Папки-передвижки

Тревожные дети в ДОУ

Никитина Елизавета
Тревожные дети в ДОУ

Аннотация: в статье описывается проблема тревожности у детей дошкольного возраста, причины ее возникновения и особенности проявления. Проведены классификации видов тревожностей. Предложены пути решения проблемы.

Ключевые слова: тревожность, тревога, страх, стресс.

Впервые в современной психологии тревожность была описана Зигмундом Фрейдом. Тревога, с точки зрения Фрейда, является функцией о надвигающейся опасности, угрозе, помогая личности реагировать в подобных ситуациях (ситуациях опасности, угрозы) безопасным, адаптивным, способом. Фрейд определял тревожность как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности. Содержание тревожности — переживание неопределенности и чувство беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками:

Публикация «Тревожные дети в ДОУ» размещена в разделах

1) специфическим чувством неприятного;

2) Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» 21 соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения;

3) осознанием.

Последние годы многие воспитатели и педагоги обеспокоены возрастанием в группах числа тревожных детей. Основными проявлениями этого можно назвать повышенную эмоциональную лабильность и неуверенность в себе. По мнению некоторых воспитателей, детский синдром (состояние) тревожности обусловлен неудовлетворенностью потребностей растущей личности. При анализе тревожности обнаруживается, что по своей сути она является эмоциональным ожиданием будущей опасности или того или иного рода неблагополучия. При этом наблюдаются разные степени глубины тревожности :

1) поверхностная тревожность, как временное, приходящее под воздействием различных факторов состояние, 2) как более глубокое устойчивое фоновое состояние, в обстановке которого протекает жизнь индивида, и 3) самое глубокое состояние тревожности, когда она практически постоянно держит в напряжении, охватывая все сферы жизни, что можно назвать тотальным стрессом, составной частью которого по сути тревога является.

В последних двух случаях тревожность фактически становится неотъемлемой чертой темперамента личности. Тревожности в характере сопутствуют пессимистические ожидания от будущего, от жизни в целом. Усиление тревожности приводит к возникновению её спутников, страхов.

Окружающих. Тяжелые соматические и нервно-психические заболевания, как правило, усиливают тревожность. Неудовлетворение личных потребностей ребёнка с большой вероятностью может приводить к тревожности, агрессии, замкнутости и отчуждению как механизмам защиты. Также к состоянию тревожности детей, как и у взрослых, может приводить чувство неудовлетворённости личных амбиций, или притязаний на успех, особенно в условиях высокой конкуренции в коллективе. Завышенная самооценка детей может развиться вследствие захваливания ребёнка родителями и преувеличения его успехов. Но когда его завышенная самооценка не находит подтверждения в действительности, он склонен видеть причины неудач в несправедливом отношении к нему других людей, что приводит к необоснованному чувству обиды, воспринимающемуся окружающими как неадекватное, что приводит к конфликтам. Нежелание сознавать свои слабости, страх допустить неуверенность в себе вызывают раздражение и агрессию, которые могут перерасти в хроническое состояние тревожности. Выход видится в приведении потребностей в соответствие с возможностями, то есть: либо развить возможности до уровня планки самооценки, либо помочь снизить, или привести самооценку к действительному уровню.

На самом деле, у адекватной тревоги есть и важная позитивная роль. Так, незначительная доза тревоги тонизирует и мобилизует силы человека для осуществления поставленной задачи. Правильным представляется контролируемое дозируемое введение в игровой форме ситуаций, в которых ребёнок ставится перед игровой или творческой задачей с незначительной степенью тревоги, происходящей из сознания ценности результата и связанного с этим страха не достичь или потерять его, таким образом, чтобы в процессе обучающей игры эта лёгкая тревога трансформировалась в приятное волнение при достижении желанной цели, обретении приза или победы. При этом очень важно правильно оценивать возможности и психическое состояние ребёнка, чтобы ни в коем случае не перегнуть палку, то есть не допустить сильного чувства переживания тревоги, так как это может довести ребёнка до отчаяния и вместо развивающего волю к победе и другие необходимые качества стать психически калечащим фактором.

Большую роль в воспитании в целом и проявлении тревожности и умении справляться с нею в частности играет семейный очаг, роль родителей, установление доверительных отношений между ребёнком и матерью. Эмоции имеют большое значение в жизни ребёнка, помогают осваивать мир и взаимодействовать с ним. Испытываемые дошкольником эмоции легко прочитываются на его лице, в его позе, жестах и в поведении. Одним из проявлений повышенной тревожности может быть негативное эмоциональное состояние, характеризующееся замкнутостью, растерянностью, подавленностью. В таком состоянии лицо ребёнка имеет грустный вид, он почти не улыбается и плечи его опущены. Как правило, это дети с низкой самооценкой. Постоянный страх перед неизвестностью будущего приводит к крайне низкому уровню проактивности, проявление личной инициативы стремится к нулю. Стараются не привлекать к себе внимание, покладистые, послушны как дома, так и в детском саду, старательно исполняют указания старших, неукоснительно соблюдают дисциплину, скромны и застенчивы. В действительности, их исполнительность и аккуратность – это защитный барьер между личностью и окружающими, и такой ребёнок старается соответствовать всем ожиданиям и предъявляемым к нему требованиям. Чрезмерная опека в воспитании значительно увеличивает шансы сформировать тревожную личность. При такой чрезмерной опеке, граничащей с авторитарностью, подавляется воля ребёнка и его уверенность в себе. Дошкольник опасается осуждения, боится сделать что-то неправильно, такая тревога может преобразоваться в устойчивое состояние. Тревожность может и как бы передаваться по наследству: мнительные, тревожные, неуверенные в себе родители склонны к гиперопеке. При этом с одним из родителей устанавливается более близкая связь, как правило, с матерью. Устанавливая тесный паттерн, своими прямыми словами, наставлениями и предупреждениями, а порой и невербальными проявлениями, такими как непроизвольная мимика, жесты, язык тела как реакции на ту или иную информацию и ситуации, тревожный родитель передает, вольно, или невольно внедряет свои тревоги и страхи в мировосприятие ребенка, тем самым формируя новую тревожную личность по своему образу и подобию. Мать, находящаяся в тревожном состоянии, даже непроизвольно оберегает ребенка от факторов, вызывающих страх у нее самой. Естественная забота о ребенке становится каналом передачи тревожности, особенно если забота в основном состоит из опасений, предчувствий и тревог. Усилить тревожность могут и постоянные упрёки, формирующие комплекс вины. Это может быть напрямую связано с завышенными требованиями к дошкольнику со стороны старших. В результате ребенок постоянно испытывает страх вызвать неудовольствие родителей или воспитателей. Порой большое количество страхов формируется у детей на фоне сильной эмоциональной сдержанности родителей, приводящей к отсутствию доверительного близкого контакта. Особенно в сочетании с большим количеством предостережений об ожидающих ребенка опасностях. Чрезмерная строгость тоже усиливает эмоционально-тревожный фон. Часто родители нечаянно передают страхи детям, произнося в воспитательных целях те или иные угрозы, чтобы добиться послушания. Кроме этого, страхи формируются в эмоциональной памяти как результат испугов в опасных ситуациях. Например, в результате несчастных случаев, нападений и прочих угрожающих жизни опасностей. Высокий уровень тревожности негативно сказывается на развитии творческих и волевых способностей ребенка, приводит к формированию невротической личности. Однако у дошкольников состояние тревожности ещё не сформировано в черту характера и поэтому поддается коррекции при проведении надлежащей психологовоспитательной работы. Если родители и педагоги будут следовать в общении с ребенком правильной линии воспитательного поведения, то возможно значительно снизить, а то и полностью нивелировать высокий уровень тревожности у ребенка.

Список литературы:

Аракелов Г. Г., Лысенко Н. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. - 2011. - Т. 18. - № 2. - С. 102-113. Астапов В. М. Тревожность у детей. - М. : ПЕР СЭ, 2010. - 160 с. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. - 2011. - № 4. - С. 104-113. Валиуллина М. Е. Психодиагностика. - Казань: КГУ, 2012. - 427 с. Исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития: Сборник / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб. : Речь, 2010. - 174 с. Забродин Ю. М., Бороздина Л. В., Мусина И. А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психологический журнал. - 2011. - Т. 10. - № 5. - С. 87-94. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - М. : Педагогика, 2010.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дети и поэзия»Фотоотчет «Дети и поэзия» Дети и поэзия. Ежегодно два раза в год в нашем детском саду проводится конкурс чтецов. Важно провести его не обыденно, а как праздник. Родители.

Дети — наша гордость!Дети — наша гордость! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Поздравляю вас всех с началом нового учебного года! Творческих и профессиональных вам успехов, здоровья.

Дружат дети на МAAM!Дружат дети на МAAM! Всегда с большим удовольствием читаю все ваши публикации. С радостью узнаю, что многие уже подружились, делятся друг с другом профессиональными.

Фотоотчет «Посадили дети лук»Фотоотчет «Посадили дети лук» Цель: формировать практические знания о посадке лука в землю. Сообщить, что из луковиц можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный.

Консультация «Дети и дорога»Консультация «Дети и дорога» Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков.

Музыка и детиМузыка и дети Сегодня к нам опять приходили долгожданные гости из музыкальной школы. Наши ребята познакомились с новыми музыкальными инструментами, их.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Стенгазета «Наши дети»Стенгазета «Наши дети» Работа в подготовительной группе в основном направлена на подготовку детей к школе. Родителей наших воспитанников мы активно подключаем.

Танец «Игрушки и дети»Танец «Игрушки и дети» Танец «Игрушки и дети»(под одноименную песню Ю. Энтина) И. П. : Дети стоят по кругу, держат игрушку двумя руками перед грудью 1-й куплет:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тревожные дети в ДОУ
Опубликовано: 7 сентября 2023 в 08:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тревожные дети в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Никитина Елизавета на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД