелкой моторики также как и юбка «Путешествие в Волшебную страну» является нестандартным оборудованием, которое, однако успешно нами применяется в развитии детей раннего дошкольного возраста. Суть данного элемента проста – чехлы-трансформеры легко надеть на стол и стулья, превратив их в игровые объекты. На чехлах имеются различные аппликации, кармашки, нашивки, которые предусматривают выполнение детьми определенных задач – расстегнуть-застегнуть пуговицы, поместить предметы на липучке в верной последовательности, сложить в кармашки мелкие предметы и т. д.

Фото №2 Нейропсихологические игры и занятия нейронных связей компьютер

Помимо очевидной задачи по развитию мелкой моторики данный элемент отлично подходит для сюжетно-ролевых игр с участием детей, в которых можно разыгрывать массу «бытовых» ситуаций. В частности, на фото мы видим, что дети играют в «Чаепитие». С такой же легкостью чехлы-трансформеры могут стать кухней, магазином, парикмахерской и т. д. Важность таких многофункциональных элементов очень высока, ведь согласно ФГОС при формировании РППС, необходимо, в первую очередь, избавляться от загромождения пространства тяжелыми и несочетаемыми друг с другом предметами.

4. Комплекс приспособлений для развития мелкой моторики ног (фото 4). Стоит сказать, что развитию именно мелкой моторики ног посвящено не так много внимания, как развитию мелкой моторики рук, а ведь она играет не менее важную роль в психо-физическом формировании ребенка.

Фото №3 Развитие ребенка

Традиционно большинство упражнений по мелкой моторике направлены на развитие рук, а стопам и пальцам ног уделяют внимание разве что на физкультурных занятиях. Однако данный подход видится нам недостаточно корректным и поэтому в нашем уголке мелкой моторики в группе присутствует комплекс приспособлений для стоп и пальцев ног, которые легко можно использовать в связке с игровыми упражнениями для развития ладоней и пальцев рук (прим. юбка «Путешествие в волшебную страну»).

В частности, это созданный при помощи родителей воспитанников сенсорный коврик, его поверхность оснащена небольшими предметами, которые ребенок должен определить на ощупь, используя стопы и пальцы ног. Коврик яркий и привлекает внимание детей, мотивируя их на необычную игру ногами. А также нами активно используются массажные полусферы с шипами, которые стимулируют нервные окончания в стопах и тренируют баланс; механические роликовые массажеры для стоп, улучшающие кровообращение и служащие профилактикой плоскостопия. Все эти приспособления мобильны и компактны, что делает их использование легким и продуктивным.

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики ног это ловкость детей, координация движений, скорость и маневренность, стабильный эмоциональный настрой, а также прекрасный инструмент для профилактики многих ортопедических нарушений (плоскостопие, косолапость и проч.).

В заключение отметим, что мелкая моторика в общем представляет собой совокупность действий, необходимых для выполнения ребенком мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Ее польза и важность в развитии детей младшего дошкольного возраста неоспорима. Именно мелкая моторика отвечает за формирование нейронных связей человека, в том числе его речь, внимание, мышление, координацию в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память, воображение, настроение и многое другое.

Особенность мелкой моторики в том, что развивать ее необходимо с самого раннего возраста, а использовать для этого можно массу упражнений, игр и приспособлений, многие из которых легко сделать из подручных материалов с привлечением к процессу детей, что добавит не только пользы в развитии ребенка, но мотивации к дальнейшим упражнениям.

Список использованных источников

1. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей / И. А. Ермакова. – СПб: Изд. дом «Литера», – 2006. – 31 с.

2. Новиковская О. Е. Ум на кончиках пальцев : маленькие подсказки для родителей / О. Е. Новиковская. – 2-е изд., доп. – Москва : АСТ, – 2006. – 158 с.

3. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца. – Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144с.

4. Развитие двигательной сферы ребенка и проявление в ней эмоциональных состояний // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – Москва : Гном-Пресс, 1999. – 198 с.

5. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. – Москва : Эксмо, 2013. – 79 с.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаДидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию дидактические пособия «Такие разные ёлочки» для развития мелкой моторики рук детей.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга»Дидактическое пособие для развития мелкой моторики и сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста «Радуга» В педагогической литературе очень много внимания уделяется этой теме. И мы, работая с малышами, много времени уделяем развитию мелкой моторики.

Дидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Крышечки» для развития мелкой моторики и навыков счета у детей младшего дошкольного возраста Цель. Развитие у детей мелкой моторики пальцев. Задачи. Развивать сенсорные способности, мелкую моторику рук, координацию движений. Формировать.

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста»Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего возраста Пособие для развития мелкой моторики у детей младшего возраста Игра "Весёлые прищепки" Задачи: - развивать мелкую моторику рук при помощи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Уголок мелкой моторики как условие развития нейронных связей у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 12:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД