МААМ-картинки

Конспект НОД «Удивительный мир муравьев»

Алена Колдунова
Конспект НОД «Удивительный мир муравьев»

«Удивительный мир муравьев»

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни в лесу.

Образовательные задачи:

- расширить и закрепить знания детей о насекомых – муравьях;

- дать представление об особенностях внешнего вида и образе жизни муравья;

- развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.

Развивающие задачи:

- развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы;

Публикация «Конспект НОД „Удивительный мир муравьев“» размещена в разделах

- развивать двигательную активность, фонетический слух, мелкую моторику, умение сочетать речь с движениями.

Воспитательные задачи:

- формировать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

- наблюдение за муравейником во время прогулки;

- чтение художественной литературы о жизни муравьев;

- беседы о насекомых;

- просмотр картин, иллюстраций, мультфильмов;

- заучивание стихотворений, пословиц о муравьях;

- загадки по теме;

- дидактические игры;

- проведен краткосрочный проект «Удивительный мир муравьёв»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/03/26/proekt-udivitelnyy-mir-muravev-podgotovitelnaya-gruppa

Материал:

- аудиозапись «Звуки леса»;

- разрезные картинки муравья и бабочки;

- модель муравейника из природного материала;

- иллюстрации насекомых, презентация на интерактивную доску;

- картина «Муравьи – санитары леса»;

- макет формикария.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель включает аудиозапись «Звуки леса».

Воспитатель: ребята, что вы слышите? (ответы детей).

Воспитатель: как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? (ответы детей).

Воспитатель: правильно, мы с вами отправляемся на прогулку в лес, чтобы продолжить знакомство с его обитателями.

Ребята, представьте себе, что мы с вами оказались на лесной полянке. Всё вокруг нас радует: светит солнышко, цветут разные травы, вокруг летают бабочки, гудят жуки, снуют муравьи. Как назвать их всех одним словом? Насекомые.

Отгадайте загадку и узнаете, о ком сегодня мы будем говорить:

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник – … (ответы детей)

Правильно, муравей – защитник леса. Там, где много муравьёв, лес здоровый и чистый. Они защищают лес от вредных насекомых, таких как листоеды, короеды. С весны до осени трудятся муравьи, стаскивая в муравейник личинок, гусениц, жуков, мушек.

Я предлагаю сыграть вам в игру «Собери картинку». Вам нужно самостоятельно сложить разрезанную на 6 частей картинку с изображением муравья и бабочки. Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек. Подходите к столам. Готовы? Начали!

Воспитатель: у всех получилось собрать картинку с изображением муравья и бабочки? Здорово! С заданием все справились. Давайте подумаем, как мы можем назвать этих представителей живой природы одним словом? (Насекомые). Верно. А какие признаки их объединяют? Действительно, только у насекомых можно увидеть наличие усиков и шести лапок, при этом одни летают, как наша бабочка, а другие ползают, как муравей. Перечислите, пожалуйста, названия насекомых, которые вы знаете. (ответы детей).

Воспитатель: на земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «Насекомые» – от слова «насекать». У насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко и шесть ног. Насекомые – обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают, прыгают, одни живут несколько лет, другие один день.

Предлагаю послушать загадку, отгадав которую, вы еще раз встретитесь с хорошо знакомым для нас насекомым:

Стоит под ёлкой городок.

К нему 100 тропок, 100 дорог,

По тем дорожкам взад – вперед

Народец крохотный снуёт.

Что за городок, что за народ? (ответы ребят)

А где живут муравьи? Кто видел их дом – муравейник? (ответы ребят)

Физкультминутка «Муравей»

От друзей муравьишка отстал, прижимаем головой. Ой-ой-ой!

Опоздал он и очень устал,

Ай-ай-ай!

В муравейник скорей побежал, бег на месте.

Топ-топ-топ!

Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем

Ой-ой-ой! головой

Ну а солнце за лес уж зашло, присели.

Ох-ох-ох!

Стало страшновато и очень темно, обхватили себя руками.

Ах-ах-ах!

Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки, раскачиваем их вверх –

Да-да-да! вниз.

Муравьишку домой привели,

Да-да-да!

Воспитатель: отдохнули? (ответы ребят)

Воспитатель: Муравьи обычно строят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных хвойных веток, чешуек. Мы видим дом муравьёв над землёй, но есть ещё и часть дома под землёй. Это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с хорошей вентиляцией. Есть у муравьев и хлебный склад, здесь они хранят зерно. В «царской камере» живет царица – матка, откладывающая яйца с маленькими муравьями (личинками). Все ходы и выходы устроены так, чтобы свежий воздух свободно проникал вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Воспитатель: ребята, всё у муравьишек складно, да ладно получается, так как они очень дружный и трудолюбивый народ. Но бывает, случается, что и в их спокойной и размеренной жизни, происходят неприятные события. Посмотрите, что я держу в руках. (Воспитатель показывает макет частично разрушенного муравейника, разложенного на столе). На что это похоже? (Ответы детей). Да, действительно – это муравейник, но, к сожалению, частично разрушенный.

Дети видят на столе разбросанные палочки, веточки, сухие листья.

Воспитатель: кто же это сделал? (ответы ребят)

Воспитатель: давайте, скорее, поможем дружной семьи муравьёв, построим им новый домик.

Дети складывают палочки, строят домик.

Муравьи – неугомонные ребята, вся жизнь их связана с трудом. В семье муравьиной трудятся все : есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей семьи – вредных насекомых. Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, поэтому у них очень хорошо развит слух. Всё, что встречается им на пути, они ощупывают при помощи усиков, по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой. Муравьишки – дружный народ, они всегда друг другу помогают.

Ребята, а как вы думаете, муравьи, полезные насекомые или нет? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: муравьёв называют «санитарами леса». Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц. Муравьи, селятся в старой древесине или старых пнях, разрушают отмершую древесину, после чего она быстро разлагается. Еще муравьи рыхлят и удобряют почву. Так же эти маленькие насекомые помогают птицам – дроздам, они чистят их перышки своей кислотой. А как она называется, как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: кислота, выделяемая муравьями, называется – муравьиной. Ее используют люди в медицинских целях.

Муравьи – это часть природы, а ее надо любить, беречь, охранять. Находясь на природе – восхищайтесь, любуйтесь ею, заботьтесь о ней!

Я хочу, поиграть с вами еще в одну интересую игру, которая называется «Угадай, чей звук?» – она о насекомых. Но чтобы в нее играть нужно уметь слышать в словах нужные звуки. Поиграем? А в помощь вам на панно прикреплены картинки с разными насекомыми. Я вам показываю картинку, а вы воспроизведите тот звук, который произносит это насекомое» (комар, жук, пчела, оса, муха).

Для того чтобы закрепить полученные знания о насекомых, давайте поиграем.

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят какому насекомому: муравейник, зелёный, порхает, мёд, трудолюбивый, красная спинка, улей, стрекочет, паутина, вредитель, «летающий цветок», жужжит.

Вот и подошло наше путешествие к концу.

Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (ответы детей).

Мне понравилось, что вы внимательно меня слушали, были активными, и очень старались справиться со всеми заданиями. Ребята, вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Удивительный мир камня»Конспект занятия «Удивительный мир камня» Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе изучении свойств и качеств неживой природы деятельности с природными камнями. Задачи:.

Конспект беседы «Удивительный мир морских камней» для детей дошкольного возрастаКонспект беседы «Удивительный мир морских камней» для детей дошкольного возраста .

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Удивительный зонтик»Конспект НОД для детей второй младшей группы «Удивительный зонтик» Воспитатель: Ребята, для того чтобы было отличное настроение, нужно чаще дарить улыбки друг другу. Давайте улыбнёмся!В группе сразу стало.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный воздух»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный воздух» Программное содержание: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли.

Конспект познавательного занятия для старшей группы «Удивительный мир рыб» Цель: познакомить детей с интересными видами рыб планеты Земля. Задачи: • познакомить детей с некоторыми видами рыб; • развивать познавательный.

Конспект занятия по лепке «Удивительный зоопарк»Конспект занятия по лепке «Удивительный зоопарк» Цель: формировать представление о геометрических фигурах, умение отличать их друг от друга, запоминать их название. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшей группы «Удивительный космический мир»Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшей группы «Удивительный космический мир» Программные задачи: 1. Уточнить и расширить знания детей о космосе. 2. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме,.

Конспект занятия «Удивительный мир зентангл»Конспект занятия «Удивительный мир зентангл» Хочу поделиться с вами нашим новым увлечением. Рисунки, выполненные в технике зентангл, меня просто очаровали. Предлагаю вам конспект.

Конспект ООД «Этот удивительный магнит» (старший дошкольных возраст)Конспект ООД «Этот удивительный магнит» (старший дошкольных возраст) Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: 1. Формировать.

Конспект НОД по экспериментированию «Удивительный воздух» в старшей группеКонспект НОД по экспериментированию «Удивительный воздух» в старшей группе Конспект Непосредственно организационной образовательной организационной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Удивительный мир муравьев»
Опубликовано: 11 мая 2023 в 07:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД