Папки-передвижки

Учимся читать по слогам

Наталья Ботвинова
Учимся читать по слогам

Учимся читать по слогам

Акобирова Дарья Владимировна, воспитатель.

Ботвинова Наталья Олеговна, воспитатель.

Летягина Лилия Олеговна, воспитатель.

МБДОУ№186 «Детский сад комбинированного вида».

г, Кемерово, Кемеровская область- Кузбасс

Благодаря Букварю миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь многие уже не обращаются к той самой книге. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор, чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное - правильно. В нашей статье мы рассмотрим 4 основных метода обучения чтению ребенка быстро и правильно. У некоторых из них, есть варианты исполнения (кубики Зайцева, кубики Чаплыгина, кубики Воскобовича). Принцип при этом один – изучается склад, а не буква. После того, как ребенок научился читать складовым методом, он без особого труда запомнит буквы и в школе воспримет иной способ деления слова – буквенный или слоговой.

Публикация «Учимся читать по слогам» размещена в разделах

По признанию некоторых родителей ребенок, умеющий читать, гораздо легче не читающего осваивает фонематические схемы и слоговой принцип деления слов, что входит в программу начальной школы.

№ Метод Представители Суть метода

1 К. Д Ушинский

Н. Жукова

О. Жукова

Е. Колесникова

Е. Нефедова

О. Узорова

Л. Козырева Традиционный метод обучения, используется и в школах. Обучение ведется от звука к букве, от буквы к слогу, затем к слову

2 Метод целых слов Г. Доман

А. Маниченко

Сесиль Лупан

О. Н Теплякова Обучение ведется на основе предъявления ребенку целых слов в быстрой последовательности. Считается, что дети хорошо запоминают слова благодаря особенностям развития мозга в раннем возрасте.

3 Складовой метод Н. А Зайцев

В. Воскобович

Е. Чаплыгин

Н. Бураков Обучение ведется по складам. Склад - это наименьшая единица слова, состоит из одной или двух букв, например, ПА-Р

4 Метод Монтессори М. Монтессори

Е. Хилтунен Метод интуитивного чтения. Получая сначала чувственный, сенсорный опыт, через письмо и ощупывание букв, игр с ними, ребенок самостоятельно начинает читать.

Рассмотрим один метод. Звуковой ил слоговой, фонематический метод.

Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком». Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки - это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись. Фонематическое восприятие- это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение, понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково.

Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:

1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.

2. Умение выделять первый и последний звук в слове

З. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.

4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно, кроме детей с речевыми нарушениями. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:

• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих звонких, свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, шипящих - свистящих и т. п.);

• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

• затруднение при анализе звукового состава речи.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.

Предлагаю сначала сделать упражнения, а потом уже поиграть в следующие игры которые способствуют развитию фонематического слуха и восприятия.

Упражнения перед занятиями

1. Изучение букв.

Чтобы помочь малышу запоминать буквы:

• выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков;

• моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки;

• обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.

2. Изучение слогов.

Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами. Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв:

• многократно называйте слоги;

• предлагайте найти определенный слог и затем назвать его;

• попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог;

• сочиняйте вместе с малышом короткие сказки.

• можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и за ручки возьмутся и вместе песенку споют (то есть получится слог).

Дид. игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дид. игра «Автобус»

Цель: Развивать фонематический слух детей.

Ход: Дети сидят на стульях, педагог раздает им игрушки (картинки). Едет большая машина. Дети должны положить в нее такие игрушки, в названии которых есть изучаемый звук. Если игрушки собраны неправильно, автобус не трогается с места.

Дид. игра «Звуковые часы»

Цель: Учить детей измерять длину слов.

Ход: Педагог, установив стрелку напротив картинки, предлагает определить хлопками количество слогов в слове.

Обучение чтению звуковым методом подразумевает 4 обязательных этапа.

На каждом этапе необходимо добиваться стойкого положительного результата.

Заниматься с дошкольником чтением надо регулярно и систематически.

Не ждите результатов немедленно и не торопите события. Позвольте малышу овладевать этим важным навыком в комфортном для него темпе.

Учите пересказывать прочитанные тексты. Помните: важна не только техника, но и осмысленность чтения.

Используемые ресурсы:

1 Веб-страница https://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-chteniyu-malyshei-mladshe-4-5-let.html

2 Веб-страница https://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07n.shtml

Публикации по теме:

«Читать не вредно, вредно не читать!» Фотоотчет о конкурсе плакатов-мотиваторов в ДОУ«Читать не вредно, вредно не читать!» Фотоотчет о конкурсе плакатов-мотиваторов в ДОУ Добрый вечер всем, кто заглянул на мою страничку! Закончился 2015 г – Год литературы. Для нас это был год интересных я ярких событий,.

Дидактическая игра для старших дошкольников «Учимся читать»Дидактическая игра для старших дошкольников «Учимся читать» Игра рассчитана для детей старшей, подготовительной группы. Цель этой игры- запоминание букв, их написания и звучания; умение различать.

«Как хорошо уметь читать!» Фотоотчет«Как хорошо уметь читать!» Фотоотчет Обучение грамоте в подготовительной логопедической группеФоторепортаж наших занятий Вот такие "Кассы букв" мы сделали с воспитателем (Ольгой.

Консультация для родителей «Как читать сказки детям» Консультация для родителей на тему: «Как рассказывать сказки детям дошкольного возраста?» Сказка – это сокровищница словесного творчества.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?»Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Лэпбук «Как хорошо уметь читать»Лэпбук «Как хорошо уметь читать» Попова Валентина Лэпбук «Как хорошо уметь читать» Цель: обучение детей чтению Задачи: знакомить детей с гласными и согласными буквами.

Музыкально-дидактическая игра «Слово по слогам читай»Музыкально-дидактическая игра «Слово по слогам читай» Музыкально-дидактическая игра «Слово по словам читай» Музыкально-речевая игра для детей 6–7 лет подготовительной группы. Игра на развитие.

Презентация «Плавать раньше, чем читать!» Обучение дошкольников плаванию - важный процесс становления здоровья и личности маленького человека. Это не только тренирующие и совершенствующее.

Консультация «Почему дети не любят читать?»Консультация «Почему дети не любят читать?» Почему дети не любят читать? Давайте разберёмся. Изучая эту тему, я поняла, что это в первую очередь ошибка взрослых. Чаще всего это.

Творческий проект «Как хорошо уметь читать!»Творческий проект «Как хорошо уметь читать!» Творческий проект «Как хорошо уметь читать!» Актуальность В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов, родителей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Учимся читать по слогам
Опубликовано: 11 мая 2023 в 06:05
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учимся читать по слогам» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ботвинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД