Лучший педагог года

Творческий отчёт «Формирование экологического миропонимания детей»

Ирина Пыхтина
Творческий отчёт «Формирование экологического миропонимания детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №9 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВИЧУГА

Творческий отчёт на тему :

«Формирование экологического миропонимания детей»

Воспитатель:Пыхтина И. В.

2017г

В настоящее время работаю с детьми 6-7 лет. В подготовительной

Публикация «Творческий отчёт „Формирование экологического миропонимания детей“» размещена в разделах

группе реализуем образовательную программу МБДОУ д/с № 9 на основе ФГОС ДО и учётом содержания образовательной программы дошкольного образования «РАЗВИТИЕ» / Под ред. Булычевой А. И. : НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016г.

Реализуем в образовательном процессе ДОУ парциальные программы, дополняющие содержание отдельных образовательных областей:

- Программа социально-личностного развития дошкольников «Я-ты-мы» (авторы О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) посвящена важнейшей проблеме современного дошкольного образования-индивидуализация личностного развития детей двух-шести лет и неразрывно связанной с ней задаче развития самосознания у детей средствами речевой активности, что соответствует концептуальным положениям ФГОС ДО и помогает наиболее полно реализовать задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

- Здоровьесберегающая технология «Воспитание здорового ребёнка» (автор М. Д. Маханёва) восполняет недостаточно раскрытые аспекты работы по реализации задач образовательной области «Физическое развитие» с детьми дошкольного возраста.

- Комплексная образовательная программа «Развитие» не содержит раздела «Музыкальное развитие», поэтому в процессе реализации данных задач, входящих в образовательную область «Художественно - эстетическое развитие», музыкальный руководитель ДОУ реализует вариативные программы: М. Б. Зацепина «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под редакцией М. А. Васильевой); И. М. Каплунова. И. А. Новоскольцева «Ладушки»; А. И. Буренина «Ритмическая мозаика».

- Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» ( авторы: Р. Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева) обеспечивает формирование основ безопасного поведения в социуме, быту, природе в рамках реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» и предполагает решение важнейшей социально - педагогической задачи - воспитание у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

- Включение регионального компонента в образовательную программу необходимо для решения задач нравственно-патриотического воспитания в рамках реализации области «Социально-коммуникативное развитие» В связи с этим в образовательном процессе используется Программа нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста «Непреходящие ценности «Малой Родины» (автор Е. В. Пчелинцева, содержание которой построено на материале культурных традиций Ивановского края.

Приоритетным направлением в нашей работе мы выбрали формирование экологического миропонимания детей. В этом направлении мы работаем много лет.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности и как результат это повышение заболеваемости среди детей, увеличение числа воспитанников, относящихся ко второй группе здоровья. Мы педагоги наблюдаем все большее отчуждение детей от мира природы. Снижение уровня экологического сознания у детей и взрослых. Неумение видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. А так как в дошкольном детстве закладываются основы личности, позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Поэтому, каким оно будет, во многом зависит от нас педагогов и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей. Вот почему этой данной проблеме мы решили уделить особое внимание. Сначала мы провели педагогическое обследование уровня сформированности экологических знаний детей старшего возраста. Данные приводятся в таблице.

Результаты диагностики показали.

У детей недостаточно знаний по возрасту о характерных особенностях представителей мира животных (33,5%) и растительного мира (48%).

Недостаточно знаний о характерных особенностях неживой природы (48%) и о временах года (29%).

Дети недостаточно осознают связь между деятельностью человека и жизнью растений и животных (24%, практические навыки ухода за животными на сформированы.

Исходя из данных, мы поставили перед собой цель: продолжить работу по формированию экологического миропонимания детей. Для реализации поставленной цели решали ряд конкретных задач.

1. Обеспечить условия для формирования экологического миропонимания детей.

2. Формировать элементарную систему знаний у детей о природе.

3. Формировать элементы экологического воспитания.

4. Формировать понятия о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

5. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

6,Формировать практические навыки и умения по уходу за живыми существами и растениями и некоторые способы охраны природы.

В результате изучения раздела «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» по программе «Развитие» отметили, что она не позволяет в полном объёме решить поставленные задачи, так как знакомит детей в основном с сезонными изменениями в природе, но для решения нашей проблемы этого недостаточно. Для реализации поставленных задач мы тщательно продумали объем содержания нашей работы. В связи, с чем к содержанию заложенному в программе «Развитие», а именно знакомя детей с природой ближайшего окружения и развивая обобщённые представления об определённой цикличности сменяемости времён года мы с коллегой взяли дополнение из парциальной программы «Мы» идею единства живого и неживого в природе, раскрывая понятия «Живой организм» : опираясь на естественно научную идею многообразия живого. В соответствии с ней, к живому, наряду с животными и растениями, отнесён и человек.

Живые - это люди, растения, они двигаются, дышат, питаются и чувствуют. Живые существа живут: удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают таких же, как они сами.

Живое может существовать если не повреждены его органы, не нарушены связи со средой обитания, если условия среды соответствуют его потребностям и возможностям приспособления. Мы взяли идею единства человека и природы. Рассматриваем человека как живое существо, похожее на животных и растений. Безусловно, показывая детям, сходство в проявлении жизни существ, представляем своеобразие этих процессов у человека, подчёркивая его отличия, социальные приобретения. Суть программы в приобщении ребёнка к культурному наследию гуманистического направления. Освоения человеком экологической культуры общества, в ней обобщён гуманный опыт взаимодействия человека и природы. В программе представлены доступные для ребёнка элементы экологической культуры, Ядром её содержания являются знания о человеке в его связи с природой, другими людьми; представление о человеке и природе как высших ценностях; знания о гуманном отношении к живому и умения его осуществлять.

Содержание программы способствует развитию личности ребёнка в целом; его экологического сознания и поведения в природе, экологически правильного отношения к ней.

Эти две программы по экологическому воспитанию дошкольников хорошо сочетаются, так как они опираются на одни и те же принципы, а именно: наглядности, систематичности и последовательности. А так же принцип развития - создание каждому ребёнку условий, в которых он мог бы максимально реализовать себя. В использовании этого принципа опираемся на имеющийся природный потенциал, ищем и раскрываем его дарования.

Принцип природосообразности воспитания - в в соответствии в своём подходе, прежде всего биологической природе ребёнка; учитывая его возрастные, индивидуальные особенности, воспитание природой, использовании её благоприятной силы, укрепления физического и психического здоровья.

Принцип психологической комфортности - его реализация обеспечивает положительное «эмоциональное самочувствие», состояние психологического благополучия. Этот принцип позволяет воспитать - уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, любознательного, инициативного, самостоятельного человека.

Принцип психологической комфортности требует от педагога с одной стороны, уважительного отношения к природе ребёнка, с другой - ставит его в радикально новую позицию равноправного партнёра и сотрудника. Итак, эта основа нашей работы с детьми по формированию экологического миропонимания дошкольников. Формировать экологическое миропонимание необходимо именно со старшего дошкольного возраста, так как у детей есть необходимый чувственный опыт общения с природой для того, чтобы выделить простейшие связи в природных процессах. Мозг детей способен к понятийному мышлению, они готовы к длительным наблюдениям, экспериментам и опытам, то есть - это период когда важно начать работу по формированию экологического миропонимания дошкольников. Это благоприятный период для накопления практического опыта, взаимодействия с природой на основе знаний о ней. Свою работу мы начали с создания необходимых условий, попытались сделать экологизацию педагогического процесса.

Огород на окне экологическая библиотека живой уголок

Огород на участке

Подготовительная к школе группа

Комнатные растения дидактические игры и территория ДОУ

пособия

Оборудовали зоны необходимыми материалами согласно возраста детей. Это наличие игрового, природного, дидактического материала, объектов наблюдения, условий для детского экспериментирования, природоведческая литература. Приобрели настольные игры, наборы дидактических карточек, наборы моделей. Комнатные растения в соответствии с возрастом детей : сансевьера, традесканция, драцена, кринум, алоэ, фиалки, хлорофитум, фуксия, аспидистра, циперус. В группе есть аквариум с рыбками. Летом наблюдали за ежом который живёт на территории детского сада. При беседах с детьми об особенностях строения человека, напоминаем что человек - живой, как растения и животные он передвигается - ходит, бегает, прыгает, питается, дышит, как и все живые воздухом, чувствует (слышит, видит, ощущает запах, боль, голод, температуру окружающего, радость, грусть и многое другое). Проводили занятия на тему «Чем человек отличается от животных, растений». Человек существо разумное: он думает (мыслит, говорит и действует осознанно (с пониманием, понимает свои чувства, поступки и дела; может предвидеть результаты своих действий, придумывать и делать инструменты, машины, приборы, создавать произведения искусства. Знакомили детей с разнообразием ценностей природы (значение природы в жизни людей). Природа является естественной средой обитания человека, он не может жить вне её условий: без условий неживой природы (воды, воздуха, земли, солнца, без живых существ (людей, растений, животных; человек взаимосвязан с природой. Через ознакомление детей с правилами поведения в природе формируем элементы экологического сознания. Для этого используем карточки с изображением правил поведения в природе, Дети приводят примеры из своего жизненного опыта, пусть ещё небольшого. Как они и их родители вели себя в лесу, в парке, у водоёма. Пытаемся обсудить с детьми эти разные ситуации, и делаем вывод о том, какие правила поведения в природе использовались. Большое внимание уделяем формированию практических навыков и умений по уходу за живыми существами и растениями. По состоянию растений на данный момент могут определить, что растению необходимо (полив, рыхление, подкормка, перенести растение в тень или наоборот в светлое место). Если дети малоактивны, стараемся их заинтересовать используя игровые ситуации. У детей нашей группы имеется опыт по уходу за растениями не только в группе но и на участке детского сада. Летом дети помогали рыхлить землю на рабатках, пололи, поливали. Мы знакомили с правилами сбора семян, когда необходимо собирать, сколько, для чего это необходимо делать. Начиная с младшего возраста формируем у детей понятие о себе как о жителе планеты, от которого зависит все живое, Даём элементарные знания о влиянии действий человека на окружающую природу. Человек может принести вред природе загрязняя воздух, воду, окружающую среду. Объясняем как это пагубно влияет на здоровье самого человека. Знакомим детей с эстетической ценностью природы, формируем понятие, что не только человек влияет на природу, но и природа влияет на человека. Общение с природой доставляет эстетическое наслаждение человеку, вызывает положительные эмоции и чувства, например: мы любуемся красотой полевых и садовых цветов, получаем удовольствие от приятных звуков - пением птиц у нас на участке, стрекотании кузнечика, от нежного запаха кустов сирени, от нежного аромата цветущих флокс на наших рабатках.

Флоксы, календула, бархатцы, георгины - все они имеют свой неповторимый аромат. Дети любят нюхать цветы, с интересом трогают лепестки, некоторые дети установили взаимосвязь состояния погоды и силой запаха, в облачную погоду или перед дождём цветы пахнут сильнее. Знакомим ребят как человек старается сделать окружающую природу ещё краше,выводит новые сорта растений, деревьев, кустарников, украшает ими парки, скверы, клумбы, сады.

Главный метод ознакомления с природой, который мы используем очень часто - это наблюдение. Наблюдения в природе дают ребёнку возможность не только воспринимать красоту, но и узнавать новое о животных и растениях, о явлениях неживой природы. В процессе наблюдения предлагаем детям присматриваться к жизни растений, животных и людей. Вокруг так много интересного. Предлагаем подумать, почему тебя привлёк этот цветок или жучок, что ты хочешь о нем узнать (как он ест, как передвигается, как себя чувствует, как общается с тобой). В процессе наблюдений знакомим с правилами поведения в природе. Например: незнакомое животное лучше всего не гладить и не брать на руки. Оно может быть больным, а некоторые животные кусаются без предупреждения. Не целуй кошек и собак и других животных, они часто роются в земле и у них на морде много микробов.

Используем в своей работе природоведческие беседы, они развивают мыслительные и речевые способности детей. Эту форму целесообразно использовать и для индивидуального общения педагога с ребёнком, что даёт возможность ребёнку высказаться как можно полнее и разнообразнее. Детская литература о природе, которую мы используем, воздействует как на сознание так и на его чувства. Яркий образный язык произведений создаёт определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В своей работе по формированию экологического миропонимания детей используем приём моделирования, алгоритм обследования объектов природы, (потрогать, погладить, посмотреть, понюхать, послушать, рассказать, выразить свои чувства, эмоции).

Используем пиктограммы при исследовании животных. 1. Кто это? 2. Строение. 3. Покров. 4. Цвет. 5. Величина. 6. Что ест? 7. Дышит. 8. Двигается. 9. Моё отношение.

Решая задачи по формированию экологического миропонимания, мы использовали разные формы учебно -воспитательного процесса.

Проектная деятельность, поисковая деятельность, экспериментальная деятельность, целевые прогулки экскурсии, ознакомление с природой в повседневной жизни.

Различные формы способствуют интересному и полноценному знакомству детей с миром природы.

Чтобы привлечь внимание дошкольников и родителей к проблемам окружающей среды, в течении года проведено много интересных и полезных с воспитательной точки зрения экологических мероприятий. Зимой ребята вместе со своими родителями участвовали в акции «Покормите птиц» : мастерили разнообразные кормушки, приносили корм для зимующих птиц. Каждую весну педагоги и родители принимают участие в субботниках по уборке близлежащих к детскому саду территорий, в которых посильную помощь принимали и дети. Собирали прошлогоднюю листву, сеяли семена бархатцев, георгинов сначала в группе а затем высаживали рассаду на клумбы. Осенью работы по благоустройству прогулочного участка продолжались, родители посадили молодые берёзки и сосенку, за которыми дети очень бережно ухаживали.

В группе постарались создать полноценные условия для решения задач по формированию экологического миропонимания : пополнили необходимым материалом пособиями уголки природы, Устраивали мини - огород на подоконнике, изготовили современные игровые пособия - лэпбуки, которые вызывают у детей ещё больший интерес к природе. Используем инновационные технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Краткосрочные проекты на тему «Овёс», «Картошка», «Профессии», «Бархатцы», Долгосрочный проект «Участок Нашей группы». Совместный проект ребёнка и родителей на тему «Какие бывают ели». Показываем детям различные презентации природоведческого характера. Применяем в своей работе проектный метод.

Большое влияние на формирование экологического миропонимания оказывает территория детского сада.

В результате систематической, целенаправленной работы у детей повысился уровень экологического сознания. В результате диагностики получили следующие данные 54% осваивают программу на высоком уровне, 37%- на среднем уровне, 9%- на низком уровне.

Особое внимание в формировании экологического миропонимания мы уделяли ознакомлению дошкольников с правилами поведения в природе, разумному отношению к своему здоровью и здоровью других детей. Проблема целенаправленного поведения у детей в том, что им трудно контролировать своё поведение, в силу несформированности психических процессов (это наша задача на будущее).

В нашем ДОУ реализуется план оздоровительных мероприятий, разработанных творческой группой педагогов и медицинских работников. Основными задачами являются: укрепление здоровья детей, воспитание потребностей в здоровом образу жизни. Лечебно-профилактическая работа строится в нашем дошкольном учреждении на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных о состоянии здоровья детей, об уровне их физического развития. Весной и осенью погода в нашей местности резко меняется. Организму ребёнка часто бывает не способен быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, и поэтому дети часто болеют в этот период. Поэтому лечебно-профилактические мероприятия мы начинаем реализовывать значительно раньше наступления межсезонья.

План оздоровительных мероприятий.

(см. В приложении №2)

Система закаливания так же разрабатывается и корректируется медицинскими работниками. Основной принцип: постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Мы используем следующие приё мы: обширное умывание, обливание ног, ходьба босиком, полоскание горла прохладной водой, солнечные и воздушные ванны, зарядка и физкультурные занятия на свежем воздухе, оздоровительный бег.

В холодный период с разрешения родителей и медиков, учитывая имеющиеся противопоказания, использование в спальне подушечки с лекарственными травами. Весь холодный период на обед детям предлагаем лук и чеснок. Родители принимают активное участие в реализации плана оздоровления детей. Обеспечивают настойками элеутерококка, луком, чесноком, шьют подушечки с лекарственными травами для своего ребёнка.

План лечебно-профилактических мероприятий

подготовительной к школе группы

Сентябрь. Экстракт элеутерококка.

Октябрь. Поливитамины по 1-2 драже в течение 2 недель;

глюконат кальция по одной таблетке в день в течение 10 дней.

Ноябрь. Полоскание горла настоем трав в течение 12 дней (шалфей).

Декабрь. Настой шиповника по 100 гр. в течение месяца.

Январь. Оксолиновая мазь в течение 2 недель (закладывание в нос). Закапывание интерферона в течение 5 дней. Дрожжевой напиток.

Февраль. Полоскание горла настоем трав в течение 2 недель.

Март. Поливитамины по 1-2 драже в течение 2 недель.

Апрель. Настой шиповника по 100 гр. В день в течение месяца.

Май. Полоскание горла настоем ромашки.

Публикации по теме:

Формирование экологического воспитания дошкольников В настоящее время вопрос об экологическом воспитании людей поднимается очень часто и имеет огромное значение в условиях взаимодействия природы.

Итоговый творческий отчёт воспитателя на 2016–2017 учебный год Годовые задачи ДОУ 12 на 2016-2017 уч. г. 1. Развивать познавательный интерес, интеллектуально-творческий потенциал каждого ребёнка, используя.

Отчёт о результатах деятельности экологического кружка «Друзья природы!» для детей 3–4 лет Отчёт о результатах деятельности экологического кружка «Друзья природы!» Для детей 3-4 лет Воспитатель Байбара Т. В. Экологическое состояние.

Отчёт по самообразованию «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста». Кириченко Светланы Викторовны воспитателя.

Творческий отчет «Формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ по вопросам экологического воспитания детей»Творческий отчет «Формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ по вопросам экологического воспитания детей» Творческий отчет «Формы взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ по вопросам экологического воспитания детей» Экологическое образование.

Творческий отчет воспитателя «Организация экологического воспитания детей дошкольного возраста» Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, а нарастающие в мире экологические проблемы побуждают специалистов.

Творческий отчёт танцевального кружка «Ритмическая мозаика» Ведущая. Дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем зале и предлагаем вашему вниманию концерт под названием ««Как здорово, что можно.

Творческий отчёт об ООД по рисованию «Воробей»Творческий отчёт об ООД по рисованию «Воробей» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию творческий отчёт о проведении продуктивной деятельности по художественно - эстетическому развитию.

Творческий отчёт за 2016–2017 учебный годТворческий отчёт за 2016–2017 учебный год Творческий отчет воспитателя подготовительной группы «Почемучки» Никитиной И. Г. За 2016-2017 уч. год. Годовой отчёт воспитателя о проделанной.

Творческий проект «Формирование художественно-творческих способностей детей в изготовлении снеговиков своими руками» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Алёнушка» города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчёт «Формирование экологического миропонимания детей»
Опубликовано: 5 июня 2018 в 23:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД