Лучший педагог года

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Гульнара Яушева
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель: Профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

1. Актуализировать процесс самоанализа педагогов.

2. Познакомить с приемами саморегуляции.

3. Снять эмоциональное напряжение.

4. Способствовать формированию позитивного мышления (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Материалы и оборудование:

Цветные фломастеры, шаблон буквы «Я», Ларец с мудрыми мыслями.

Публикация «Тренинг „Профилактика эмоционального выгорания“» размещена в разделах

Ход семинара:

Введение. «Здравствуйте, уважаемые педагоги! Большая часть учебного года уже позади. Многие из вас устали и хотят в отпуск. Сегодня мы немного отдохнём и расслабимся, пообщаемся в тесном кругу, поговорим об эмоциональных трудностях, которые могут у нас возникнуть или возникают. Очень часто причину эмоциональной нестабильности мы видим в усталости, накопившемся напряжении.

В настоящее время установлено, что синдрому эмоционального и профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники.

Эта проблема остается актуальной, поскольку возрастают требования к личности педагога, так как профессия педагога обладает огромной социальной важностью, и отличается очень высокой эмоциональной загруженностью.

В начале давайте по приветствуем друг друга.

Игра-приветствие «Я сегодня вот такая.»

Цель. Эмоциональная зарядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально. Также направлено на раскрепощение, сплочение, неформальное общение.

Содержание. Участники встают в круг. Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такая – и показывает невербально свое состояние. Остальные слушатели говорят: «Здравствуй, (называют имя водящего)». Затем все вместе повторяют имя приветствующего их игрока и говорят: «Татьяна, сегодня вот такая» - при этом стараясь копировать его жесты, мимику как можно точнее.

Игра продолжается, пока в ней не примут участие все. В заключение все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте ВСЕ!»

Обсуждение. После игры можно провести обсуждение, задав участникам следующие вопросы:

• Легко ли было изобразить свое состояние?

• Легко ли было повторить движения, мимику водящего?

• Приятно ли было, когда кто-то в точности повторял ваши движения, интонацию? Понравилось ли обращение по имени?

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром эмоционального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Как Вы думаете:

Каковы симптомы эмоционального выгорания у педагога? (ответы педагогов)

Упражнение «Клубок».

Уважаемые коллеги! Я предлагаю Вам встать. Шагаем строго за мной, не шуметь, поторопитесь, не отстаем. (инструкцию говорить приказным тоном). Через некоторое время попросить взяться за руки. Представьте, что мы нить и наша цель смотать клубок. Подбодрить всех, какие Вы молодцы, вы очень тонко чувствуете, друг друга, все успевают? Кто-то хочет предложить свой способ ходьбы? Мы достигли своей цели, мы стали единым целым, прочувствуйте плечо своего коллеги, похлопаем друг, другу. Какие эмоции вызвало у вас это упражнение? Было ли вам комфортно? Важно уважительно, корректно общаться со своими коллегами, родителями четко ставить цели, поддерживать друг друга. В своих коллективах мы делаем одно дело, идем к одной цели. Поэтому важно уважать друг друга. Быть внимательными к своим коллегам, чтобы вовремя оказать им помощь.

Каковы причины эмоционального выгорания? (ответы педагогов)

Упражнение “Квадрат”

Построить весь коллектив в круг (если участников мало, можно попросить всех закрыть глаза, если много с открытыми глазами). Теперь, нужно перестроиться в квадрат. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен. Спросить, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Из упражнения Вы, наверное, заметили, что для решения определенной задачи в коллективе, необходимо прислушиваться друг к другу, в какие то моменты иметь лидеров, которые способны организовать процесс и команду, которая это реализует.

Ответьте на вопрос:

Чем помочь себе и коллегам при эмоциональном выгорании? (ответы педагогов)

Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому педагогу необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы.

Физические упражнения на расслабление.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Упражнение «Мороженое».

Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и даже устать от него. Представьте, что вы заморожены, будто мороженое. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью. Вот увидите: от напряжения не останется и следа.

Какие Вы можете назвать способы профилактики эмоционального выгорания. (ответы педагогов)

Вы сейчас предложили способы профилактики эмоционального выгорания и сделали для себя определенные выводы. Жизни бывает и белая и черная полоса, главное не сдаваться! Послушайте притчу!

Однажды ослик упал в глубокий колодец и стал громко кричать, призывая своего хозяина себе на помощь. Хозяин увидел печальную картину и развел руками - вытащить ослика из колодца было нереально.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Очень важно любить себя. Каждый человек – это уникальная личность. Подумайте в чем Ваша исключительность, уникальность, сильная сторона. Вспоминайте о своих успехах. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Перейдите с вопроса «Чем я хуже других?» к вопросам «Что у меня получается лучше, чем у других? Какие у меня есть преимущества?».

Опираясь на свои сильные стороны, можно реализовать свой потенциал, свои способности, воплотить свою мечту в действительность.

Одна из причин увеличения нервозности, раздражения, когда мы не получаем положительной оценки своего поведения. Поэтому важно поощрять себя самому.

Повторение коротких, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональным напряжением, снимает беспокойство. Еще такие утверждения называются «аффирмациями».

Правила составления утверждений: они звучат в настоящем времени; отсутствуют частица «не», предлог «без».

• Я управляю своими внутренними ощущениями.

• Я горжусь своими достижениями!

• Я люблю себя и свою жизнь!

• Я полон хороших идей!

• Я легко справляюсь с любыми вопросами!

• Я профессионал своего дела!

Цените и любите себя! Вы уникальны! А сейчас предлагаю показать свою уникальность, через коллаж.

Шаблон у Вас белый, цветные фломастеры (или картинки по цвету разные, которые вам нравятся, нарисуйте схемы которые, выражают вас сегодняшних, ваши эмоции, настроение. Вот какую букву создала я буквально за пять минут до нашей встречи (показать и немного рассказать о себе).

На столе я выкладываю шаблоны, ножницы, клей, и журналы. Ваша задача: выполнить самопрезентацию, путём создания коллажа на шаблоне буквы «Я». Девиз вашей работы: заполни «Я» своим смыслом!

На всю работу у вас 7 минут!

Итак, у вас получились замечательные коллажи! Подпишите свою букву с обратной стороны своим именем, так, как вам нравится, когда к вам обращаются. И самый смелый начнёт рассказывать о себе, комментируя изображения на своей «Я», первоначально назвав своё имя. Итак, все представятся по ходу часовой стрелки от смельчака.

Девиз этого этапа работы: Если ты не знаешь, что о себе сказать, то, что же о тебе могут сказать люди?

В процессе работы вы тесно общаетесь. То есть имеете друг о друге представление. И наверняка, подметили друг в друге что-то очень хорошее, достойное комплимента. Именно комплимент друг другу я и предлагаю сделать. Передайте свою букву «Я» соседу слева. Вам тоже пришла буква. Напишите её хозяину комплимент под его именем. Не скупитесь, вам тоже пишут. Вам вернётся ваша буква с комплиментами под вашим любимым именем.

Девиз этого этапа работы: доброе слово и кошке приятно.

Каждый из вас уже почувствовал сопричастность друг к другу, что нас всех уже объединяет, мы это сейчас выразим буквально. На пол, ваша объединённая группа, выложит свои буквы «Я» так, чтобы получилась буква «М», а ваша группа выложит свои буквы «Я» так, чтобы получилась большая буква «Ы».

Теперь выстраиваемся словом "МЫ" жестом показываем своё отношение к мастер-классу. Участники фотографируются.

Зачитать слова Омара Хайяма:

Конечно, цель всего творенья – МЫ,

Источник знанья и прозренья – МЫ,

Круг мироздания, подобен перстню,

Алмаз в том перстне, без сомненья – МЫ!

В завершении нашей встречи предлагаю открыть «Ларец мудрых мыслей».

Участникам предлагается достать из ларца листочки, на которых написаны высказывания о позитивном мышлении и зачитать.

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:

Публикация Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гульнара Яушева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»
Опубликовано: 2 мая 2023 в 19:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД