Получи документы

Тренинг с педагогами ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают»

Веселовацкая Татьяна
Тренинг с педагогами ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают»

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.

Задачи:

1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

2. Помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений;

3. Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих;

4. Формирование активной социальной позиции педагога.

Материалы и оборудование:

Публикация «Тренинг с педагогами ДОУ „Счастье — это когда тебя понимают“» размещена в разделах

Стулья по количеству участников, опросник «Оценка уровня общительности педагога» (по В. Ф. Ряховскому, ручки, листы бумаги, карточки к упражнению «Шушаника Минична» по количеству участников, ситуации для обыгрывания к упражнению «Я-сообщения», «Я-высказывания», текст к упражнению «Испорченный телефон», тексты к упражнению «Две подружки» (составляется самостоятельно психологом, клубок ниток.

Ход занятия

Психолог:

Я очень рада видеть всех собравшихся в этом уютном, светлом зале.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, чувства и эмоции. Они могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам.

Психолог: предлагаю поприветствовать друг друга и зарядиться энергией.

У разных народов используют разные ритуалы приветствия.

Например: объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

потереться друг о друга носами (эскимосская традиция). А мы с вами поприветствуем друг друга вот так:

Приветствие. Упражнение "Рукопожатие или поклон"

Цель: толерантность, уважительное отношение друг к другу, создание положительного настроя, раскрепощение.

Выполнение

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на две равные части: "европейцев" и "японцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом" : "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются. (После выполнения участники садятся на свои места). Психолог: Следующая игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Игра “Поменяйтесь местами. ”

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Психолог: предлагаю поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, любит петь, разгадывать кроссворды.

Теперь вопросы будут касаться особенностей профессиональной деятельности участников.

Например, меняются местами те, кто:

работает всю жизнь в одном учреждении;

работает в настоящее время по новой программе;

любит свою работу;

работает педагогом уже больше 10 лет;

мечтал быть педагогом с детства и т. д.

Вступительное слово притча «Страшный сон»

Педагог-психолог :

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему, то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»

Мораль: Форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.

Психолог: Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

Диагностика

Для того чтобы каждому из Вас, уважаемые коллеги, оценить уровень своей общительности в начале нашей встречи Вам было предложено заполнить опросник (автор Ф. Ряховский) /Приложение 6/.

Предлагаю вашему вниманию интерпретацию полученных результатов.

Практическая часть

Психолог: Для эффективного общения педагога с коллегами, родителями необходимо сознательное использование тактических приемов.

Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять на успешность общения. Кроме того, необходимо выбрать и форму приветствия. Также существуют специальные техники запоминания имен и фамилий. Одна из них состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения (можно несколько раз).

Упражнение «Шушаника Минична»

(из кн. А. В. Ненашева,Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ).

Цель: активизация памяти, гимнастика памяти.

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество (Приложение7). Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Шушаника Минична». После ответа «Шушаника Минична» задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Психолог: Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения).

Упражнение «Любящий взгляд»

Цель: осознание своего невербального эмпатийно–экспрессивного арсенала.

Выполнение

Один участник выходит за дверь. Его задача — определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Ведущий назначает в его отсутствие 2-3 человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим взглядом» увеличивается. Водящий должен по мимике и позе участников догадаться, кто смотрит на него любящим взглядом. Обсудить, что помогло догадаться; как удалось изобразить взгляд.

Психолог: Не менее важным является и умение говорить. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда требуется заявить о своей точке зрения. При этом мы рискуем вызвать защитную реакцию со стороны другого человека. Особенно, если мы указываем ему, что он должен или не должен делать. Если вместо этого объяснить, как данная ситуация представляется нам, это будет началом конструктивного разговора о возможностях изменения ситуации.

Упражнение «Я-сообщения», «Я-высказывания»

Цель: отработка участниками данного метода.

Выполнение

Схема Я-высказывания:

СОБЫТИЕ - «Когда …» (описание нежелательной ситуации).

НАША РЕАКЦИЯ - «Я ч у в с т в у ю…» (описание ваших чувств).

ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ МЕТОД – «М н е х о т е л о с ь б ы, ч т о б ы…»

Упражнение 1. «Выбери правильный ответ»

Психолог предлагает подобрать к предложенным ситуациям наиболее подходящий ответ из предложенных. Обоснуйте свой выбор:

Ситуация А

Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться.

Ваши слова А

1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»

2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».

3. «Меня сердит, когда ты не слушаешься».

Ситуация Б

У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.

Ваши слова Б

1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».

2. «Не мешай!»

3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?»

Ситуация В

Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения.

Ваши слова В

1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»

2. «Уберите за собой посуду».

3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».

После анализа ситуаций выбираются фразы, построенные по схеме «Я-высказывания» :

А — фраза 2

Б — фраза 1

В — фраза 3

Участники делятся на подгруппы и им даются ситуации для составления разных видов высказываний и их сравнения.

Упражнение 2. Составить «Я-высказывание», «Ты-высказывание» Ситуации 1. Ребёнок поел и оставил тарелку на столе.

Ситуация 2. У ребёнка в дневнике очередное замечание классного руководителя о плохом поведении.

Ситуация 3. Учитель объясняет новый материал на доске, ученик в это время разговаривает.

Психолог: Одним из важных качеств конструктивного общения, является умение слушать собеседника.

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель:1. Показать насколько важно внимательное слушание собеседника.

2. Показать, как изменяется информация

Инструкция: Участник слушает и запоминает предложенный текст, а затем передает его по цепочке.

Выполнение

Вызываются 5 добровольцев. Участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в зал по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что Вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить содержание».

Текст №1

«Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в РОНО,

т. к. он договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

Упражнение «Две подружки» (конструктивное общение)

Цель: показать на примере двух историй конструктивное и не конструктивное общение.

Участникам тренинга предлагается посмотреть 2 сценки.

1 сценка – не конструктивное общение

2 сценка – конструктивное общение

Тренер с помощью группы анализирует результаты и называет техники, которыми пользовались участники.

Игра "Нити счастья"

Мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сейчас мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг, мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: "Что такое счастье?" и передать этот моток человеку стоящему справа, итак по кругу. Следующий участник говорит свой ответ. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.

Заключение

Психолог: Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья, любви, успехов!

Публикации по теме:

«Подорожница». Мастер класс с педагогами. Фотоотчёт«Подорожница». Мастер класс с педагогами. Фотоотчёт В январе,с педагогами нашего МБДОУ был проведён мастер класс. Делали мы обереговую куклу "Подорожница". Вот уже больше года работаю с детьми.

Деловая игра с педагогами ДОУ «Я всё умею и всё могу»Деловая игра с педагогами ДОУ «Я всё умею и всё могу» Деловая игра с педагогами ДОУ «Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ» Цель: Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов.

Фотоотчет о деловой игре с педагогами «Патриоты России»Фотоотчет о деловой игре с педагогами «Патриоты России» Нравственно - патриотическое воспитание является одним из важных направлений работы с детьми в детском саду. Всем известно, что патриотизм.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Консультация для родителей «Счастье — это когда тебя понимают» Цель: повышение родительской компетентности по вопросам взаимопонимания с ребенкомВсе мы с детства помним эти простые слова из прекрасного.

КВН в детском саду между педагогамиКВН в детском саду между педагогами Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет с мероприятия КВН в детском саду. Пояснительная записка: Социально-психологическая.

Мандалотерапия в работе с педагогамиМандалотерапия в работе с педагогами Данный вид деятельности многие используют в работе с детьми, чтобы: • скорректировать эмоциональное состояние, нормализовать поведение;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг с педагогами ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают»
Опубликовано: 9 декабря 2023 в 20:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД