Папки-передвижки

Тренинг на сплочение коллектива в дошкольном учреждении

Ирина Окунева
Тренинг на сплочение коллектива в дошкольном учреждении

Цель – сплочение коллектива.

Задачи:

- Снятие тревожности педагогов. Обучение самостоятельным методам снятия стресса.

- Помощь в адаптации в новом коллективе.

- Повышение психологической культуры педагогов.

Оборудование:

- мармелад

- музыкальное сопровождение (спокойная и быстрая мелодии,

- листы А4,

- цветные карандаши,

- памятки,

- лист регистрации,

- ноутбук

1. Знакомство:

Упражнение «Рифмуем имена»

Публикация «Тренинг на сплочение коллектива в дошкольном учреждении» размещена в разделах

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…» Пример:

Меня зовут Никита, меня любят москиты!

Меня зовут Нина, я пришла из магазина!

Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!

Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!

Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Рассказать о своем хобби, не относящемуся к работе.

2. Игра «Работа в команде»

Молча построиться в круг, квадрат, треугольник.

Основной этап.

Сейчас у нас с вами состоится тренинг с элементами арт-терапии. Профессия педагога - одна из самых «нервных» и относится к категории «группы риска». У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание диструктивных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Это все приводит к стрессу, а в большинстве случаев – хроническому стрессу.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия мы сегодня с Вами будем использовать арт-терапию, активное слушание, диагностические методики, а также будем анализировать и делать выводы.

Арт-терапия - это способ работать с душой через творчество. Существуют различные техники арт-терапии. Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным.

Практически все упражнения, которые мы сегодня будем на себе пробовать, можно использовать с детьми, как в группе, так и рекомендовать совместную работу родителю с ребенком.

2. Упражнение «Ассоциации»

Участники сидят в кругу. Передают друг другу игрушку, называя как можно больше ассоциаций к слову «здоровье» :

- успех;

- покой;

- общение:

- уверенность:

- стабильность;

- общение с природой;

- жизнерадостность;

- гармония;

- хорошее самочувствие и тому подобное.

Я думаю, большинство из Вас согласится, что «Самое главное в жизни - здоровье!».

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

В основном к ухудшению здоровья приводят стрессы. Стресс - нормальная реакция организма на угрозу, изменение внутреннего состояния, нарушения внутреннего равновесия. Но надо обратить внимание на то, что не всегда и не все стрессы бывают отрицательными. В некоторой степени они даже полезны, так как играют мобилизующую роль и помогают человеку приспособиться к изменяющимся условиям.

Виды стресса:

1. Эустресс - это стресс, вызванный положительными стрессорами (непредсказуемая победа в соревновании, олимпиаде). Он активизирует и мобилизует внутренние резервы человека, добавляет интереса к жизни, заставляет действовать более интенсивно.

2. Дистресс - вызванный негативными стрессорами (опоздание на важное мероприятие, проигрыш в соревновании и т. д.). Это разрушительный процесс, который дезорганизует поведение человека, активизирую глубинные адаптационные резервы организма. Такой длительный стресс может перерасти в невроз или психоз.

как избавиться от стресса?

Для начала заглянуть внутрь себя, расширить познания о себе. Подобные методики можно использовать и с детьми, для того чтобы разобраться, что их тревожит и найти методы помощи (методика кактус, дом-дерево-человек, несуществующее животное)

3. МЕТОДИКА «РОЗОВЫЙ КУСТ»

Рис. из свободных интернет-источников

Данная методика описана у двух авторов Дж. Алан "Ланшафт детской души" и у В. Оклендера "Окна в мир ребенка".

Методика может применяться и со взрослыми, и с детьми

Задачи:

- Обретение внутренней гармонии, поиск ресурсов, вход в ресурсное состояние

- Прорабатывание существующих затруднений на символическом уровне; - Расширение знаний о себе, о способах своего поведения.

"Представьте себе, что вы превратились в куст роз. Рассмотрите внимательно куст.

Какой вы куст? Большой, маленький?

Высокий или низкий?

Сильный или слабый? Есть ли на кусте цветы, много ли и каких? Они полностью распустились или есть только бутоны? Какие стебли и ветки, есть ли на них листья? Есть ли на ветках шипы? Есть ли корни, какие они, как глубоко проникают в землю? Оглянитесь, где вы находитесь: в городе, в деревне, на клумбе или в вазе? Быть может, вы пробиваетесь сквозь бетон или растете внутри чего-то? Нет ли поблизости деревьев, птиц, животных или людей? Есть ли вокруг вас изгородь, или забор?

Кто за вами ухаживает? Какая теперь погода? Что происходит с вами, когда меняется время года и становится холодно? Каково это – быть розовым кустом?"

Варианты дальнейшей работы могут быть разными.

Выслушиваем рассказ автора о своем рисунке, задаем уточняющие вопросы. Такая форма работы имеет диагностическую направленность. Прежде всего, обращаем внимание на то, нравится ли возникший образ клиенту, является ли для него комфортным.

Оцениваем размер рисунка. Чем меньше нарисован розовый куст по отношению к целому альбомному листу, тем неувереннее себя ощущает себя человек. Если рисунок наоборот буквально «не умещается» на альбомном листе, это может говорить о расторможенности психических процессов, или сильной эгоцентрической позиции, импульсивности.

Темные тона, коричневый, серый и фиолетовый цвета говорят о неблагополучном эмоциональном фоне. Яркие теплые краски и оттенки - признаки психологического благополучия и внутренней гармонии.

Признаком агрессивности является большое количество колючек и шипов на кусте роз. Шипы могут выражать потребность в защите и символизировать о чувстве небезопасности.

О подавляемых страхах говорят нарисованные заборы или частоколы вокруг цветка. Сорванный или поломанный цветок также является признаком эмоционального неблагополучия, возможно серьезной психотравмы.

Признаками благополучия являются позитивные образы: пышный, цветущий куст, имеющий крепкие корни, с листвой, растущий рядом в другими растениями, за которым кто-то ухаживает. Дополнительными показателями эмоционального комфорта можно считать солнце, небо, другие цветы и деревья. К неблагополучным симптомам можно отнести: рисунок снизу листа, картины представляющие собой запустение и опустошенность, отсутствие ухода, куст без листьев, цветов, корней. Настораживает, если куст растет в пустыне, срезан, висит в воздухе.

4. Притча «Все в твоих руках»

Мудрец передавал своему ученику все тайны бытия. Это продолжалось много лет. Однажды ученик решил проверить мудреца, насколько тот мудрый.

Тогда ученик подошел к учителю со сжатыми ладонями, в которых была живая бабочка, и спросил: «У меня в руках живое или мертвое?». Ученик решил, что если мудрец скажет, что живое, он сожмет ладони, и бабочка умрет. Если скажет, что мертвое, - он раскроет ладони, и бабочка улетит.

Ответ мудреца был такой: «Все в твоих руках».

Все что происходит в вашей жизни, вы делаете и творите это «своими руками».

Уточняем у педагогов: чего не хватает кусту? Что хотелось бы изменить (дорисовать, закрасить, стереть). Реализуем то, что сказано. Отслеживаем ощущения, мысли, эмоции. Работаем до достижения благоприятного эмоционального фона

Все участники по очереди выходят и кладут свой цветок на пол.

Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

А теперь перейдем к вопросу о работе. В самом начале, мы сказали, что профессия педагога, находится в группе риска. Работа тяжелая физически и морально. Но есть ведь и положительные моменты в нашей работе.

5. «Я люблю свою работу за…»

Заглянули немного в свое подсознание, теперь вернемся обратно. Раздам вам листочки, разделим их пополам. что нравится, а что не нравится, какие сложности есть. поделимся и дополним списки если нужно.

Упражнение «Я люблю свою работу за…». Я предлагаю Вам, сейчас, написать на ваших листочках несколько предложений, продолжив фразу «Я люблю свою работу за…».

Цель: развитие саморефлексии, повышение доверия участников друг к другу.

Не все так плохо в вашей работе, и эти плюсы весомый аргумент, чтобы работать на этом месте как можно дольше и продуктивнее.

Минусы работы конечно есть и будут, а они в свою очередь будут приводить к стрессам. Как же справляться со стрессами на работе? Расскажу вам одну притчу.

6. Притча «Камешек в ботинке»

Представьте себе, что маленький камешек попал в ваш ботинок. Что вы будете чувствовать? Возможно, сначала это камешек не будет для вас сильно мешать, и вы даже забудете вытащить, когда придете домой и разуетесь. Но если камешек так и останется в ботинке, то через некоторое время ноге станет больно, и этот маленький камешек уже будет казаться большим. Тогда вы разуетесь и вытряхните его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема станет большой - теперь уже придется лечить ногу.

Как думаете, как мы эту ситуацию можем связать с жизненными ситуациями?

Так и в жизни, когда мы обиженны, злимся или взволнованы, то сначала это может показаться маленьким камешком в ботинке. Если мы вовремя вытащим его оттуда, нога останется целой и невредимой. Если же нет - могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, как только вы это почувствовали. Если вы скажете кому то из коллег по работе, например: «У меня камешек в ботинке», то он будет знать, что вам что-то мешает, и будет готов вас выслушать. Здесь мы можем ввести некое правило «Чтобы маленькая обида не превратилась в большую, не переросла в стресс, о своих неприятных ощущениях надо говорить сразу».

7. Чтобы разобраться хоть немножко в своем внутреннем мире, предлагаю вам пройти методику «Колесо жизненного баланса».

«Колесо жизни» (сегодня чаще его называют "Колесом жизненного баланса") — прием, который помогает понять, что вы хотите изменить в своей жизни. «Колесо» изобрел Пол Дж. Майер, но про это забыли — инструмент используют на массе тренингов в разных интерпретациях.

Замысел этого приема в том, что анализировать свои жизненные приоритеты удобно с помощью рисунка, где основные направления и ценности жизни представлены как радиусы жизненного круга.

Как пользоваться этим Колесом? Колесо состоит из сегментов. Для каждого сегмента колеса определите, как выглядела бы ваша жизнь, если эта шкала была бы прокачана на 10 баллов из 10. Например, при 10 баллах на шкале творчества у меня своя мастерская в центре города. Я выставляю работы в галерее и выпустил книгу с репродукциями.

Закрасить шкалы теми цветами, которые их олицетворяют, подобрать к цветам ассоциацию. Нарисовать сверху то, что не дает этой шкале вырасти до 10, т. е. приводит к стрессу и неудовлетвореннности.

1. Дом, пространство: Насколько вас устраивает то, что перед вами? Вы живете в этих пространствах: они вам по душе? Дом, в котором вы живете — он вам подходит? Он такой, какой именно он вам нужен, так выглядит, так расположен, в нем есть все, что нужно вам?

2. Семья и друзья: Какие люди вас окружают? Иногда это люди, которые вас радуют, иногда - которые вас ужасно раздражают. Насколько наличие именно этих и таких людей помогает или мешает двигаться вам к вашим целям? Хочется ли что-то изменить?

3. Здоровье: Наше здоровье - источник наших сил и нашей энергии. А как вы оцениваете свое здоровье, достаточно ли оно в порядке для ваших задач? Ваша оценка?

4. Деньги: Важнейший жизненный и деловой ресурс. Достаточно ли вам денег или нет - вопрос не субъективных ощущений, а разумной деловой оценки. Как обстоят дела у вас?

5. Карьера: Вопрос о карьере - насколько ваша карьера работает на ваши цели. Что вы считаете своей карьерой? Обязательна ли она для Вас? Нужно ли вам подниматься по карьерной лестнице? Как вы оцениваете свой статус и успешность своей карьеры?

6. Свободное время: У кого-то это просто естественная тяга каждый день узнавать что-то новое, у другого – просто отдыхать или заниматься любимым хобби. Как вы оцениваете эффективность своего саморазвития, насколько это работает на ваши жизненные цели? Возможность распоряжаться своим временем - обязательное условие успешности. Достаточно ли у вас времени, которым вы можете распоряжаться сами? Насколько вы хозяин своей жизни?

7. Личная жизнь: Посмотрите на свою жизнь и ответьте на вопрос: как у вас с радостью жизни? Наладили, заботитесь, поддерживаете? Всегда ли вы веселы, бодры, энергичны? Может быть, стоит что-то убрать - или что-то добавить? Ради чего живете вы, ради каких дел и людей? Иногда это называют Миссией, иногда Любовью или Духовностью.

8. Развлечения и отдых: Это дело, которое восстанавливает ваши силы. Отдых у каждого свой. Как вы оцениваете свое состояние, насколько вы обычно – отдохнувшие? Насколько внимательно вы следите за своим состоянием, насколько качественно вы отдыхаете?

Заполнили, ответили на вопросы? Теперь обработка результатов.

Соедините все ваши пометки плавной линией и посмотрите, какую фигуру вы получили. Представьте: ваша телега с такими колесами. Как она поедет по жизни? Два основных показателя — это насколько полученная вами фигура гармонична, похожа все-таки на колесо, и каков диаметр этого колеса. Посмотрите внимательно, если по основным осям у вас высокие, сильные показатели, но по какому-то одному пункту — провал, то знайте и будьте готовы, что каждый неприятный случай будет вас больно бить в этом месте…

Теперь заштрихуйте ваше сегодняшнее Колесо. Дома вы можете нарисовать, как оно должно будет выглядеть через 3 месяца. Через 1 год. Через 3-5-10 лет. Но учтите, что большинство людей переоценивают свои возможности в планах на год и недооценивают, что они могут сделать в своей жизни за 5-10 лет. Поэтому внимательно все обдумайте.

А теперь на обратной стороне листа закончите предложение: «Глядя на Колесо моей жизни, я думаю, что мне стоит…» Что добавить, что себе подарить, чтобы ваша жизнь стала и бодрее, и гармоничнее? С какого направления, с какой оси сделать самые первые шаги? На чем сконцентрироваться после этого, чтобы поддержать изменения? А чтобы все это начать делать, чем себя конкретно озадачить в ближайшие дни?

Запишите три своих решения, что вы решаете изменить в ближайшее время в своей жизни. И список конкретных действий, каким образом вы собираетесь эти решения реализовывать.

8. Видео игра «Что? Где? Когда?»

«Вопрос о развесных сладостях»

Приготовить мармеладки, угостить педагогов во время просмотра.

Вместе решить задачу из игры.

Если останется время.

Тест Фрейда. А сейчас мы пройдем с вами Тест З. Фрейда: «Ваше отношение к жизни». Эти восемь вопросов помогут Вам заглянуть в свой внутренний мир.

Возьмите лист бумаги и ручки. Один за другим быстро отвечайте на вопросы. Просто записывайте первую всплывшую в голове мысль. Только после того, как закончите отвечать на все вопросы – мы перейдем к результатам.

1. Вы стоите на берегу и смотрите в морскую даль. Ваши чувства (можете закрыть глаза)

2. Вы идете по лесу и смотрите себе под ноги. Быстро напишите ваши ощущения.

3. Наблюдаете полет чаек. Что почувствовали?

4. Вы встретили табун лошадей. Ваши ощущения.

5. Вы идете по пустыне - впереди вырастает стена. В ней маленькое отверстие, за которым оазис. Что вы будете делать? (Запишите действие.)

6. Вы очень хотите пить и вдруг увидели кувшин с водой. Что будите делать? (Ваши действия)

7. Вы заблудились в лесу. Уже стемнело - и вдруг вы увидели дом, в нем горит свет. Ваши действия.

8. Представьте, что вы оказались в сильном тумане. Что будете делать? (Как себя поведете)

РЕЗУЛЬТАТЫ. Написали? Отлично! А теперь посмотрите, что под каждым из вопросов подразумевал великий психоаналитик Зигмунд Фрейд:

1. Ваше отношение к жизни, эмоции, ощущения.

2. Ваше самочувствие в родной семье.

3. Ваше отношение к женщинам.

4. Ваше отношение к мужчинам.

5. Ваша основная жизненная стратегия, цель. Как решаете свои проблемы.

6. Ваша избирательность. Выбор партнера.

7. Ваша готовность к замужеству/женитьбе.

8. Ваше отношение к смерти.

Этот тест прекрасно нам говорит о том, что нам нужно всегда обращаться к нашим внутренним чувствам, чтобы понимать себя и свои желания, а не накапливать и подавлять любые недовольства, злость, обиду. Он показывает важность нашего правильного и конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учрежденииФотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учреждении Фотоотчёт " Окна Победы" в дошкольном учреждении. Завтра, первого мая, стартует всероссийская акция «Окна Победы», которая проходит в.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Психологический тренинг для сплочения коллектива «Мой идеальный коллектив» Цель: сплочение педагогического коллектива и построение командного вза-имодействия. Задачи: формирование благоприятного психологического.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Секреты оформления окон к праздникам в дошкольном учрежденииСекреты оформления окон к праздникам в дошкольном учреждении Воспитатель всегда ищет новые, нестандартные подходы, средства и методы, чтобы заинтересовать ребёнка, расширить границы его возможностей,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Пальчиковый театр и игры с пальчиками в дошкольном учрежденииПальчиковый театр и игры с пальчиками в дошкольном учреждении Пальчиковый театр и игры с пальчиками в дошкольном учреждении. Пальчиковый театр и игры с пальчиками безусловно очень хорошо развивает мозг.

Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Я работаю в детском саду воспитателем и по совместительству психологом. На одном из.

Библиотека изображений:

Публикация Тренинг на сплочение коллектива в дошкольном учреждении (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Окунева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Тренинг на сплочение коллектива в дошкольном учреждении
Опубликовано: 17 января 2023 в 13:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД