МААМ-картинки

Творческая мастерская как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Ирина Матвеева
Творческая мастерская как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Родители, бабушки, дедушки — это те главные люди, которые находятся с малышом в начале его жизненного пути. Ребенок растет и развивается благодаря их поддержке, любви и заботе. Эта связь с семьей не должна ослабевать и с приходом ребенка в детский сад. Кроме того, для его полноценного развития крайне важно участие родителей в образовательном процессе ДОО, что также продиктовано современными требованиями.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Публикация «Творческая мастерская как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» размещена в разделах

Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО, для реализации образовательной программы в ДОО должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит, кроме всего прочего, открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников ДОО) и детей.

Принципами дошкольного образования, в свою очередь, являются:

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• сотрудничество ДОО с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС ДО решает ряд важных задач, в число которых включены:

• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Многолетняя практика по работе с родителями, учёт современных требований и изменение их культурного уровня побуждает нас использовать новые формы и методы общения с ними.

Одной из эффективных форм сотрудничества с семьями воспитанников, являются занятия в творческих мастерских, организованных на базе ДОО.

Мастерская – это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией.

Цель творческой мастерской – обеспечение максимально комфортных условий для благоприятного взаимодействия, личностного роста и развития детей на основе создания единого пространственного общения.

Творческая мастерская подразумевает определенный алгоритм проведения.

1. Мухина И. А. выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской :

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

2. Право каждого участника на ошибку. Самостоятельное преодоление трудностей и исправление ошибок - путь к истине.

3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогического успеха». Оценка заменяется в данном случае самооценкой и самокоррекцией.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

• право не участвовать на этапе предъявления результата.

5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности, что стимулирует творческий процесс. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой стороны – психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы;

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества :

• диалоги участников мастерской;

• диалоги отдельных групп;

• диалог с самим собой;

• диалог с научным или художественным авторитетом.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизации, пантомим и т. д., что так же содействует появлению чувства свободы.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками. В ряде случаев он может включаться в работу на «равных» с учащимися.

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры.

Общий алгоритм проведения мастерских включает следующие элементы:

1. «Индуктор» - это создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого учащегося, создание личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора может выступать задание вокруг образа, предмета, слова, рисунка, воспоминания, фрагмента литературного или музыкального произведения, фильма.

2. Работа с материалом:

а) «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;

б) «Социоконструкция» - построение всех этих элементов группой;

в) «Социализация» - всё, что сделано индивидуально, в паре, группе должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены;

г) «Афиширование»- вывешивание «произведений» - работ участников мастерской и мастера в аудитории и ознакомление с ними других участников мастерской;

д) «Разрыв» - внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сопоставлению нового знания с литературным источником;

3. «Рефлексия» - самоанализ, то есть анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Данный алгоритм наиболее полно и ёмко отражает основные принципы организации мастерской.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогичной сущности общения. Мастерская обеспечивает атмосферу для сотрудничества участников данной технологии.

Применение данной технологии творческих мастерских в работе с родителями позволяет решить следующие задачи:

- обогащение детско-родительских отношений опытом диалогического, эмоцинально-насыщенного общения;

- формирование единого воспитательно пространства для творчества каждого ребенка на основе личностного подхода;

- взаимовлияние личностей взрослых и детей, предполагающее сотрудничество педагогов – детей – родителей через совместные творческие дела;

- укрепление престижа семьи и ее роли в обществе.

Почему все-таки семейная творческая мастерская? Потому что необходимо начинать сближение с родителями воспитанников не с собрания, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. А творческая мастерская как раз и дает такую возможность. Сама творческая атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а так же познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.

Что может послужить для такого сближения? Только сам ребенок. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.

Творческие мастерские организовываются в музыкальном зале ДОО один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группе. В среднем встреча длится от 40 до 60 мин.

Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, материала и т. д.).

При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы все участники имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки.

И, конечно, непременным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя свободно, раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.

Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы.

Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.

Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.

Традиционно творческие мастерские сопровождаются красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

Следующий этап — непосредственно совместная детско-родительская деятельность. В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.

На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от творческих мастерских подкрепляются дополнительными подарками — это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.

Такая форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Организовать подобные встречи с участием воспитанников и их родителей можно на любую тему.

На современном этапе развития общества отмечен рост национального самосознания, стремление познать историю и культуру своего народа. В связи с этим проблема учета национально-региональных факторов в воспитании детей, сохранение и возрождение национально-культурного наследия представляется актуальной, что подчеркивается и принятыми Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО). В качестве принципов дошкольного образования в ФГОС ДО выделены : «учет этнокультурной ситуации развития детей» и «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Учет этнокультурности и социокультурности в воспитании дошкольников, предполагает, в первую очередь, приобщение детей к национальной культуре.

Мир народной культуры – довольно обширное пространство, о глубине

которого и говорить не приходится. Значительное место в нем занимает замечательное

культурное наследие – русская народная кукла. Подобно русской

народной сказке, песне, она проверена временем, детской игрой и детской

любовью – кукла тысячелетия воспитывала ребенка.

Учитывая эти факторы темой, для наших творческих встреч мы выбрали изготовление русских народных обрядовых кукол и кукол-оберегов.

Знакомя с традициями игрушечного ремесла, на занятиях в творческих мастерских мы учим родителей и детей мастерить обрядовые куклы «Куватки», «Мировое древо», куклы-обереги «Домашнюю масленицу», «Вербницу». Родители с интересом знакомятся

с обычаями и традициями, связанные с историей куклы и е назначением, у детей появляются новые темы для игр с куклами.

Содержание Творческих мастерских потребовало тщательного отбора. Особую ценность представляют куклы, которые знакомят с жизнеустройством наших предков, организовывают и дисциплинируют, показывают пример трудолюбия, нацеливают на созидательную деятельность, воспитывают детей приемами народной педагогики, основанной на жизненном опыте, мировидении, мудрости многих

поколений.

Тщательно был изучен исторический, краеведческий и культурологический материал, уточнены методы и приемы, используемые при изготовлении различных кукол, организована развивающая среда, изготовлены модели кукол. На основе этого был составлен перспективный план работы творческих мастерских.

Примерный алгоритм подготовки и проведения

творческих мастерских в ДОУ

I. Предварительная работа

1. Подготовка презентации, которая сопровождает ход творческих мастерских, иллюстрирует их содержание.

2. Оформление буклета, схемы этапов работы и т. д.

3. Выполнение домашнего задания (по необходимости) — знакомство с историей и традициями какого-либо праздника, сбор и подготовка природных материалов и др.

4. Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и др.

5. Подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов.

II. Проведение творческих мастерских

1. Знакомство участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать.

2. Показ и объяснение этапов работы с материалами.

3. Обсуждение предстоящей деятельности, возможных сложностей, трудностей и путей их преодоления.

4. Непосредственно совместная детско-родительская деятельность.

5. Заключительный этап: подведение итогов; проведение рефлексии; обмен подарками.

III. Освещение итогов работы творческих мастерских на сайте ДОО, других электронных СМИ

Публикации по теме:

Творческая мастерская на дачеТворческая мастерская на даче "Творческая мастерская!" Уважаемые коллеги! Лето - замечательная пора, когда можно отдохнуть и душой и телом, насладиться всеми красками.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Проект «Творческая мастерская»Проект «Творческая мастерская» Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у.

Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи Дошкольное образовательное учреждение осуществляет педагогический процесс в инновационном режиме, нововведения требуют освоение нового содержания.

Творческая мастерская «Букеты для мам»Творческая мастерская «Букеты для мам» Рукотворных цветов, мы букет соберем. Лепесток к лепестку, мы для вас подберем. Из наших ладошек, цветные букеты. Они все для ВАС! Ведь,.

Творческая мастерская как форма взаимодействия ДОУ с родителями ясельной группыТворческая мастерская как форма взаимодействия ДОУ с родителями ясельной группы Творческая мастерская, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями. В статье рассматривается содержание семейной творческой мастерской,.

Творческая мастерская «Летний букет»Творческая мастерская «Летний букет» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию еще одну поделку нашей творческой мастерской "Летний букет". В Воронеже испортилась погода.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческая мастерская как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Опубликовано: 21 октября 2020 в 13:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческая мастерская как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Матвеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД