Получи документы

Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н. Ю. Нагибина «Зимний дуб»

Хрипунов Юрий Фёдорович
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н. Ю. Нагибина «Зимний дуб»

Цель: выявление процесса эволюции главного героя рассказа, восстановление им связей со сверстниками, обретение счастья.

Задачи: развивать умение вычитывать текст, обращать внимание на детали; формировать умение определять тему частей текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; формировать интерпретационные умения через анализ сюжета, героев, пейзажа, эпизодов, художественных деталей; показать роль метафоры и сравнения в построении рассказа; формировать умение работать в группе; развивать речь обучающихся.

Ход урока

II. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

Публикация «Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н, Ю, Нагибина „Зимний дуб“» размещена в разделах

Вступительное слово учителя:

- Сегодня на уроке мы проанализируем произведение Ю. М. Нагибина «Зимний дуб». Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о героях рассказа, точнее об их взаимоотношениях. Мы будем учиться думать, рассуждать, выдвигать и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в группе.

II. Актуализация знаний

-Почему рассказ называется «Зимний дуб»? -Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?

-Назовите героев произведения Ю. Нагибина.

III. Первичное чтение. Работа в паре по определению тем частей текста

Комментированное чтение рассказа учителем.

У вас на парте лежат карточки, на которых написана тема каждой части. Определите порядок тем в этом рассказе. Предлагаю работать в паре.

- Назовите тему 1 части, 2 части, 3 части и 4 части.

- Сколько времени, по мнению Анны Васильевны, должен был тратить Савушкин на дорогу в школу?

- Кем работала мама Савушкина?

Предлагаю вам продолжить работу с текстом. Я буду показывать вам фотографии зимнего леса, а вы постарайтесь найти, подходящие с вашей точки зрения, строчки из теста рассказа «Зимний дуб» (приём выборочного чтения)

Теперь давайте поговорим о героях рассказа. (приём выбора ключевых слов из синонимичного ряда для характеристики героев, объектов, явлений)

- Какие черты характера героев вы выделите?

- Как разговор Анны Васильевны и Савушкина характеризует каждого из них?

- А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу?

-Каким мы видим Савушкина?

Возможные наводящие вопросы: «— А ты его видел? — азартно спросила Анна Васильевна» Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»?

-Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки?

«Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Какой приём использует автор? Почему так подумала АВ?

-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?

Физкультминутка Просмотр худ. фильма «Зимний дуб» режиссера М. Кожина

Савушкин показал учительнице сказочно красивый зимний дуб, А. В. по- своему увидела красоту этого стража леса; по этому произведению режиссер М. Кожин снял художественный фильм, посмотрите, как он представил себе дуб.

IV. Организация групповой исследовательской деятельности по элементам текста.

-А у вас совпало мнение с автором Ю. Нагибиным и режиссером Михаилом Кожиным?

Каким вы представили зимний лес, зимний дуб?

1. Опишите зимний лес в этом отрывке.

2. Опишите зимний дуб, используя авторские средства выразительности.

3. Расскажите о жителях дуба. Старых знакомых мальчика.

V. Закрепление знаний. Предъявление результатов исследований

Основные выводы по группам:

- Нам осталось ответить на последний вопрос: можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Почему всё-таки автор назвал рассказ именно так?

- Как писателю удалось передать красоту дерева? Какую роль играет природа в жизни человека? Как при помощи слова создается образ?

- Чтобы ответить на эти вопросы, надо научиться быть внимательным к художественному слову. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

- Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

- Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

- Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

-Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

-Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью?

-Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего?

-Что изменилось в Анне Васильевне после прогулки по лесу?

-Как вы думаете, почему все ее уроки показались ей скучными и сухими? Что, по-вашему мнению, не хватало в ее уроках?

-Изменятся ли уроки Анны Васильевны после прогулки по лесу?

-Можно ли назвать Анну Васильевну настоящим учителем? Какими качествами должен обладать настоящий учитель?

-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?

-Как вы думаете, будет ли Савушкин опаздывать после этой прогулки? Как вы думаете, что скажет ему Анна Васильевна, если он опять опоздает?

-Как вы думаете, каким вырастет Савушкин?

- Как вы думаете, почему Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был чуткий мальчик, вслушивающийся в таинственный мир природы? Согласны ли вы с ней

Итог подводит учитель:

- Вернёмся к названию рассказа. Почему рассказ называется «Зимний дуб»?

(Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном. Природа меняет человека, делает его лучше, добрее, помогает задуматься., что человек-это песчинка во всей Вселенной. Наша задача беречь и охранять эту красоту, родную природу)

VI. Рефлексивный этап. Оценка трудностей, результатов работы.

VII. Оценивание работы обучающихся учителем.

VIII. Домашнее задание: Ю. Нагибин вот так описывает зимний дуб, режиссер фильма представил свой вариант. А вы дома, внимательно перечитав отрывок, нарисуете свой зимний дуб.

По выбору, разноуровневое д. з.

1. Читать и пересказывать.

2. Читать, пересказывать, нарисовать рисунок.

3. Читать, пересказывать и подготовить проект «Сказочная красота зимнего дерева»

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» СПИРИДОН ДМИТРИЕВИЧ ДРОЖЖИН. «РОДИНЕ» Цели: знакомить учащихся с произведениями С. Д. Дрожжина; развивать наблюдательность, воображение;.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

Презентация к уроку внеклассного чтения по произведению А. Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш» в 3 классе .

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н. Ю. Нагибина «Зимний дуб»
Опубликовано: 26 февраля 2022 в 20:06
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Н. Ю. Нагибина «Зимний дуб»» (включая файлы) размещена пользователем Хрипунов Юрий Фёдорович на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД