Лучший педагог года

Творческий отчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Кристина Свиридова
Творческий отчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования». Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.

Публикация «Творческий отчет „Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования“» размещена в разделах

На начальном этапе я разработала план работы на 20182019 учебный год:

1. Подбор и изучение методической литературы, составление плана работы.

2. Создание условий для детского экспериментирования (обновление центра экспериментирования «Знайка»)

3. Работа с детьми по данной теме:

1) подбор дидактических игр и художественной литературы;

2) составление картотек опытов и экспериментов с различными материалами, наблюдений на прогулке;

3) Разработка конспектов ОД;

4. Работа с родителями:

1. Подготовка консультаций, папок – передвижек, буклетов;

2. Оформление фотовыставки;

3. Показ мастер – класса «Лаборатория чудес и превращений» на родительском собрании.

4. Создание метеостанции «Звездочеты» на прогулочном участке.

Мною были определена цель: создать оптимальные условия для развития познавательно- исследовательских способностей дошкольников как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:

1. Дубина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

2. Дубина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

3. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

4. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

5. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

6. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

7. «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.

8. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2/ 2000 г.

9.. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Детство –Пресс, СПБ, 2016.

10. Л. В. Рыжова Методика детского экспериментирования. Детство –Пресс, СПБ, 2014.

На этом же этапе был обновлен центр детского экспериментирования в группе. В него были добавлены такие материалы и приборы:

- природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ;

- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;

- оборудование и инструменты: микроскоп, контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;

- картотеки опытов и экспериментов;

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

Следующим этапом стала работа с детьми. При организации экспериментально-исследовательской деятельности я использовала следующие методы и приемы:

- беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

- работа с таблицами, схемами;

- проведение опытов («Чем пахнет?», «Игры с соломинкой», «Игры с соломинкой», «Упрямый воздух», «Делаем мыльные пузыри», «Опасная свеча», «Испытание магнита», «Меня зовут Стеклянчик», «Шаг за шагом»);

- наблюдения игры на прогулках;

- экспериментов («Песчаный конус», «Рассеянный песок», «Живая вода», «Агрегатные состояния воды», «Как работает термометр», «Лабиринт», «Что потом?»);

- чтение художественной литературы;

- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Поэтому я старалась так организовать детскую деятельность, в том числе и самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал, и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Заключительный этап - это работа с родителями.

Для родителей я оформила стенд (фотовернисаж) «Мы – исследователи!».

Изготовила буклеты «Как помочь маленькому исследователю?», «Игры, опыты и эксперименты»

Была оформлена папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать».

Также я подготовила для родителей консультации: «Роль семьи в развитии поисковой активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Игры с водой и песком. Это интересно!».

На родительском собрании мною было проведено совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».

Родители были привлечены к участию в конкурсе «Родительские инициативы». Родителями была разработана и создана метеоплощадка на участке «Звездочеты»

Таким образом по результатам педагогической диагностики можно сделать вывод, что в процессе экспериментирования у детей сформировались не только эмоциональные впечатления, но и умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определять причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. А также присутствовала интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволило более углубленно закрепить и расширить представления детей о явлениях природы, свойствах материалов и веществ.

В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Приложение

План работы на 2018 – 2019 учебный год

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. Привлечение родителей к обогащению и обновлению «Центра экспериментирования»

Октябрь

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты – эксперименты : «Чем пахнет?», «Меня зовут Стеклянчик».

Изготовление буклетов «Как помочь маленькому исследователю?

Ноябрь

Чтение фрагмента рассказа "Невидимка" из книги М. Ильина и Е. Сегал "Азбука природы".

Опыты - эксперименты «Живая вода», «Агрегатные состояния воды»

Консультация: «Роль семьи в развитии поисковой активности ребенка».

Декабрь

Эксперимент «Причина возникновения солнечных зайчиков).

Опыты – эксперименты : «Игры с соломинкой», игры со светом.

Изготовление буклетов для родителей «Игры, опыты и эксперименты»

Январь

Просмотр фрагмента мультсериала «Новаторы».

Опыты – эксперименты : «Шаг за шагом», «Как работает термометр»

Мастер – класс «Лаборатория чудес и превращений».

Февраль

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время ОД.

Опыты – эксперименты : «Испытание магнита», «Лабиринт»

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Март

Беседа «Приборы – помощники».

Опыты – эксперименты : «Опасная свеча», «Что потом?»

Папка-передвижка «Хочу все знать».

Апрель

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты – эксперименты : «Упрямый воздух», «Песчаный конус»

Фотовернисаж «Мы – исследователи!».

Май

Беседа «Что, зачем и почему?».

Опыты – эксперименты : «Делаем мыльные пузыри», «Рассеянный песок» Консультации: «Игры с водой и песком. Это интересно!».

Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию экспериментирования» «Развитие познавательно — исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Цель: повысить уровень.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования». «Детское.

Отчет по проектной деятельности. Всестороннее развитие дошкольников в процессе выращивания комнатных растений, овощных культурОтчет по проектной деятельности. Всестороннее развитие дошкольников в процессе выращивания комнатных растений, овощных культур Отчет по проектной деятельности в старшей группе"Всестороннее развитие дошкольников в процессе выращивания комнатных растений, овощных культур".

Презентация «Развитие поисково-образовательной деятельности в процессе экспериментирования» В детстве все мы мечтали быть немного волшебниками. Понимая это, я решила выбрать тему моего самообразования "Развитие поисково-образовательной.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно — экспериментальной и исследовательской деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Березка» Утверждаю: Заведующий МБДОУ Детский сад №3.

Справка о взаимопосещении «Создание условий для обучения дошкольников поисково-исследовательской деятельности» Цель взаимопосещения: проанализировать особенности организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками в подготовительной.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников "Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников".Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться,.

Стимулы положительной мотивации дошкольников при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников в природеСтимулы положительной мотивации дошкольников при организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников в природе По ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность -это одна из ведущих видов деятельности в детском саду наряду с игровой и коммуникативной.

Экспериментирование как средство развития поисково-исследовательской деятельности у дошкольников Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников посредством детского экспериментирования Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников через организацию детского экспериментирования Подготовила воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Опубликовано: 24 сентября 2019 в 13:29
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД