МААМ-картинки

Тревожный ребёнок

Ирина Костина
Тревожный ребёнок

Тревожность – это беспричинный, немотивированный страх.

Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые.

Исследователи Е. К. Лютова, Г. А. Широкова, отечественный педагог Я. Л. Коломенский в своих работах описывают портрет тревожного ребенка. По их мнению, он выделяется из общего контингента детей, посещающих группу детского сада. Такому ребенку свойственны настороженность, робость, некое ожидание опасности, он с недоверием осматривает окружающие его предметы и помещение. Так же тревожному ребенку присуще чрезмерное беспокойство даже в тех ситуациях, которые не представляют для ребенка видимой угрозы. Все перечисленные качества, которые приобретает ребенок дошкольного возраста, испытывая длительное состояние тревоги, со временем перетекают в мнительность, а эта черта порождает недоверие к сверстникам и взрослым, беспочвенно опасается возможных насмешек, обид. Ввиду этих причин, ребенок старается избегать совместных игр.

Публикация «Тревожный ребёнок» размещена в разделах

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них. И, следовательно, тревожность детей будет низкая

В чем же причина возникновения тревожности у ребенка?

До настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считают, что одна из основных причин возникновения тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений:

1. Противоречивые требования, предъявляемые взрослыми.

2. Неадекватные требования (чаще всего завышенные). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он неприметно должен быть лучшим, отличником. Такие родители не хотят смириться с тем, что их ребенок получает не только «Хорошо» или «5», и требуют с ребенка не возможного для него.

3. Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, если ребенку говорят: «Если ты расскажешь мне, как вел себя старший брат в мое отсутствие, я не скажу папе, что ты меня не слушался» и т. п.

4. Одной из причин тревожности у ребенка является недостаток тепла, ласки со стороны взрослых. Причем этот недостаток могут испытывать даже дети из внешне благополучных семей. Поэтому, любой шаг на встречу ребенку, похвала, ласка помогают ему, создают чувство комфорта и защиты.

Все мы знаем, что главным, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, и именно с помощью правильно организованной и подобранной игре можно преодолеть различные эмоциональные трудности ребенка. Поэтому, для коррекции тревожного состояния у ребенка можно и нужно использовать игровую терапию, например:

1. Игры-драматизации, посвященные разыгрыванию жизненных проблем, ситуаций, произошедших с ребенком.

2. Элементы дидактических игр, предполагающих постановку и реализацию учебных задач. Их значимость велика при обучении тревожных детей процессу планирования своей деятельности.

3. Подвижные игры с правилами – они направлены на развитие саморегуляции мышечной напряженности, представляют собой первый шаг на пути развития способности к регуляции своих эмоциональных состояний, и т. п.

Психокоррекционные и психоразвивающие занятия с тревожными детьми способствуют снижению уровню их тревожности, повышению самооценки, уверенности в себе, формированию навыков самоконтроля, способности осознавать и дифференцировать свои эмоции, чувства и переживания, а также освоению эффективных стратегий поведения, что несомненно ускорит и повысит уровень социализации.

Родителям важно знать, что:

Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие им справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь.

Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что вы его любите и будете любить вне зависимости от его достижений.

В постоянно меняющемся, развивающемся внутреннем мире ребенка и так много перемен, поэтому важна стабильность, которую ему может дать уверенность и психологическая устойчивость его родителей и основательность устройства семейной системы, последовательность в воспитании.

Если перемены в семье неизбежны (развод родителей, переезд, болезни, смерть домашних животных, стоит поговорить с ребенком об этих событиях, принимая во внимание его возможные чувства по этому поводу (страх, злость, вину и т. п.). Отсутствие информации и непредсказуемость жизни – вечные источники тревоги.

Тревожным детям часто трудно перейти от одной деятельности к другой (например, от игры к прогулке). Важно за какое-то время предупредить ребенка о том, что ему скоро предстоит делать, чтобы он психологически подготовился.

Полезно обсуждать с ребенком предстоящий день, вместе с ним планировать дела.

Важно формировать у ребенка адекватную самооценку. Для этого лучше всего не оценивать его (ни положительно, ни отрицательно, а интересоваться его деятельностью и ее результатами, спрашивая его самого о том, как он оценивает свою работу и почему. Не следует сравнивать ребенка с окружающими.

Ребенку необходимы положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что предстоит ему в жизни. Не критическое «Ты ошибся, значит, ты плохой», а отношение к ошибкам как к позитивному опыту. Это позволит ребенку заниматься новыми видами деятельности без сопровождающей тревоги.

Не надо заставлять ребенка делать то, что вызывает у него тревогу (например, непременно выступить на утреннике, принять участие в игре и т. п.). Подождите, пока он сам не захочет, не обретет внутреннюю готовность к каким-то действиям.

Для тревожных детей очень полезны свободные игры на свежем воздухе, игры с творческим материалом (шишками, камушками, песком, фантиками, и т. д., а также все виды водных процедур, кроме серьезных спортивных занятий.

Желательно постепенно увлекать ребенка рисованием восковыми мелками и красками (причем не только кисточкой, но и пальчиками, работой с пластилином и глиной. Таким детям важно все вокруг контролировать, а работа с творческим материалом позволяет им принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества на «текучем», не строгом материале.

Если вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь позитивно и уверенно: «Мы справимся со всем, что ни пошлет нам жизнь», то это послание непременно будет воспринято вашим ребенком, и он также вырастет в ощущении, что он – хорош и мир вокруг интересный и разный.

Работу с тревожными детьми рекомендуется проводить по трё м основным направлениям:

1. Повышение самооценки ребёнка, внушение ему веры в свои способности.

2. Обучение ребенка снятию мышечного напряжения, расслабления, создание для него комфортной обстановки. Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят – это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

3. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его случаях. Это третье очень важное направление в работе с тревожными детьми. Оно предполагает переход от новых приобретений внутреннего мира ребенка (в виде более высокой самооценки и умения расслабляться, делать комфортным свое состояние) к их внешнему выражению.

"Корабль и ветер"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.

"Шалтай-Болтай"

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. "Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" — резко наклоняем корпус тела вниз".

"Танцующие руки"

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. "Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования). Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

Профилактика тревожности (рекомендации родителям)

1. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для

него людей. (Например, нельзя говорить ребёнку : «Много ваши учителя

понимают! Бабушку лучше слушай!»).

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без

всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Доверяйте ребёнку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой

он есть

Чего делать не стоит

Воспитывать в ребенке «характер», жестко заставляя преодолевать свои страхи. В стрессовой ситуации тревожные дети обычно не мобилизуются, а наоборот, впадают в ступор. С ними может происходить так называемый тревожный распад деятельности, когда ребенок теряет способность делать даже то, что неплохо умеет. Пара особо «удачных» воспитательных акций, и ребенок надежно укрепится во мнении, что он точно глупый, беспомощный, неспособный и ни на что не годный.

Высмеивать его опасения и страхи. Даже если это мягкая ирония или семейный юмор. Для него его переживания очень серьезны (как и основания для них).

Говорить, что он не должен волноваться (или волноваться так сильно). Поверьте, если бы он мог, он бы не волновался. Лучше дать сыну или дочке возможность рассказать о своих переживаниях, посочувствовать и предложить вместе поискать выход.

Пугать его своей тревогой и чрезмерно опекать. Иногда родители, обеспокоенные уязвимостью и ранимостью ребенка, воспринимают любую ситуацию как потенциально травматичную для него. Например, первое, что спрашивают по возвращении из школы: «Тебя кто-нибудь обижал?»

Регулярно указывать на его недостатки. Такие дети, как правило, и так отлично осведомлены о своих «слабых» сторонах. А родители — это, вообще-то, тыл и поддержка!

Публикации по теме:

«Нормальный ребёнок или нет?» Консультация для родителей«Нормальный ребёнок или нет?» Консультация для родителей Нам иногда кажется, что наш ребёнок какой — то не такой. Он не управляем, не слушается, дерзит, молчит, когда к нему обращаются,.

Конспенкт занятия «Вежливый ребёнок» Тема. «Вежливое слово». Цель: формирование представлений о вежливости, доброте. Закрепление культы общения и поведения. Поддержание желания.

Консультация для родителей «Что рисует ваш ребёнок»Консультация для родителей «Что рисует ваш ребёнок» Дети любят рисовать. Используют они в творческом процессе и цветные карандаши, и фломастеры, и краски. Взрослые могут почувствовать через.

«Гиперактивный ребёнок». Консультация для родителей Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности.

Консультация для родителей «Капризный ребёнок» Консультация для родителей «Капризный ребёнок» На детские капризы жалуются многие родители. "Ребенок капризничает" – говорим мы, когда.

Консультация для родителей «Ребёнок и его здоровье»Консультация для родителей «Ребёнок и его здоровье» Сегодня уделяется большое внимание здоровью детей, тем технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.

Консультация для родителей «Ребёнок и гаджеты» Консультация для родителей. Тема: «РЕБЁНОК И ГАДЖЕТЫ». GAME OVER… С каждым годом гаджеты всё сильнее затягивают в виртуальный мир.

Памятка для родителей «Ваш ребёнок и велосипед!»Памятка для родителей «Ваш ребёнок и велосипед!» В тёплый период года родители с детьми стараются как можно больше времени проводить на свежем воздухе с пользой для здоровья – это различные.

Пусть ребёнок растёт здоровым Пусть ребёнок растёт здоровым. В дошкольном учреждении много делается для воспитания в коллективе здоровых, всесторонне развитых детей.

Трудный ребёнок. Консультация для родителейТрудный ребёнок. Консультация для родителей «Трудный ребёнок» - это не особая категория. Это – следствие невнимания взрослых к проблемам их «повзрослевших» детей. Основные причины.

Опубликовано в разделах:

Публикация Тревожный ребёнок (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Костина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Тревожный ребёнок
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 22:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД