МААМ-картинки

Тренировочное занятие «Облака» в форме исследовательской деятельности по методике А. Савенкова для дошкольников

Курдояк Евгения Александровна
Тренировочное занятие «Облака» в форме исследовательской деятельности по методике А. Савенкова для дошкольников

Образовательная область : познавательное развитие.

Интеграция видов деятельности : исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная.

Методика : Методика проведения учебных исследований в детском саду, автор Савенков Александр Ильич.

Публикация «Тренировочное занятие „Облака“ в форме исследовательской деятельности по методике А, Савенкова для дошкольников» размещена в разделах

Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения организовывать и проводить самостоятельно исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: продолжать учить искать необходимую информацию (в сети Интернет, у взрослого, в книгах и т. д.).

Развивающие: продолжать развивать навыки исследовательской деятельности по этапам; упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперимент», «понаблюдать»); упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками и в составлении повествовательного монолога с элементами описания; проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.

Воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля; воспитание взаимопомощи, взаимовыручки.

Тип занятия : фронтально - групповое.

Продолжительность: 30 минут

Материалы и оборудование: Картинка с темой исследования – облако; карточки с символическим изображением «методов исследования» (подумать самостоятельно, посмотреть в книге, понаблюдать, задать вопрос взрослому, посмотреть в сети Интернет, провести эксперимент).

Фото облаков (кучевые, перистые, слоистые, дождевые, аудиозапись песни «Облака - белогривые лошадки» (из мультфильма «Трям! Здравствуйте!», ноутбук, детские энциклопедии. Мантия и специальный головной убор (квадратная академическая шапочка) для докладчика.

Банка с горячей водой, зеркало, кубики льда; тарелочки одноразовые, губка, стакан с водой на каждого ребенка

Индивидуальная работа: оказание помощи детям, затрудняющимся выполнить задания.

Методические приёмы :

• игровой (использование сюрпризных моментов).

• словесный (напоминание, указание, вопросы).

• поощрение, анализ занятия.

Структура и ход тренировочного занятия :

№ Этап занятия Деятельность воспитателя и детей

1 2 3

1 Мотивация.

Выбор темы исследования

Воспитатель собирает детей около себя.

В: Ребята, сегодня среда и как всегда по средам наши друзья Фиксики дают нам задания. Давайте посмотрим от кого нам будет задание. Это наш друг Нолик.

Запускается видео, где Нолик просит провести исследование. А тему исследование дети должны угадать. Доклад о полученном исследовании записать на видео и отправить Нолику.

В: Ребята, вы хотите провести новое исследование? (ответы детей)

Мы будем проводить исследования — так же, как это делают взрослые ученые. Сможете? С чего мы с вами начнем? ( Ответ детей: выбрать тему исследования).

В: Правильно, а тему нашего исследования вы узнаете из пес. Нолик включай песню.

Включается аудиозапись песни «облака белогривые лошадки»

В: Из какого мультфильма песня? (Трям! Здравствуйте)

О чем она? (Об облаке)

(Карточка с изображением облака вывешивается на доску)

2 Постановка практической задачи.

Выдвижение гипотезы

В: Вы, наверное, много знаете об облаках? Давайте вспомним, где можно увидеть облака? Откуда они появляются? Какие бывают облака?

(Белые, серые, темные, перистые, кучевые, дождливые тучи).

В: Они меняются в зависимости от времени года и погоды. Летом облака легкие, как одуванчик и вата. Осенью облака скучные, дождливые, серые, а какие облака зимой? (Снежные тучи)

- Почему облака плывут по небу?

- Можно ли по облакам определить, какая будет погода?

- Почему зимой идет снег, а не дождь? (Ответы детей)

- Вы даете разные ответы на мой вопросы - это ваши предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами, которые необходимо проверить.

Гипотезы:

Возможно, облака можно увидеть на небе. Предположим, что облака состоят из воды. А может быть, облака есть на земле?

Допустим, что облака плывут, потому что их гонит ветер.

В ходе исследования мы вместе можем выяснить много нового и интересного, чего мы еще не знали!Определение средств осуществления деятельности.

Выбор методов исследования В : Вспомните и назовите методы, с помощью которых можно проверить ваши гипотезы. Расположите первый метод, а затем последующие.

(«подумать самому», «спросить у другого человека», «посмотреть в сети Интернет», «посмотреть в книге», «провести эксперимент», «понаблюдать» - это все методы исследования).

Карточки с символическим изображением выбранных методов исследования выкладываются на доску одним ребёнком, а остальные их называют

Планирование деятельности.

Составление плана исследования.

В: Ребята, посмотрите на доску. Мы с вами определили, в каком порядке будем использовать методы исследования, и у нас получился план нашей исследовательской деятельности, по которому мы и будем работать. А как мы будем фиксировать полученную информацию? (Ответы детей)

Осуществление деятельности.

Сбор материала.

В: Верно, на листочках бумаги делать заметки – рисунки, значки, символы.

1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»

- Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете об облаках.

(Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает об облаках - свой ответ фиксируют на листочке)

2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»

- Какой следующий метод? – «Посмотреть в книгах»

- Как называются «умные» книги? («энциклопедии»). Если кто-то не умеет читать сам, как он сможет добыть информацию из энциклопедии? (Ответы детей)

- Верно, можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображены облака. Затем попросить взрослого прочитать о них. (Круговорот воды в природе)

Дети работают с энциклопедиями, педагог зачитывает детям, по их просьбе, информацию найденную в книгах об облаках. Далее дети делятся информацией, фиксируют на листе бумаги.

3. Третий метод исследования «Спросить у другого человека»

- Как еще можно получить информацию? (Обращаются к плану исследовательской деятельности)

- Верно, и следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека».

- У кого мы можем спросить? Какой вопрос вы хотели бы задать ему? Вспомните какие гипотезы мы выдвигали, нам нужно их проверить!

(Ответы детей)

В: Спросим, почему облака не стоят на месте?

Взрослые: форму облаков меняет ветер, он движет их, растворяет в небе. Легкий пар поднимается высоко в небо и собирается в маленькие легкие облачки. Они плывут по небу, меняя свою форму и собираются в большие крупные облака, а водяной пар превращают в дождевые капли. Пока облако растет, ветер уносит его далеко - далеко от того места, где оно родилось.

«Облака, облака - Кучерявые бока. Облака кудрявые, Целые, дырявые, Лёгкие, воздушные - Ветерку послушные.» С. Михалков

- Облака, беззаботно плывущие по небу, кажутся легкими и воздушными как перышко. Интересно ли вам, сколько может весить одно облачко, кажущееся совершенно невесомым? Представьте себе, целых 20 000 тонн, если вы, конечно, можете представить себе такой вес! Если бы такое облако упало на город, то на его месте образовалась бы огромная воронка. Но облака не падают по причине того, что кристаллики льда и капельки воды, из которых оно состоит, настолько малы, что восходящие потоки воздуха легко удерживают их в подвешенном состоянии.

(Получив информацию, дети фиксирует ее на листе бумаги).

4. Четвертый метод исследования «Посмотреть в сети Интернет»

- Какой следующий метод мы определили в плане? (ответы детей)

- Что напишем в поиске, чтобы Интернет нам выдал правильную информацию? (ответы детей) («Какие бывают облака)

(Педагог набирает вопрос в поиск, читает полученную информацию для детей. Дети фиксирует ее на листе бумаги и помещают рядом с методом исследования)

- Итак, что нового вы узнали в Интернете? («Облака бывают разных видов, расположены на разной высоте. По ним можно определять погоду (т. е. помимо подтверждения своей гипотезы, дети открывают новые знания).

5. Пятый метод исследования «Наблюдение»

- Вы хотите увидеть, как рождается облако? Тогда присаживайтесь на стульчики.

(Банка стоит на столе у педагога, на подносе с полотенцем)

- Смотрите очень внимательно на банку и запоминайте! Я наливаю в трехлитровую банку горячей воды (примерно, 2,5см). Ставлю сверху на банку металлическую тарелку со льдом. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, там охлаждается. Содержащийся в нем водяной пар поднимается, вверх образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.

- Кто из вас расскажет, как образуются облака на небе?

Вывод: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака.

Физкультминутка.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправимся в дорожку.

Предлагаю пройти в научную лабораторию и самим попробовать сделать дождик.

Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

Почему идет дождь (вывод) : Из множества облаков появляется большая туча, капельки становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Почему идет снег? (вывод) : Зимой капельки воды замерзают и превращаются в маленькие льдинки. Льдинки слипаются между собой, и получаются снежинки.

6. Шестой метод исследования «Эксперимент»

Педагог предлагает детям «создать» дождь. На столах у ребят лежат подносы с фигурными белыми, чуть влажными губками. Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако).

Воспитатель предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло?

6 Результат.

Обобщение полученных данных.

В: Что мы узнали про облака? Подтвердились ли наши гипотезы? Что мы узнали нового, чего не знали раньше? (Ответы детей)

Доклад

В: Кто сам сможет рассказать о проведено исследовании? Карточки- пиктограммы помогут вам вспомнить обо всех открытиях.

(Дети по желанию рассказывают. Рассказчику одевается мантия и специальный головной убор)

В: Прежде, чем вы начнете рассказывать, что мы должны сделать? О чем нас просил Нолик? (Записать видео и отправить ему)

В: Может у кого-нибудь есть вопросы или дополнения к докладу?

Пример доклада «Облака – это вода, которая испаряется из морей и океанов, рек и озер, прудов и ручейков. Легкий пар поднимается высоко в небо и собирается в маленькие легкие облачка. Они плывут по небу и собираются в большие крупные облака, а водяной пар превращают в дождевые капли. Туман- это тоже облака, только находятся низко над землей. По облакам можно определять погоду. Они бывают разных видов и разных форм. Зимой капли воды охлаждаются и превращаются в снежинки»

7 Рефлексия В: Что для вас было самым интересным?

- Что на занятии было для вас лёгким?

- Что было для вас трудным?

- Где вам это может пригодиться?

- Что понравилось, запомнилось больше всего?

- Кто из ребят активнее всех был на занятии, кто больше всех отвечал?

Публикации по теме:

Занятие по изобразительной деятельности в разновозрастной группе. Обрывная аппликация «Живые облака»Занятие по изобразительной деятельности в разновозрастной группе. Обрывная аппликация «Живые облака» Занятие по изобразительной деятельности в разновозрастной группе. Обрывная аппликация «Живые облака» Цель: расширять представления о небе.

Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака»Интегрированное занятие по ИЗО-деятельности воспитателя и педагога-психолога в подготовительной группе «Эмоциональные облака» .

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки воды» по технологии А. И. СавенковаОткрытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки воды» по технологии А. И. Савенкова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» Конспект занятия.

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода»Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Волшебница Вода» МБДОУ №5 Детский сад "Калинка" п Энем Республика Адыгея воспитатель высшей категории Чениб Зейниб Вид: познавательно –исследовательская.

Открытое занятие по познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»Открытое занятие по познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди» Задачи: 1. Продолжать знакомить детей со свойствами и качествами веществ, материалов путём экспериментирования, устанавливать причинно.

Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов»Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов» Тренировочное занятие по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В стране волшебников-следопытов». Цель: Ознакомить.

Занятие по экологическому воспитанию дошкольников с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Кругом вода»Занятие по экологическому воспитанию дошкольников с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Кругом вода» Занятие по экологическому воспитанию дошкольников с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Кругом вода". Воспитатель:.

Библиотека изображений:

Публикация Тренировочное занятие «Облака» в форме исследовательской деятельности по методике А. Савенкова для дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Курдояк Евгения Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Тренировочное занятие «Облака» в форме исследовательской деятельности по методике А. Савенкова для дошкольников
Опубликовано: 20 марта 2023 в 08:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД