Получи документы

Тренинг педагога-психолога для родителей детей первой младшей группы «Познай себя как родителя»

Марина Горева
Тренинг педагога-психолога для родителей детей первой младшей группы «Познай себя как родителя»

Цель: Создать ситуацию знакомства, эффективного межличностного общения между родителями.

Развивать навыки коллективного взаимодействия, умение анализировать и планировать деятельность в команде.

Оборудование: цветные стикеры, цветные карандаши, воздушные шарики, магнитофон, бумага формата А4, мешочек с задачами, сердечки.

Ход тренинга:

Психолог. Добрый день уважаемые родители, педагоги! Мы рады вас приветствовать в нашей группе. Цель сегодняшнего нашего тренинга – познакомиться ближе друг с другом и сплотиться, а так же познать себя как родителя. Ведь на протяжении всего обучения, воспитания и развития наших детей мы будем шагать вместе с вами бок о бок.

Публикация «Тренинг педагога-психолога для родителей детей первой младшей группы „Познай себя как родителя“» размещена в разделах

Для начала обсудим правила взаимодействия в группе, которых будем придерживаться во время тренинга.

Затем участники обсуждают и принимают такие основные правила:

1. Правило активности.

2. Правило контроля времени.

3. Каждый высказывает свое мнение, не перебивая других.

А сейчас, мне очень интересно, чего вы ожидаете от нашей встречи.

Упражнение «Аист»

Перед началом тренинга на стене прикрепляется большой рисунок с изображением аиста, который несет в клюве младенца. Каждый участник получает листок, на котором ему предлагается написать свои ожидания от тренинга. После того, как все участники записали свои ожидания, они по очереди зачитывают свои ожидания и психолог приклеивает листки рядом с аистом.

Сегодня мне бы хотелось кратко рассказать вам об итогах адаптации, а также рассказать вам о моей работе, чтобы вы знали какую роль я выполняю и чем мы будем с вашими детьми заниматься ближайшие 5 лет.

Существует миф что психолог - это врач: психиатр, психоневролог, дефектолог все эти профессии идентичны. И дети, с которыми я занимаюсь, не совсем здоровы. Это не так. Педагог – психолог не врач. Ключевое слово тут педагог-психолог. Работает психолог со здоровыми детьми, я их не лечу, мы с ними посредством игр и упражнений улучшаем память, внимание, воображение, мышление, их познавательное развитие.

И если какому-то ребенку требуется реально помощь доктора, то тут я могу только рекомендовать вам какого-то специалиста!

Основные направления работы педагога-психолога :

-Диагностическое.

В течение года я провожу диагностическую работу. Ее цель понять, все ли в порядке у малыша, усвоил ли он программу детского сада, а может ему требуется помощь в виде развивающих занятий или рекомендаций воспитателю, на что обратить внимание у данного ребенка.

Кроме основной диагностической работы Вы, родители, заметив, что что-то не так с вашим ребенком, может обратится ко мне в течении года и мы вместе, сообща, поможем малышу победить, например, страх или застенчивость.

-Коррекционное

Если в ходе диагностики выяснилось, что какой-то ребенок нуждается в помощи, то я посредством игр и упражнений буду помогать ему в развитие психических процессов.

-Консультативное.

Делится на 2 вида: то, что я сама запланировала и по "запросу родителя"

Например, мое выступление на этом родительском собрании запланировано. А если у вас есть какие-то вопросы по развитию вашего ребенка, вы всегда можете подойти в индивидуальном порядке на консультацию.

Консультации с родителями я провожу по предварительной записи.

Все занятия проводятся только с вашего согласия. В каждую группу я раздаю листы согласия на психологическое сопровождение ребенка. В первой строке нужно написать фамилию и имя ребенка, во второй – согласен/не согласен и обязательно подпись. Если кто-то напишет «не согласен», то этого ребенка я на занятия брать не буду, но у нас такого практически никогда не бывает. Это согласие действует до окончания пребывания ребенка в детском саду.

И помните! Главной моей задачей является то, чтобы жизнь вашего ребенка в детском саду была удобней и комфортней с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Упражнение «Передай мешочек»

Цель: стимулировать внимание участников тренинга, активизировать их творческие способности, помочь родителям лучше узнать друг друга.

Перед тем как начать нашу работу, давайте настроимся на совместную деятельность. Предлагаю вам мешочек, в котором написаны задания. Мешочек передаем по кругу под музыкальное сопровождение. Когда музыка стихнет, тот, у кого мешочек, достает, читает задание и выполняет его. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все задания.

Задачи:

Поете ли вы колыбельные вашему ребенку?

Какие сказки перед сном читаете своему ребенку?

Назовите любимое блюдо вашего ребенка.

Какую музыку вы слушаете?

Спойте свою любимую песню.

Какая пора года больше всего нравится вам?

Кем вы работаете и где?

Кем бы хотели стать в детстве и исполнилась ли ваша мечта?

Чем занимаетесь в свободное время?

В какие игры любит играть ваш ребенок?

Вспомните приятные воспоминания из вашего детства.

Раскройте тайну своего любимого хобби.

Как вы проводите время вместе со своим ребенком?

Есть ли у вас семейные традиции, какие?

Вот мы с вами и познакомились. Поэтому время перейти к основной части нашей встречи.

Результаты адаптации к детскому саду:

Сейчас давайте поговорим об адаптации. Адаптация – это приспособление детей к детскому саду. В целом считаю, что благодаря нашим воспитателям и участию родителей адаптационный период прошел успешно.

Ребенок — это самая большая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад, «в чужие руки» может спровоцировать у вас тревожность, беспокойство (обидят, не накормят, не переоденут и т. п.). И ваше напряженное, тревожное состояние усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает неприятие родителями детского сада и тоже начинает испытывать страх и тревогу. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается.

Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются. И это нормально.

Есть еще некоторые особенности нормально текущего периода адаптации:

- Нарушения настроения: слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность - от 1 недели до 1,5 месяца).

- Нарушения сна. Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22-23 часов. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность - от 1 до 2 месяцев).

- Нарушения аппетита. Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно-кишечным расстройствам - рвоте, болям в животе, икоте, иногда - к пищевой аллергии (продолжительность - от 1 недели до 1 месяца).

- Понижение иммунитета. Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ, реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность - от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).

- Нарушения поведения. Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т. д.) (продолжительность - от 1 недели до 2 месяцев).

Если говорить о наших детях, то начало адаптации было у многих сложным, большинству детей разлука с мамой давалась с трудом. К концу первого периода дети привыкли к режиму детского сада, утреннее расставание стало более спокойным, начали проявлять интерес к играм, многие научились выполнять гигиенические навыки.

На данный момент адаптационный период прошли 12 детей. Из них 5 детей с легкой степенью адаптации, 7 детей со средней степенью адаптации, детей с тяжелой адаптацией нет.

За период адаптации дети стали более общительными. Начали учиться играть вместе, делиться игрушками. Все дети знают, где находится их шкафчик, полотенце, кроватка. Усвоили правила поведения в группе. Практически все дети стараются есть самостоятельно, с небольшой помощью взрослых.

Дети уже умеют многое, но еще больше нам предстоит узнать и самое главное научить детей самообслуживанию. И в этом процессе Вы должны принять самое активное участие. Часто бывает так, что ребенок в саду самостоятельно кушает, раздевается и частично одевается, но после некоторого пребывания дома приходит в детский сад и воспитатели снова учит его кушать, одеваться и т. д. Дайте детям возможность быть самостоятельными, разумеется, соответственно их возрасту.

Упражнение на снятие напряжения «Воздушный шарик»

Я буду называть ситуации, в которых возможно возникновение раздражения у взрослых.

- Если названная ситуация имеет место в вашем общении с ребенком, вдыхаете воздух в шарик и крепко держите, чтобы не выходил воздух.

Ситуации

- Хотите позвонить, но ребенок постоянно вас отвлекает.

- Когда ребенок без удержу вас что-то просит.

- С кем-то разговариваете, а ребенок постоянно вмешивается в вашу беседу.

- Общаетесь с ребенком и не чувствуете в ответ адекватной реакции.

- Разговариваете с ребенком, а он начинает у вас что-то требовать, переходя на крик.

Или вас раздражают детские просьбы.

После того, как шарики наполнились воздухом, я предлагаю участникам высказать мнения, относительно того, как преодолеть раздражение в общении с собственным ребенком. По мере поступлений предложений по преодолению раздражения участники выпускают воздух из шарика, тем самым условно уничтожая раздражение и стресс. (Раздражение-это подготовка к гневу, реакция на неудачу. Уделить время себе, принять ванну, послушать музыку, поспать, попросить прощения, если накричали на ребёнка, контролировать свои эмоции).

Сейчас мы проведём тестирование «Я и мой ребёнок». Тест анонимный, вы его заполняете для себя, я вам даю ключ и, вы, подсчитав баллы, делаете выводы. Чтобы тест был максимально верным, нужно отвечать на вопросы предельно откровенно.

ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Я И МОЙ РЕБЁНОК».

ОТВЕТ «А» (Могу и всегда так поступаю) 3 очка.

ОТВЕТ «Б» (Могу, но не всегда так поступаю) 2 очка.

ОТВЕТ «В» (Не могу) 1 очко.

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ…

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея, прекрасный принц?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

КЛЮЧ К ТЕСТУ.

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.

От 30 до 39 очков – ребёнок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

От 16 до 30 очков – забота о ребёнке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Меньше 16 очков – говорит о том, что у Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того, и другого. Совет: обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Завершая нашу беседу, хочу поинтересоваться, удовлетворены ли Вы результатами теста, насколько верными оказались ответы? Следовательно, нам есть над чем работать!

Наш тренинг завершается. Оправдались ли ваши ожидания? Если ваши ожидания от тренинга сбылись, вы берете сердечко и, высказывая пожелания детям, прикрепляете его к одеялу младенца, которого несет аист.

Есть такая замечательная притча о воспитании ребенка:

Мать спросила мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.

- Сколько ему лет? - спросил мудрец.

- Пять.

- Пять лет! Беги скорее домой! Ты уже на пять лет опоздала.

Запомните для себя : НИ ОДИН, ДАЖЕ САМЫЙ ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ НЕ ЗАМЕНИТ РЕБЕНКУ МАТЕРИ И ОТЦА.

Спасибо каждому из вас за активное участие в тренинге, за вашу открытость и стремление узнавать что-то новое. Теперь вы - дружная команда. Желаю вам всегда понимать ваших детей, а малышам - интересной учебы в стенах нашего заведения. До свидания! До новых встреч!

Советы психолога

по созданию эмоционального комфорта для развития и воспитания детей.

Памятка для родителей

1. Обращайтесь к ребенку ласково по имени. Пусть в ваших словах звучит любовь к ней.

2. Интересуйтесь желаниями ребенка. Старайтесь разумно и полезно удовлетворять их.

3. Сделайте детство ваших детей спокойным, защищенным, радостным, полным приятных впечатлений.

4. Тактично решайте конфликты с ребенком.

Самое важное – любите его! Дети по – разному чувствуют любовь, но каждый ребенок в ней нуждается.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Конспект НОД «Познай себя» познавательного цикла для детей 3–4 лет ЦЕЛЬ: Формировать у ребенка интерес к познанию самого себя, дать представление о теле человека, о его органах. Ознакомить детей с внутренним.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Планы-конспекты развивающих занятий для детей первой младшей группы педагога-психолога на апрель 1 неделя апреля Занятие № 24 «Медвежонок» Задачи: - сплочение группы, развитие эмпатии; - снятие эмоционального и мышечного напряжения,.

Тренинг общения «Познай себя» Тренинг общения «Познай себя» Цели тренинга: - правильно общаться друг с другом; - наладить обратную связь; - развивать чувство открытости.

Развивающее занятие педагога-психолога в первой младшей группе на тему «Снегири»Развивающее занятие педагога-психолога в первой младшей группе на тему «Снегири» Цель: познакомить детей с одной из зимующих птиц – снегирем; познакомить с нетрадиционной техникой рисования – пластилинографией. Задачи:.

Социально — нравственное развитие. Познай себя. Группа раннего возраста. Тема: Кто Я? Какой Я? 2 младшая группа Задачи: учить детей любить себя; закрепить знания о себе (имя, фамилия, пол, возраст, членах семьи;.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг педагога-психолога для родителей детей первой младшей группы «Познай себя как родителя»
Опубликовано: 23 мая 2022 в 18:55
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД