Лучший педагог года

Тренинг для педагогов ДОУ «Вхождение в профессию»

Полина Чебанова
Тренинг для педагогов ДОУ «Вхождение в профессию»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №6 – центр развития ребенка»

Тренинг для педагогов ДОУ

«Технология «Вхождение в профессию»

Подготовила:

педагог-психолог 1 кв. категории

Чебанова П. С.

г. Сергиев Посад-7, 6 декабря 2022 год

Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.

Задачи:

1. Расширение зоны личной уверенности педагогов.

Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Вхождение в профессию“» размещена в разделах

2. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

Участники: педагоги детского сада.

Продолжительность – 1.5 ч.

Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детские сады. Молодые специалисты не спешат устраиваться на такую ответственную работу, а многие из устроившихся не выдерживают и нескольких месяцев, покидают свои места и порой уходят из специальности навсегда. Одной из причин, серьезно осложняющих и без того болезненный процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с детьми, педагогами и родителями. Непонимание своей роли в отношениях с педагогами и родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога.

В связи с этим актуальны и просто необходимы интерактивные мероприятия с данной категорией начинающих педагогов, направленные на выработку практических навыков общения и взаимодействия с детьми, педагогами и родителями, способствующие также повышению уверенности в себе.

Теоретическая часть:

Слайд 2 - Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому процесс адаптации можно определить, как взаимное приспособление сотрудника к организации, и организации к сотруднику. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это приспособление.

Профессиональная адаптация - это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

Раскрытию творческого потенциала молодого педагога может способствовать осознание своей позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций.

Слайд 3 - Первая позиция: Карабас-Барабас.

Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса.

Слайд 4 - Вторая позиция: Мальвина

Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение ребенка не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного малыша в чулан. Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания

Слайд 5 - Третья позиция: Красная шапочка.

Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Позиция воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий.

Слайд 6 - Четвё ртая позиция: Спящая красавица

Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе.

Слайд 7 - Пятая позиция: Наседка

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль. Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

Слайд 8 - Шестая позиция: Снежная Королева

Цель Снежной королевы - власть над миром, и в частности над Каем. «Снежная королева» искусно воспитывает подчиненных, дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному желанию.

Слайд 9 - Седьмая позиция: Мери Поппинс

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель - Мери Поппинс преследует одну - единственную цель - развитие ребенка.

У каждого из присутствующих педагогов своя позиция воспитания, но из услышанного, мы можем сделать вывод: что самая оптимальная позиция для педагога – позиция № 7.

Практическая часть:

Слайд 10 - Упражнение: Продолжи предложение «За этот месяц мне удалось…»;

Цель: способствовать развитию умения анализировать собственную деятельность, конструктивно относиться к собственным успехам и неудачам.

Закончите фразы:

«В этом месяце я не знаю как….»

«Я боюсь представить себе, что….»

«Если бы у меня была волшебная палочка….»

Личность педагога – один из главных факторов развития ребёнка. От эффективности его деятельности во многом зависит будущее всего общества.

Выбор сферы деятельности "Человек - человек" и процесс накопления опыта педагогом - воспитателем можно представить как 3 этапа становления качеств личности профессионала.

1 этап - репродуктивный (до 28 лет,

2 этап- до 40 лет,

3 этап - "как?" - после 40 лет.

Затем - либо моделирование деятельности, либо профессиональная деформация. Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание.

Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОО принято относить высокую эмоциональную загруженность и наличие большого числа эмоциогенных факторов. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Давайте проверим себя – пройдем тест на профвыгорание – слайд 14 - (раздаются бланки. Педагоги отвечают на вопросы, подсчитывают баллы. Результаты теста не оглашаются и не оцениваются психологом. Вся информация анализируется самими педагогами).

Слайд 15 - Упражнение «Моя галактика» (под музыку).

Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Я предлагаю вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, а именно ваших коллег, позволит наладить с ними адекватные отношения.

Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь удобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».

Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

1. Выполнение практического задания тренинга.

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочки для ваших коллег. Подпишите их тоже. Всем звездам дайте имена тех, кто вас окружает на вашем рабочем месте. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

1. Пояснительная часть.

С точки зрения психологии, вы создали мир своего рабочего пространства и выразили эмоциональное отношение к своему окружению на рабочем месте. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я» : в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с коллегами? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый или сиреневый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

А теперь выясните, где находится звездочки ваших коллег. Какого они размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие коллег: значимые ли они фигуры в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне? Звездочки ваших коллег находится рядом с вами или где-то далеко? А может ваша, и чья-то звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочки ваших коллег находится далеко от вас, то подумайте, какое место вы занимаете в коллективе. Как вы чувствуете себя среди коллег?

Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

Слайд 16 - Упражнение «СКАЖИ—КА, ТЕТЯ!»

Цели: обратить внимание игроков друг на друга, объединив их для решения задач в условиях партнерских отношений; способствовать интеграции группы, которая возникнет благодаря необходимости постоянно участвовать в совместной деятельности.

Группа разбивается на две—три подгруппы. Каждая подгруппа получает от психолога один и тот же блок вопросов.

Инструкция: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и дать ответы психологу. Команда сама определяет тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся одновременно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов…

Примерные вопросы:

1. Имена скольких участников тренинга начинаются с буквы «С»?

2. Сколько окон в коридоре первого этажа нашего здания?

3. Кто последним устроился работать к нам ДОУ?

4. Выясните у Светы, в каком городе она родилась?

5. Сколько ламп у заведующей в кабинете?

6. Узнайте, какое любимое блюдо у Татьяны Ивановны!

7. Как зовут члена тренинговой группы, который живет по адресу Сергиев Посад - 7, ул. Лесная, д. 8?

8. Сколько всего туалетов в ДОУ?

9. В чем одета сегодня завхоз?

10. Сколько туй растет на аллее перед зданием нашего ДОУ?

Вот так и в жизни получается, кто – то более внимателен и быстр в ответах, разговаривая с родителями и воспитателями, воспринимает информацию только нужную для человека, находя быстро ответ. А кому-то требуется значительно больше времени для обработки информации и реакции на нее.

Слайд16 - Упражнение «Шушаника Минична»

Цель: активизация памяти, гимнастика памяти.

Педагог-психолог : для эффективного общения педагога с коллегами, родителями необходимо сознательно использовать тактические приемы. Прежде всего, необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять на его успешность. Кроме того, следует выбрать форму приветствия. Существуют специальные техники запоминания имен и фамилий. Одна из них состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения (можно несколько раз).

Инструкция. Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написаны имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?». Тот читает вслух имя на карточке, например, Шушаника Минична. В ответ первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника, например: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное красивое имя, Шушаника Минична». После ответа Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста». И так до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Карточки к упражнению «Шушаника Минична», Глориоза Прововна, Вильгельмина Авелевна, Вивиана Ионична, Генофева Иркнеевна, Феосения Патрикиевна, Савватия Стратониковна, Беата Нифонтовна, Вожена Гедеоновна, Антигона Маевна, Домитилла Ювенальевна, Синклитикия Рубеновна, Препедигна Аристидовна, Вестита Евменьевна, Ермиония Питиримовна, Розалия Газизовна, Иона Альгедрасович, Юрмола Ханяфовна.

Упражнение «Обратная связь»

Вопросы ко всему тренингу :

1. Изменилось ли ваше представление о себе?

2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?

3. Что нового вы узнали о себе?

4. Какие выводы вы сделали для себя?

Ведущий: «Спасибо за плодотворную работу, творческую и доброжелательную обстановку».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ»Фотоотчёт «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» Фоторепортаж «Семинар-тренинг для педагогов ДОУ» 24 октября в нашем детском саду проходил семинар-тренинг для педагогов на тему «Поддержка.

Новогодний тренинг для педагогов ДОУНовогодний тренинг для педагогов ДОУ Конец первого полугодия – время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение. Они тратят много сил и энергии на.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Тренинг для педагогов ДОУ «Правила и приемы эффективного общения»Тренинг для педагогов ДОУ «Правила и приемы эффективного общения» Тренинг для педагогов «Правила и приемы эффективного общения».Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций» Правила работы в группе: 1. Доверительный стиль общения 2. Общение по принципу «Здесь и сейчас» 3. Активность 4. Искренность в общении.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг для педагогов «Релаксация искусством»Тренинг для педагогов «Релаксация искусством» В нашей стране пока ещё сохраняется сложная ситуация на рынке рабочей силы и люди согласны работать практически в любых условиях. Переработка,.

Тренинг для педагогов «Вы все сможете!»Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Тренинг для педагогов «Вы все сможете!» Подготовила: педагог-психолог Щеглова Ю. Ю. МБДОУ д / с № 60 “Крепышок” г. Ставрополь, 2021 г. Многочисленные.

Библиотека изображений:

Публикация Тренинг для педагогов ДОУ «Вхождение в профессию» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Полина Чебанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Тренинг для педагогов ДОУ «Вхождение в профессию»
Опубликовано: 28 августа 2023 в 20:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД