Папки-передвижки

Тренинг для сплочения педагогического коллектива

Ольга Сосова
Тренинг для сплочения педагогического коллектива

Психологический тренинг для педагогов

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Публикация «Тренинг для сплочения педагогического коллектива» размещена в разделах

Цель тренинга: развитие у участников группы коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

- формирование благоприятного психологического климата

- развитие позитивного отношения к себе и к участникам группы

- развитие умения работать в команде

- сплочение группы

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе

- повысить коммуникативные навыки педагогов

- актуализировать настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы:

бумага формата А – 4, простые карандаши, художественные средства (краски, кисти, фломастеры, масляная пастель)

МАК

стаканы с водой

спокойная музыка для релаксации

бумага для записей, шариковые ручки по числу участников

Ход тренинга:

(Вступление, правила группы) – 5 минут

Психолог:

Уважаемые коллеги! Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время. Целью нашего психологического тренинга является развитие Вашей коммуникативной компетенции. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет никого и ничего, кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Сегодня мы будем общаться и, возможно, в каждом из нас произойдут некоторые изменения. Чтобы общение было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения, позволяющие лучше увидеть и узнать себя и коллег с другой стороны. Становясь участником тренинга, Вы сможете открыть для себя новые способы развития внутренних качеств и способностей.

Для обеспечения максимально комфортного взаимодействия в группе необходимо соблюдение некоторых правил:

- «Выключить сотовые телефоны, чтобы в течение тренинга не отвлекаться на них»

- «Принцип активности». Активное участие в происходящем. Норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу, активно слушаем, смотрим, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом.

- «Здесь и теперь». Главное, не то, что происходило «там и тогда», а то, что происходит «здесь и теперь». Главное для нас, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим. Групповой опыт, обретенный через «здесь и теперь», все, что происходит с группой в целом и с каждым из нас, является большой ценностью такого общения.

- Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Это не означает, что каждый обязан выкладывать все свои тайны. Важно только одно: если участник чувствует, думает, переживает «здесь и теперь», то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства так, чтобы они стали достоянием группы. А если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правила «Свободы выбора» и «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».

- Правило Я - высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…», а не от авторитетного лица или с точки зрения каких-то норм и законов. Нужно избегать высказываний типа: «Мы все чувствуем…» или «Существует мнение…».

- Правило уважения к говорящему. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.

- Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям. О себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста».

Теперь мы знаем правила и особенности работы нашей группы.

Диагностика: (5 минут) перед началом нашего тренинга я прошу вас подойти к этому столу и выбрать карту с изображением, которое наилучшим образом отражает ваше настроение именно сейчас. Расскажите пожалуйста о своем настроении одной фразой.

Мостик: спасибо за вашу открытость. Пришло время познакомиться и поможет нам в этом…

Упражнение 1. «Приветствие с помощью метафоры» (15 мин.)

Создать метафору, сравнительную аналогию на тему «Я в своем коллективе как» Например, «Я в своем коллективе, как царь горы».

Метафоры должны быть позитивными!

Примерные рефлексивные вопросы:

1. Вызвало ли какие-нибудь затруднения данное упражнения?

2. Всем ли по душе придуманные метафоры?

3. Хочется ли кому-то изменить метафору?

4. Может быть возникли еще какие-то метафоры?

Мостик: как хорошо, что это упражнение вызвало улыбку на ваших лицах и мы узнали друг о друг что-то новое. Так не будем останавливаться и продолжим наше знакомство и взаимодействие с помощью следующего упражнения…

Упражнение 2. «Близкое знакомство» (15 минут)

Инструкция: по моей команде необходимо перестроиться в заданном порядке. Осуществляйте движения молча.

- встаньте пожалуйста в ряд по росту;

• по первой букве имени;

• по цвету волос (от светлого к более темному);

• по стажу работы.

Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.

Примерные рефлексивные вопросы:

1. Какие затруднения возникли при выполнении упражнения?

2. Помогали ли вам другие участники?

3. Какие качества необходимы людям для того, чтобы они могли работать слаженно в коллективе?

Мостик: совершенно верно. МИНИ-лекция (3-5 минут)

…Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Сплоченная, дружная команда – это половина успеха любого дела. Именно поэтому начальники всех уровней всегда считали необходимым по возможности сплачивать свой коллектив и создавать у работника внутреннее убеждение того, что он не просто приходит в место для зарабатывания денег, кишащее малосимпатичными ему личностями, но что в коллективе он окружен друзьями и близкими.

Поскольку коллективная жизнь, по сути, предполагает общение, то вначале ответим на вопрос, что подразумевают под этим понятием психологи и философы.

Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

Американские социальные психологи, посвятившие свою жизнь благородному делу исследования трудовых взаимоотношений, после многих десятилетий экспериментов вынесли, наконец, вердикт: идеальным способом для укрепления связей внутри любого коллектива являются тренинги.

Известно, что, когда люди воодушевленно, сообща делают какое-то дело, между ними возникает чувство локтя и дружбы. На этом принципе и построены такие тренинги – людей собирают не отдыхать и не беседовать, а трудиться. И труд этот позволяет выйти за рамки обыденности и погрузится в увлекательный, фантастический мир, который создаете вы сами!

Итак, закройте пожалуйста глаза и представьте наш мир через 100 лет. То, что можно было увидеть лишь в фантастических фильмах о межгалактических путешествиях и посещениях нашей планеты гостями из внеземных цивилизаций воплотилось в реальность. Сегодня у нас есть уникальный шанс совершить увлекательное путешествие на удивительную планету Позитумия по приглашению ее жителей, которые умеют дружно и сплоченно работать и очень ценят эти качества в других. Позитумцы могут взять всего одну команду, которая сможет убедить жителей этой далекой планеты, что они - сплоченный и дружный коллектив, основанный на доброжелательности, взаимовыручке и умении поддержать друг друга.

Мостик: Инопланетные жители будут неустанно наблюдать за тем, как вы будете выполнять конкурсное задание «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ», которое состоит в следующем…

Упражнение 3 «Полет на позитумию» (5 минут) + 15 минут обсуждение = 20 минут

…необходимо взять по 2 карты из 4 колод, изображение которых наиболее полно отражает ваши способности и таланты, без которых ваша команда не сможет эффективно функционировать. По этим картам инопланетяне будут составлять ваш портрет Через 2 минуты у вас должно быть 8 карт…

…поступила новая команда – нужно оставить всего 4 карты…1 минута

… ещё одна команда – оставить всего 2 карты…

… увы, для самопрезентации своих способностей можно оставить только одну карту.

Примерные рефлексивные вопросы:

1. Вызывало ли какие-нибудь затруднения это задание?

2. На каком этапе было сложно сделать выбор?

3. Какую способность вы оставили и как ее отражает изображение на карте?

4. Какие сходства и различия вы заметили в оставленных вами способностях?

5. Считаете ли вы важным, чтобы в коллективе люди обладали разными способностями?

Мостик: По этому поводу существует притча:

Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы.

Дуб сказал, что он умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она погибает оттого, что не может давать виноград. А виноградник умирает потому, что не может цвести так же прекрасно, как роза.

И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит.

Цветок ответил:

— Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты захотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я — если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, — я буду стараться быть этим как можно лучше.

Вы здесь потому, что существование нуждается в вас таком, какой вы есть. Иначе здесь был бы кто-то другой.

…спасибо, что поделились своими впечатлениями, но нам нужно вернуться к нашему заданию и довести его до конца.

Продолжение упражнения 3… (10 минут)

…теперь возьмите свои карты и создайте коллективный подвижный коллаж (ничего приклеивать не нужно). Коллаж должен наилучшим образом отражать портрет вашего коллектива. Пусть в создании коллажа вам помогут карточки с различными словами и фразами, которые смогут описать ваши таланты и способности как единого целого коллектива. Не забудьте дать название своей команде! У вас 10 минут времени!

Примерные рефлексивные вопросы: (15 минут)

1. Легко ли вам было договориться о месторасположении карт и содержании карточек со словами?

2. Был ли в вашей группе лидер? Приходилось ли уступать другим?

3. Что нового и интересного вы узнали о своих коллегах, чего не замечали раньше?

4. Скажите, чему научило вас наше сегодняшнее занятие?

Мостик: Благодаря нашему воображению мы можем в своем сознании создавать различные образы и фантазии. Но как хорошо осознавать, что сегодня в воображаемой ситуации вы взаимодействовали с совершенно реальными людьми, наделенными индивидуальными способностями и талантами. Давайте щедро поблагодарим друг друга, и на память о сегодняшнем тренинге перечислим те индивидуальные качества, которые мы ценим в каждом из нас (игра «Листок за спиной»). (5 минут)

1 ч. 30 мин.

Прикреплённые файлы:

moi-trening_ridh5.pptx | 5864,84 Кб
 
Публикации по теме:

Участие нашего коллектива в акции «Креативный маам»Участие нашего коллектива в акции «Креативный маам» Сегодня свой пост я посвящаю акции "Креативный маам",в которой пожелали участвовать все педагоги нашего детского сада,ведь работать на международном.

Анкета для родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Выявление удовлетворенности родителей работой педагогического коллектива» Уважаемые родители, мы просим вас принять.

Фотоотчет «Для дружного коллектива ЧС не страшна»Фотоотчет «Для дружного коллектива ЧС не страшна» Много раз убеждалась и убеждаюсь в том, что от сплоченности коллектива многое зависит и многое можно преодолеть. Вчерашний день был тому.

Фестиваль «Музы и дети». Выступление коллектива детского садаФестиваль «Музы и дети». Выступление коллектива детского сада Фестиваль «Музы и дети»-2016 Программа МАДОУ №4 «Я рисую этот мир» №1 Вступление – 8 человек с красками и кистями И в десять лет, и в.

Фотоотчёт о выступлении художественного коллектива «Театр моды» на сцене сельского ДК.Фотоотчёт о выступлении художественного коллектива «Театр моды» на сцене сельского ДК. Не так часто в наше небольшое, северное село приезжают артисты. Но то, что произошло в канун праздника 8 Марта, жители нашего села не.

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива»Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива» Консультация для педагогов "Коллективное творчество, как механизм сплочения детского коллектива" Задача каждого педагога создать единый,.

Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» План подготовки педагогического совета «Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».

Сценарий 8 марта для коллектива 2016 год СЦЕНАРИЙ 8 МАРТА. (ПРИ ВХОДЕ В ЗАЛ, ВСЕ БЕРУТ КАРТИНКИ ЦВЕТОВ ИЗ КОРЗИНКИ) Начинается праздничная программа с песни муз. руководителя….

Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Я работаю в детском саду воспитателем и по совместительству психологом. На одном из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для сплочения педагогического коллектива
Опубликовано: 10 ноября 2020 в 15:48
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД