Папки-передвижки

Роль математики в умственном воспитании дошкольников

Лариса Подболотова
Роль математики в умственном воспитании дошкольников

В наше время, в эпоху компьютеризации, встречающаяся точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком», в смысле, математика далеко не всем будет нужна, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере будет нужна всем. Она может и должна играть особую роль в гуманизации образования, в его ориентации на воспитание и развитие личности.

Публикация «Роль математики в умственном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

ОСОБАЯ РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В УМСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ, В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТА.

Многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету математике.

Дети 6-7 л. радостно идут 1 сентября в школу, в первый класс. Это объясняется тем, что от природы они очень любознательны, стремятся к раскрытию многочисленных тайн окружающего мира. Но уже на следующий день, на лицах многих из них можно прочесть разочарование. Со временем это разочарование охватывает все большее число детей. Потеря интереса к учению, овладению математикой, ведет к серьезным последствиям: растет число неуспевающих, а сам предмет кажется недоступным. Поэтому, прежде чем приступить к обучению малышей математике следует поиграть с ними в «математику»!

Пусть дети не видят, что их обучают. Пусть они думают, что они играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, вычитают, складывают, составляют и решают задачи. Это детям интересно, потому что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе поддерживать интерес детей. Обучая математике детей дошкольного возраста в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

УЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАДОСТНЫМ!

Обучению дошкольникам началам математики должно отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началам школьного обучения с 6 лет, обилием информации, желанием родителей как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель - вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

На занятиях по развитию математических способностей формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Дети очень активны на занятиях: они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к предмету, что и стимулирует мыслительную активность. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Надо ли заставлять заниматься ребенка математикой, если ему скучно?

Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к познанию, к преодолению трудностей, стоящих на его пути, к самостоятельному решению и достижению поставленной цели.

Математика по праву занимает очень большое место в системе образования.

Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Все эти качества пригодятся детям не только при обучении математике.

ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА!

МАТЕМАТИКА МОЖЕТ И ДОЛЖНА ИГРАТЬ ОСОБУЮ РОЛЬ В ОРИЕНТАЦИИ НА ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА!

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы) основное внимание необходимо уделять развитию у детей умений самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать. С этой целью используются 8—10 объектов. Разнообразные упражнения способствуют совершенствованию умения классифицировать предметы; выделять их существенные признаки, основание классификации и сериации; прослеживать изменения в расположении объектов в связи со сменой основания классификации или сериации. Например, раскладывали столбики по высоте, затем по толщине, по цвету, весу и т. д. Каждый предмет при этом занимает определенное место в зависимости от наличия в нем того или иного качества. Дети выделяют разнообразные свойства объектов, проявляя при этом самостоятельность в оценке, отнесении объектов к определенному классу. Наиболее успешна подобная деятельность в игровых упражнениях на поиск лишнего, недостающего, следующего в ряду объекта, в широко известных играх с обручами и др.

Геометрические фигуры, протяженности и объемы, масса объектов, сила, глубина становятся предметом изучения и самостоятельной исследовательской деятельности детей.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуются количественные представления. Дети сравнивают числа, используют их для оценки величины: временных длительностей, веса, длины и т. д. Осваивают счет, арифметические действия в доступном каждому ребенку пределе. Самостоятельное использование детьми цифр, знаков: =,, > (больше, < (меньше, + следует считать естественным. Нужно обеспечить детей материалами и играми для соответствующих упражнений.

В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др.

Предлагаемые игры, игровые упражнения, включенные в определенную систему образовательной работы с детьми, будут способствовать развитию у детей внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, личностной независимости. Они представлены в виде игровых занятий, объединенных единым увлекательным сюжетом, что должно вызывать у детей активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности.

Игровые занятия — лишь одна из форм организации детей, целью которой является развитие математических способностей детей.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном использовании у детей — занимательные игры, игровые материалы и пособия, такие как «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша» и мн. другие.

Создаются условия для сосредоточения детей, увлечения их математическими и логическими играми, успешного освоения их, что стимулирует познавательную активность.

Именно в самостоятельной деятельности ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата, разговаривает со сверстниками и педагогом, высказывается по поводу игровых действий, сущности игры и т. д. В свободной деятельности ребенок располагает временем для освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей. Он постепенно овладевает умением соотносить цель и результат, элементами самоконтроля, адекватной оценкой своих действий и результата.

Педагог, независимо от характера игровой деятельности, ее назначения (свободная или организованная, направляет процесс познания ребенком математических представлений

(отношений и зависимостей, включаясь непосредственно в игру, придумывание схем и планов, карт путешествий и поиска кладов, развитие событий во времени, исполнение самых разнообразных детских желаний, обогащая при этом представления детей.

В организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте особое внимание педагога направлено на выяснение того, насколько активен ребенок в восприятии учебной задачи, организации учебных действий, направленных на решение, овладение элементами самоконтроля и самооценки. Только при постепенном успешном включении детей в полноценную, доступную возрасту интеллектуальную деятельность реализуются идеи развивающего, обучения.

В содержательных играх, на занятиях необходимо способствовать развитию у детей

— интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

— образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д. ;

— произвольного внимания; умения использовать приемы мнемотехники;

— способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др,;

— стремления к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Публикации по теме:

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка»Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка» В некоторых современных семьях сложился ошибочный стереотип: отец должен только добывать деньги и брать на себя все семейные расходы.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль математики в умственном воспитании дошкольников
Опубликовано: 30 мая 2021 в 14:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД