Получи документы

Программа по нравственно-трудовому воспитанию для работы с подростками в условиях прохождения реабилитации в СРЦН

Чесова Мадина Расуловна
Программа по нравственно-трудовому воспитанию для работы с подростками в условиях прохождения реабилитации в СРЦН

Программа по нравственно - трудовому воспитанию

"Труд - основа моей жизни!"

Составитель: Чесова Мадина Расуловна

Программа "Труд - основа моей жизни!"

Актуальность проблемы обусловила разработку программы трудового воспитания «Труд – основа моей жизни!»

Публикация «Программа по нравственно-трудовому воспитанию для работы с подростками в условиях прохождения реабилитации в СРЦН» размещена в разделах

Направленность программы «Труд – основа моей жизни!» социально-педагогическая, так как ориентирована на работу с подростками в условиях прохождения реабилитации в социально-реабилитационном учреждении для несовершеннолетних.

Работая по программе, воспитатель привлекает детей подросткового возраста к различным видам трудовой деятельности, строит работу так, чтобы трудовая основа была заложена в ежедневную жизнь.

Новизна данной программы основана на комплексном подходе в подготовке подростков к самостоятельной жизни через трудовую деятельность, при использовании оптимальных форм и методов трудового воспитания.

Практическая значимость программы очевидна, так как полученные результаты в процессе трудовой практической деятельности, в дальнейшем, способствуют положительному отношению детей к труду и их трудовой готовности к самостоятельной жизни.

Данная дополнительная программа педагогически целесообразна, так как результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков подростков нашего Учреждения, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни;

Цель программы : развитие трудовых умений и навыков подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством их включения в различные виды трудовой деятельности.

Данная цель программы достигается в процессе решения следующих задач:

воспитательные :

- приобщение детей подросткового возраста к активному систематическому участию в трудовой деятельности, сообразно их возможностям и потребностям общества;

- воспитание у воспитанников трудолюбия, чувства уважения к своему труду и к труду членов коллектива; чувства бережного отношения к результатам труда; творческого отношения к труду;

- воспитание у подростков честности, сознательности, моральных качеств, чувства долга и целеустремленности, творческого отношения к труду;

- воспитание трудовой дисциплинированности, взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки в коллективной трудовой деятельности;

- воспитание основ трудовой культуры;

развивающие:

- формирование у подростков системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;

- формирование у воспитанников потребности в саморазвитии, самосовершенствовании;

- развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

- развитие аккуратности, опрятности, самостоятельности, трудовой активности, ответственности;

- развитие коммуникативных навыков; межличностных отношений;

обучающие:

- способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни;

- приобретение системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности;

- включение подростков в трудовую деятельность при помощи систематического участия в труде;.

Программа рассчитана на детей и подростков (10-15 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся на государственном обеспечении и не имеющих возможности непосредственно в семье получать социальный опыт по ежедневному овладению культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, активно участвовать в общественно-полезном труде).

Реализация программы трудового воспитания подростков «Труд – основа моей жизни!» осуществляется через отработку культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также в активном участии в общественно-полезном труде, посредством включения подростков в различные виды трудовой деятельности.

Труд становится великим воспитателем,

Когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы, развивает любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В. А. Сухомлинский.

При реализации программы используются следующие методы:

- метод организации деятельности: приучение, упражнение, практикум;

- метод стимулирования: поощрение, авансирование, создание ситуации успеха;

- игровой метод.

Формы реализации программы :

- уроки трудолюбия;

- проекты (учебные, социальные);

- участие в акции «День Земли»;

- изготовление презентаций;

- экскурсии, рассказ, беседы;

- практическая деятельность…

Ожидаемы результаты:

- знание о труде и мире профессий;

- воспитание трудолюбия;

- составление альбома «Мир профессий»

- проведение выставок рисунков и творческих работ детей;

- участие в конкурсах;

- правильный выбор профессии;

- овладение воспитанниками различными видами трудовой деятельности;

- развитие у воспитанников интереса к трудовой деятельности, желания трудиться, уважения к людям разных профессий;

- обучение правилам безопасности при работе с бытовыми электроприборами;

- умение ухаживать за одеждой, обувью;

- знать правила сушки одежды, обуви и их хранения;

-правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки и т. д.

За основу программы были взяты предложенные материалы, разработанные Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычевой, Е. Ю. Селивановой, В. В. Титовой. Данное пособие рекомендовано Минобразования РФ для работы воспитателей и педагогов всех видов школ-интернатов, детских домов. В основу предлагаемой программы по трудовому воспитанию были положены следующие моменты: мотивы, один из ведущих видов деятельности, учитывались возрастные и психофизические особенности детей. Учитывая вышесказанное, мы выделили приоритетные задачи в каждом звене.

Начальное звено:

Трудовое воспитание.

1. Отработка навыков учебного поведения.

2. Вооружение основными навыками самообслуживания.

3. Формирование навыков трудовой коллективной деятельности.

Среднее звено:

Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание.

1. Ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях.

2. Развитие алгоритма решения различных житейских проблем.

3. Отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем.

4. Охрана природы.

Старшее звено:

Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание.

1. Проф. самоопределение – развитие способности конструировать возможные варианты будущего.

2. Трудовое воспитание.

3. Жизнеобеспечение.

Программа построена с учетом выделенных задач и основана на одной из ведущих видов деятельности – трудовой, в данных возрастных группах. За воспитателями остается право варьировать темы занятий и проводимых мероприятий, учитывая контингент группы, ее типологические и индивидуальные особенности, разновозрастной состав воспитанников.

Сроки реализации программы «Труд – основа моей жизни!» : 1 учебный год (36 занятия); которые проводятся 1 раз в неделю, время проведения составляет – 1 час.

Календарно-тематический план реализации программы

Сентябрь

1 неделя

Тема: «Что такое

трудолюбие»

Цель: Создание условий для осознания воспитанниками ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.

2. неделя

Тема: «Память можно

развивать»

Цель: Расширение представлений воспитанников о возможностях человеческой памяти и приемах рационального запоминания.

3. неделя

Тема: «Успешного человека создает труд»

Цель: Показать воспитанникам ценность трудовой деятельности.

4. Неделя

Тема: «Воспитание трудом»

Цель: Поддерживать в детях стремление подражать взрослым в процессе труда. Формировать убежденность в значимости коллективного труда, его необходимости.

Октябрь

1. неделя

Тема: «Не позволяй душе лениться!»

Цель: Раскрыть понятие духовности и поработать над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух.

2 неделя

Тема: «Делу время – потехе - час»

Цель: Учить обдуманному и целесообразному распределению своего времени, что необходимо уметь делать с самого раннего возраста.

3неделя

Тема: «Воля и труд дивные дива творят!»

Цель: Воспитывать в детях силу воли, отвращение к лени, умение ее преодолевать.

4неделя

Тема: «Характер закаляется трудом».

Цель: Размышлять с детьми о роли труда в формировании личности и становлении характера человека.

Ноябрь

1неделя

Тема: «Что может человек?»

Цель: Воспитывать в детях самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, умение ставить перед собой определенные цели и успешно бороться за их достижение.

2неделя

Тема: «Острова профессий»

Цель: Поддерживать интерес детей к различным профессиям, способствовать самостоятельности в выборе профессии.

3неделя

Тема: «Успех в ваших руках»

Цель: Формировать у воспитанников навыки и умения достигать цели. Помнить, что труд – украшает человека.

4 неделя

Тема: «Острова профессий»

Цель: Поддерживать интерес детей к различным профессиям, способствовать самостоятельности в выборе профессии.

Декабрь

1неделя

Тема: «Мой дом – наведу порядок в нем»

Цель: Показать детям, из чего складывается понятие «дом»; определить основные обязанности ребенка дома.

2неделя

Тема: «Прилежный ученик»

Цель: Способствовать более успешному усвоению изучаемого материала, повысить интерес детей к учебе.

3неделя

Тема: «Семья в жизни человека

Цель: Воспитывать у воспитанников чувство ответственности к планированию будущих семейных отношений.

4неделя

Тема: «Что в жизни зависит от меня»

Цель: Формировать у воспитанников активного и ответственного отношения к жизни.

Январь

1неделя

Тема: «Можно ли быть свободным без ответственности»

Цель: Обсудить с воспитанниками значение слов «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

2неделя

Тема: «Коллективный труд по уборке помещения»

Цель: Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.

2неделя

Тема: «Обучение дежурству»

Цель: Понимать значение своего труда. Воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым.

3неделя

Тема: «Совместный труд с дворником по уборке участка от снега»

Цель: Воспитывать уважение к труду взрослого, желание помогать. Подвести к пониманию необходимости труда не только для себя, но и для всех. Развивать чувство взаимопомощи.

4неделя

«Терпение и труд все перетрут»

Понимать значение своего труда, желание помогать взрослым и товарищу. Развивать такие качества как: добросовестность, терпение, толерантность, взаимопомощь.

Февраль

1неделя

Тема: «Обучение умению следить за своим внешним видом»

Цель: Формировать привычку следить за своим внешним видом, проявлять заботу о товарищах, оказывая друг другу помощь в устранении непорядка во внешнем виде.

2неделя

Тема: «Все работы хороши…»

Цель: Воспитание положительного отношения к труду воспитателя, взрослого человека.

3неделя

Тема: «Ай, не буду, не хочу!»

Цель: Воспитывать у воспитанников бережное отношение к результатам труда. Выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей.

4неделя

Тема: «Мы славим труд»

Цель: Развивать наблюдательность, стремление и умение отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.

Март

1неделя

Тема: «Гигиена труда и отдыха»

Развивать положительные нравственные качества; трудолюбие, старательность, целеустремленность…

2неделя

Тема: «Трудовой десант»

Цель: Формировать у воспитанников устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению.

3неделя

Тема: Акция «Международный день Земли»

Цель: Познакомить детей с историей праздника «День Земли», воспитывать заботу об окружающей среде, необходимость бережного отношения к природе, неравнодушие к будущему планеты.

4неделя

Тема: «Наши поручения»

Цель: Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие.

Апрель

1неделя

Тема: «Закончил дело – гуляй смело».

Цель: Формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку. Грамотно распределять между собой обязанности.

2неделя

Тема: «Дело мастера боится»

Цель: Формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда. Испытывать чувство удовлетворения от участия в нем.

3неделя

Тема: «От лени болеют, от труда здоровеют».

Цель: Раскрыть значение и ценность труда в жизни человека. Закреплять умение планировать деятельность, грамотно давать оценку своей деятельности.

4нелеля

Тема: «Подготовка весенней сезонной одежды»

Цель: Воспитывать бережное отношение к своим вещам. Учить просушивать свою одежду, поддерживать порядок в шкафах, обувнице.

Май

1неделя

Тема: «Труд – основа всему!»

Цель: Способствовать радостному, эмоциональному состоянию от причастности к труду взрослого, удовлетворения от выполненных действий.

2неделя

Тема: «Что такое умственный труд»

Цель: Совершенствовать навыки умственного труда; развивать положительное отношение к учебе, трудолюбие, желание помогать друг другу.

3неделя

Тема: «Умение следить за своим внешним видом»

Цель: Воспитывать опрятность, стремление следить за своим внешним видом. Проявлять бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь, проявлять гуманные чувства по отношению друг к другу.

4неделя

Тема: Практикум: «Мы – юные земледельцы»

Цель: Воспитывать у детей уважение к труду земледельцев, результатам их деятельности, необходимым для жизни всех жителей страны. Способствовать радостному, эмоциональному состоянию от причастности к труду взрослого, удовлетворение от выполненных действий.

Перечень критериев навыков сформированности трудового воспитания

В результате проделанной работы у воспитанников приюта, должны быть сформированы следующие умения и навыки:

Начальное звено:

• Владеет навыками (т. е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причесываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ, ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать свое рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка.

Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений: умеет играть с игрушкой, в настольную игру, работать с любой книгой; любит читать (или, чтобы ему читали; предпочитает чтение телевизору); знает как вести себя на занятии, при самоподготовке и пр. ; может выполнять элементарные работы : убирать (всё очень качественно, мыть посуду, гладить бельё, зашивать, пришивать; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями.

Среднее звено:

• Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы по группе, участку: убирать, мыть, стирать, гладить, чистить.

• Имеет представление о видах профессий, труде и зарплате; осознает связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их значение; имеет представление о законах, о правах и обязанностях детей в нашей стране.

Старшее звено:

• Знает свои положительные и отрицательные черты, умеет давать себе правильную самооценку, умеет принимать и оказывать помощь; умеет понимать других и правильно их оценивать.

• Владеет навыками самообслуживающего труда, умеет правильно планировать свой труд (уборка группы, помещений и т. д.); умеет правильно распоряжаться своими деньгами; имеет общее представление о мире профессий; сформирована потребность трудиться.

Использованная литература.

1. Зайцева О. В., Карпова Е. В. «На досуге: труд в школе, дома, во дворе».

2. Лосева О. А. «Режим и организация труда».

3. Куликова Л. Н. «Воспитать себя»

4. Петровский А. В. «Что мы знаем и чего не знаем о себе?»

5. Пажин В. Н. «Как себя вести».

6. Буре Р. С., Година Г. Н. «Учите детей трудиться».

7. Буре Р. С., Година Г. Н. «Воспитание детей в труде».

8. Ковальчук Я. И. «Индивидуальный подход в воспитании ребенка».

9. Маркова Т. А. «Воспитание трудолюбия у школьников».

10. Буре Р. С. «Нравственно-трудовое воспитание детей».

11. Лисина М. И. «Развитие общения у детей».

12. Шатова А. Д. «Школьник и экономика».

13. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. «Психология личности и деятельности школьника».

14. Макаренко А. С. «Мир детства».

Публикации по теме:

«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов«Дидактические игры по трудовому воспитанию». Консультация для педагогов «Кто это знает и умеет?» Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Конспект совместной деятельности по трудовому воспитанию в средней группе «Посадка герани»Конспект совместной деятельности по трудовому воспитанию в средней группе «Посадка герани» Цель: Формирование умения выращивать черенки комнатных растений. Задачи: Образовательные: • Уточнить знания о том, из чего можно вырастить.

Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе «Поделки из овощей»Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе «Поделки из овощей» Конспект занятия по трудовому воспитанию в средней группе. «Поделки из овощей» Программные задачи: 1. Обобщить знания об овощах 2. Развивать.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольниковНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Фотоотчет о профилактической беседе с подростками в СРЦН «Административная ответственность»Фотоотчет о профилактической беседе с подростками в СРЦН «Административная ответственность» Беседа «Административная ответственность». Цель: Сформировать представление об административной ответственности несовершеннолетних; познакомить.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Сообщение из опыта работы на тему «Никто не забыт, ничто не забыто…» Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое.

Занятие по трудовому воспитанию «Детский субботник на природе»Занятие по трудовому воспитанию «Детский субботник на природе» Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей природе субботник. «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей.

Библиотека изображений:

Публикация Программа по нравственно-трудовому воспитанию для работы с подростками в условиях прохождения реабилитации в СРЦН (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Чесова Мадина Расуловна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Программа по нравственно-трудовому воспитанию для работы с подростками в условиях прохождения реабилитации в СРЦН
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 20:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД