Папки-передвижки

Творческая созидательная деятельность старших дошкольников в условиях проживания в малонаселенных хуторах Кубани

ИРИНА ГАЛУЕНКО
Творческая созидательная деятельность старших дошкольников в условиях проживания в малонаселенных хуторах Кубани

ТВОРЧЕСКАЯ, СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЖИВАНИЯ В МАЛОНАСЕЛЕННЫХ ХУТОРАХ КУБАНИ

ГАЛУЕНКО ИРИНА МИХАЙЛОВНА

воспитатель

Аннотация: В статье рассматриваются особенности творческой и созидательной деятельности старших дошкольников в условиях проживания в малонаселенных хуторах Кубани. Раскрываются теоретические аспекты формирования творческого и созидательного опыта у старших школьников в провинциальном социуме.

Публикация «Творческая созидательная деятельность старших дошкольников в условиях проживания в малонаселенных хуторах Кубани» размещена в разделах

Ключевые слова: старший дошкольник, малонаселенный хутор, творческая и созидательная деятельность, социум.

IN CREATIVE AND CONSTRUCTIVE ACTIVITIES OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN UNDER THE CONDITIONS OF LIVING IN THE SMALL POPULATED FARMS OF THE KUBAN

GALUENKO IRINA MYKHAILOVNA

Abstract :. The article discusses the features of the creative and creative activity of older preschoolers living in sparsely populated farms of the Kuban. Theoretical aspects of the formation of creative and constructive experience among senior schoolchildren in the provincial society are revealed.

Key words : senior preschooler, sparsely populated farm, creative and constructive activity, society.

В настоящее время государство ставит перед образовательными организациями задачу воспитания всесторонне развитой, творческой личности, способной к созиданию.

Причём творчество – это сила чувства, а созидание – это сила разума. Поэтому созидание – это высшая из известных человеку форм творческого изменения реальности, потому что созидательная деятельность всегда направлена на то, чтобы улучшить мир, сделать его более гармоничным. Созидание не просто создает – оно ещё и вдохновляет [4, с. 1].

В условиях детского сада ведется работа по вовлечению детей в творческую и созидательную деятельность. Вниманию детей представлены игровые комнаты, музыкальные залы и инструменты, широкий арсенал средств театрализованной и досугово-развлекательной деятельности. Такая деятельность старшего дошкольника может осуществляться через детскую художественную литературу, прикладные виды искусств, театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры, конструивование, народные игры и забавы, фольклор и другие. В зависимости от региона проживания дошкольники под руководством педагога постигают культуру и традиции, быт, уклад, ремесла, особенности созидательной деятельности и творчества народа своей малой Родины.

В последние десятилетия возрос интерес к народной культуре. Конечно, детские сады не могли остаться в стороне, в образовательных программах увеличилась доля регионального компонента, больше времени уделяется на изучение народного материала [3, с. 3].

Однако, педагоги отмечают тот факт, что не всех старших дошкольников удается в полной мере заинтересовать творчеством и созиданием. Этому предшествует ряд причин: повальное увлечение современных детей гаджетами, компьютерными играми, просмотром постоянно обновляющихся примитивных роликов на YouTube-канале и прочее. Попустительство в данном вопросе со стороны родителей, вседозволенность, снижают эффективность воспитательного и образовательного процесса в целом. Одной из причин можно назвать и «оторванность» детей дошкольного возраста от старшего поколения, бабушек и дедушек, которые могли бы, но не имеют возможности в виду невостребованности, передать свой жизненный опыт внукам, касающийся народного творчества и созидания.

Следует добавить, что в условиях проживания детей дошкольного возраста в условиях провинциального социума, картина резко меняется, как ни странно, в положительную сторону.

Рассмотрим особенности творческой и созидательной деятельности старших дошкольников на примере малонаселенных хуторов Кубани, например, хутора Стефановского Северского района Краснодарского края. До 1917 года этот хутор пренадлежал голове (главному) Стефанию, который был образован, имел большую библиотеку и приветствовал стремление простых людей к образованию.

Хутор знаменит тем, что является родиной С. Г. Соболя - Героя Советского Союза. Имя Героя высечено золотыми буквами в зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны в Парке Победы города Москвы. Простой хуторской паренек навечно вписался в страницы истории нашей великой России.

В настоящее время количество жителей хутора составляет 236 человек. Из них – 30 детей дошкольного и школьного возраста. Собственной школы и детского сада в хуторе не имеется. Малокомплектная школа была закрыта еще в 2006 году по причине модернизации системы образования и укрупнения муниципальных образований. Детский сад постигла та же участь еще раньше, в начале 90-х годов по причине малого количества детей дошкольного возраста. Но старожилы еще помнят то, каким уютным был детский сад, в который отдавали детей даже в возрасте от 6 месяцев от роду, уходя на работу в колхоз «За мир» или на другие рабочие места. Дети под присмотром опытных воспитателей вырастали любознательными, активными и творческими личностями. Уж было в кого быть творческими : в середине прошлого века в местном клубе занимался знаменитый не только на Кубани, но и даже в России (в Москву ездили, на ВДНХ – пели) хор. Местные колхозники после работы собирались в обители культуры, местном клубе, и «дружно спевали». А руководил этим коллективом местный житель, композитор Григорий Коваль. О нем и его любимом детище даже во всесоюзных журналах писали [2, с. 2]. Так что детям были знакомы песенные традиции как самого хутора Стефановского, так и Кубани.

Несмотря на то, что сейчас детям дошкольного возраста приходится ездить на автобусе в детский сад соседней станицы Львовской, в своем родном хуторе они являются полноправными членами малонаселенного социума и выполняют в нем определенные роли, связанные с творчеством и созидательной деятельностью. Проанализируем основные направления творческой и созидательной деятельности старших дошкольников, проживающих в этом небольшом населенном пункте Краснодарского края.

Во-первых, старшие дошкольники с удовольствие принимают участие во всех творческих мероприятиях хутора. Они читают стихи, поют, танцуют. Каждому дошкольнику известен гимн хутора Стефановского, который сочинила депутат и председатель ТОС «Хуторок» Н. Горб. В песне она назвала свою малую родину ласково - «хуторочек, ты России ручеечек». Теперь без этой песни не обходится ни одно хуторское торжество. Для стефановских дошкольников, как и для взрослых, в этом гимне заложен глубокий смысл и поют они его с удовольствием и гордостью. Ребятам знакомы казачьи песни и танцы, которые они исполняют на хуторских и районных мероприятиях и праздниках. Они сами готовят элементы костюмов и другой реквизит.

Старшие дошкольники активно принимают участие в творческом мероприятии «День добрых соседей», который в хуторе проводится вот уже пятый год. Основа мероприятия – дружба, мир и согласие! Это мероприятие позволяет расширить возможность для реализации творческого потенциала жителей хутора Стефановского, с сохранением самобытности традиций Кубани. Праздничное настроение дарят творческие коллективы : детский танцевальный ансамбль из Адыгеи, муниципальный ансамбль песни и танца «Весна», творческая команда львовского Дома культуры, самодеятельные артисты и старшие дошкольники хутора Стефановского. Звучат песни о дружбе, соседях. Организаторы проводят игры и конкурсы. Дошкольники готовят гостям небольшие сувениры, сделанные своими руками. Это могут быть изделия из биссера, оригами, изделия из глины, цветочные композиции и другое.

Каждый год на празднике присутствующие становятся в круг, берут ленты и под песню Стаса Намина «Мы желаем счастья вам» образуют большой хоровод. Затем дети выпускают в небо шары с пожеланием встретиться снова через год [1, с. 1].

Особый размах творческих способностей старшие дошкольники демонстрируют в день Великой Победы, 9 Мая. В хуторском парке расположен мемориал, состоящий из нескольких памятных комплексов: Герою Советского Союза С. Г. Соболю; воинам, отдавшим жизнь в борьбе с фашистами 1941-1945 гг. ; монумента, посвященного детям войны. Последний из них никого не оставляет равнодушным, на нем запечатлена картина: на фоне летящих вражеских самолетов на земле сидят плачущие беззащитные дети… Каждый ребенок хутора знает, что такое война. Надо добавить, что в хуторе до сих пор проживают родственники Героя С. Г. Соболя. Чтение стихотворений, исполнение песен старшими дошкольниками в этот день, вызывают глубинные чувства и слезы у присутствующих. Некоторые ребята пытаются сочинять стихи сами, в которых отражаются их мысли. Творчество ребят – на высоте!

Во-вторых, созидательная деятельность старших детей не ограничивается границами детского сада или своего подворья. Весной 2020 года старшие дошкольники не только были свидетелями, но и сами принимали участие, в закладке обновленного парка на месте старого. Жителями хутора было высажено более 80 деревьев и кустарников. Дошкольники помогали взрослым : поливали саженцы. Теперь парк является излюбленным местом детей дошкольного возраста. Они берегут и охраняют растительность в нем, высаживают под руководством старших цветы на клумбах, ухаживают за ними.

В парке имеется крытая площадка со столами и скамейками. Здесь дошкольники могут заниматься творчеством : рисовать, делать поделки из подручного материала, мастерить и другое. Мальчики-дошкольники, проживающие в хуторе, любят конструировать и моделировать разнообразные модели, механизмы, средства передвижения и плавания. Девочки любят оригами, шить куклам наряды, лепить из глины и другое. Благо, что в парке полно подручного материала для творчества : листья, шишки, орехи, ветки и другое.

Рядом – тренажерный зал под навесом для физкультурных занятий. Недалеко – тенниссный корт, на котором можно проявить творческие способности в спортвной деятельности, это придумывание и организация игр с мячами, различных состязаний, спортивных эстафет.

В-третьих, в апреле 2022 года старшие дошкольники приняли участие во взрослом мероприятии: мастер-класс по раздельному сбору твёрдых коммунальных отходов. Мероприятие организовал ТОС «Хуторок» в рамках собственного проекта «Кричит земля – спаси меня!». На встречу с жителями приехала представитель администрации Краснодарского края Светлана Штерн. Взрослые и старшие дошкольники прослушали лекцию о правильном разделе мусора на фракции, о дальнейшем его переработке для производства новых товаров. В завершение мероприятия в парковой зоне старшие дошкольники, как полноправные участники мастер-класса, вместе со взрослыми высадили саженцы крымской сосны. Этот редкий вид хвойных деревьев ТОС «Хуторок» приобрёл благодаря программе грантовой поддержки губернатора Кубани. Старшие дошкольники получили новые знания и поняли, что созидать можно путем заботы о своем хуторе и его природе.

В-четвертых, старшие дошкольники летом 2022 года вместе с родителями и другими хуторянами приняли активное участие по очистке берега Кубани от мусора. Хутор Стефановский расположен на берегу реки Кубань. Места здесь красивые, пригодные для купания и рыбалки. Но старшие дошкольники могут наблюдать, как приезжие отдыхающие и рыбаки оставляют после себя горы мусора, не заботясь о чистоте и красоте природы. Ребята вооружились специальными инструментами и мешками, с энтузиазмом собирали мусор и рассуждали о том, как важно беречь окружающую среду, как ценно быть созидателем, а не ее разрушителем.

Приведенные примеры раскрывают особенности реализации творческой и созидательной деятельности старших дошкольников в условиях проживания в малонаселенных хуторах Кубани (на примере хутора Стефановского).

Пусть пока еще творческая и созидательная деятельность старших дошкольников не раскрыта полностью, но ее потенциал очевиден. Заложенные педагогами в дошкольниках зачатки творчества и созидания позволят более смело и ярко раскрыть свои способности на последующей ступени образования и далее во взрослой жизни.

В заключение можно дать несколько практических советов инициативной группе «Хуторок» :

- на базе хуторского парка организовать мастер-класс народного промысла для детей старшего дошкольного возраста : гончарного, плетения из лозы, лоскутного шиться, вышивки и другие. Это привлечет внимание к творчеству не только старших дошкольников, но и младших школьников, проживающих в данном малонаселенном социуме;

- на базе хуторского магазина организовать выставку-ярмарку «Золотая осень» с участием старших дошкольников. Дети смогут продемонстрировать свои творческие способности в виде поделок, осенних композиций, демонстрации необычных экспонатов овощей и фруктов и. п. ;

- на базе почтового отделения провести выставку детских рисунков «Мой хуторок» : мелками, красками, нетрадиционными видами художественного творчества и т. п. ;

- в зимний период организовать встречу старших дошкольников «У бабушки Нади», на которой познакомить ребят с творческими и созидательными кубанскими традициями. Организовать чаепитие;

- в весенний период провести конкурс на творческий проект среди старших дошкольников по оформлению клумб в хуторском парке, которые можно украсить деревянными поделками, раскрашенными камнями или поделками из бытового пластика и подручного материала.

Предложенные мероприятия будут способствовать повышению эффективности творческой и созидательной деятельности старших дошкольников, проживающих в хуторе Стефановский.

Таким образом, представленный пример позволяет утверждать, что творческая и созидательная деятельность старших дошкольников в условиях проживания в малонаселенных хуторах Кубани может быть полноценна и многогранна. Стоит лишь направить ее в неободимое русло и действовать сообща.

Список использованных источников

1. Горб, Н. День добрых соседей отметили в хуторе Стефановском / Н. Горб // Зори. – 2022. – №6. – С. 1-2.

2. Малютина, Л. Хутор счастливых людей / Л. Малютина // Кубанские новости. – 2015. – № 11 (33). – С. 2-3.

3. Петрова, Ю. А. Приобщение детей к истокам культуры Кубани. Кубанские казачьи игры / Ю. А. Петрова. – Кранодар: Традиция, 2021. – 29 с.

4. Преснякова, М. Ф. Через общение – к созиданию [Электронный ресурс] / М. Ф. Преснякова // Инфоурок. ру. – 2021. – URL : https://www.1urok.ru/ categories/21/ articles/32928

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду»Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях «Почему надо беречь воду» «Почему надо беречь воду?» Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в домашних условиях. Цель: Закрепить знания о значении воды.

«Сердечные» подарки для любимых мам (продуктивная деятельность старших дошкольников)«Сердечные» подарки для любимых мам (продуктивная деятельность старших дошкольников) Приближается самый добрый, самый нежный, самый любимый праздник - 8 Марта! И всех нас, педагогов, беспокоит один главный вопрос: какой.

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Фотоотчёт «Продуктивная деятельность старших дошкольников. «День космонавтики»Фотоотчёт «Продуктивная деятельность старших дошкольников. «День космонавтики» Доброго дня Вам, уважаемые посетители моего блога! 12 апреля - День космонавтики! Этот тематический день прошёл в нашей группе интересно,.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелемПознавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность старших дошкольников Познавательно-исследовательская деятельность Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности.

Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников»Рекомендации родителям «Загадывайте детям загадки» в условиях самоизоляции. Видео «Загадки для старших дошкольников» Детям нравится отгадывать загадки. Им доставляет радость и процесс отгадывания загадок, и результат. Загадка развивает у детей логическое.

Совместная деятельность. Творческая самореализация педагогов, родителей и дошкольниковСовместная деятельность. Творческая самореализация педагогов, родителей и дошкольников Одной из задач взаимодействия детского сада с семьей, прописанной во ФГОС - привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогом.

Упражнения на ориентировку на листе бумаги для старших дошкольников в условиях самоизоляцииУпражнения на ориентировку на листе бумаги для старших дошкольников в условиях самоизоляции Возраст: 5 – 7 лет (старший дошкольный возраст). Цель: развивать умение ориентироваться на ограниченной плоскости посредством словесной.

Экспериментальная деятельность для старших дошкольников в летний период Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческая созидательная деятельность старших дошкольников в условиях проживания в малонаселенных хуторах Кубани
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 11:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД