МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Требования к речи педагога»

юлия завьялова
Консультация для воспитателей «Требования к речи педагога»

Подготовила: воспитатель. Завьялова. Ю. В.

Консультация для воспитателей

«Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по преодолению общего недоразвития речи детей дошкольного возраста»

Термин «общее недоразвитие речи» применяется к патологии речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики и фонетики (Р. Е. Левина).

Публикация «Консультация для воспитателей „Требования к речи педагога“» размещена в разделах

Основная задача коррекционной работы логопеда с детьми с ОНР - научить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.

По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р. Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются мимика и жесты. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонаций и жестами обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как односложные предложения. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов и наоборот. Характерна многозначность употребляемых слов.

Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова. Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание грамматических изменений слова. Если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значение предметов.

Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно больше, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных – согласных, ротовых – носовых, некоторых взрывных – фрикативных.

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень речевого развития характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предложениями в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова, близкие по смыслу.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций :

- смешение падежных форм («едет машину» вместо «на машине»);

- нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени («Коля питяла» - Коля писал);

- в употреблении числа и рода глаголов при изменении существительных по числам («Де кафи» - Два шкафа);

- отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» - красный карандаш, «пат кука» - пять кукол, «тиня кубика» - синий кубик).

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от первого уровня, дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Значение предметов различается только в хорошо знакомой ситуации.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, звонких, глухих («папутька» - бабушка, «дупа» - рука). Типичными остаются затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена в употреблении слогов («морашки» - ромашки, «кукика» - клубника).

У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития у детей с ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико – фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произношение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и сонорные, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонематической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно.

Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырех сложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов («Дети сипили новика» - Дети слепили снеговика). Много ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой фразовой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выраженных приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные отношения.

Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению.

Понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, выбора наиболее эффективных приемов коррекции и предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения возможно при тесной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя.

Воспитателю необходимо способствовать тому, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий, и стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в ДОУ развивающую речевую среду. Воспитатель, используя режимные моменты, процессы одевания, умывания и т. д., должен стремиться разумно развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Воспитатель должен помнить : только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. Заметив ошибку, воспитатель, прежде чем исправлять её, должен подумать: сможет ли ребёнок в данный момент отвлечься от содержания речи и обратить внимание на форму слова? На занятиях это происходит успешнее, вне их обстановка не всегда благоприятна: когда ребёнок находится в состоянии эмоционального подъёма или возбуждения, исправлять ошибки бесполезно. При исправлении ошибки не следует повторять её – нужно предложить ребёнку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания можно закрепить точные названия предметов одежды, их качеств (цвет, материал, фактура, а во время умывания – названия действий, предметов туалета и домашнего обихода и т. д.

Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Однако речь, которая изобилует сложными, непонятными для ребёнка словами, отсутствующими в его лексиконе, а так же длинными, пространными объяснениями, может отрицательно сказаться на его речевом развитии.

Воспитатель должен не только сам называть предметы и действия, но и задавать вопросы: что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь кукле? Какое тебе купили платье? Чем ты моешь руки? Чем вытираешь? И т. д. Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. На утренней гимнастике воспитатель, кроме общеразвивающих движений, планирует работу над развитием дыхания (физиологического и речевого, темпо – ритмических способностей (как с использованием музыки, так и словесным сопровождением). Здесь же возможно и развитие мимики, жестовой речи и эмоций. Все вышеперечисленное можно адресовать так же музыкальным и физкультурным занятиям.

Подготовка к прогулкам дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия одежды и обуви, умение вежливо обращаться за помощью к детям и взрослым. Воспитатель может поупражнять детей в различении рода притяжательных местоимений (- Это чья шапка? – Моя. - Это чей шарф? – Мой.)

Во время еды воспитатель уточняет названия блюд, обращает внимание на аромат и вкус еды, на способы её приготовления (аппетитный, ароматный, горячий, рисовая; варить, жарить и т. д.).

Воспитатель может проводить артикуляционную гимнастику, которая выполняет функцию подготовительного этапа к логопедическим занятиям по произношению, либо выступает в роли тренинга, способствующего укреплению мышц речевого аппарата. Соответственно, пальчиковая гимнастика укрепляет мелкую моторику пальцев рук и влияет на развитие речевой моторики мышц органов артикуляции.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений и по изобразительной деятельности воспитателю представляются большие возможности для обогащения речи детей «сенсорной лексикой» и практическому усвоению грамматических форм согласования и падежного управления, для обучения их умению составлять рассказы от элементарных высказываний и до развития творческого рассказа. Для детей с ОНР и алалией важен прием развернутой речи во время операции счета, как первоначального этапа формирования связного последовательного логического высказывания, т. к. «объяснительная речь» не сформирована достаточно у детей с ОНР еще и в 6-7 летнем возрасте.

Развитию речи способствуют и игры. В прогулку можно включать игры с речевым сопровождением. Дети быстро заучивают короткие стихи и затем охотно повторяют их в самостоятельных играх.

Сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер (они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих); при этом не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других – меньше. Чтобы повысить удельный вес собственной речи каждого ребёнка, нужно вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются потешками, диалогами, звукоподражаниями.

Прогулки, дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении, то есть благодатными для развития речи оказываются все режимные моменты.

Во время организованной деятельности с детьми и в повседневной жизни воспитатель должен создать базу для целенаправленной коррекционной работы по овладению моделями словоизменения и словообразования. Например, специального внимания требует работа по усвоению детьми словосочетаний с числительными, лексики, связанной с понятиями о величине, а также, с пространственными и временными понятиями. Знакомство с данным материалом происходит во время организованной деятельности по развитию элементарных математических представлений и в процессе общения. Так, при обучении количественному счету и простейшим счетным операциям (±1) происходит практическое усвоение детьми форм именительного, родительного и дательного падежа количественных числительных, например, пять картинок, от двух яблок, к флажкам и т. п.).

Существует определенный круг задач, в решении которых главную роль выполняет воспитатель. Для полноценного формирования понятия необходима сенсорная база, и воспитатель использует для этого общеобразовательные занятия и ситуации повседневной жизни. Именно он располагает этой возможностью.

Например, при формировании как лексического, так и грамматического значения числительных ведущую роль играет воспитатель. Это обусловлено тем, что данный материал органично вписывается в содержание занятий по формированию элементарных математических представлений. Обучая навыкам счета, целесообразно максимально развернуть объяснительную речь ребенка (при счете каждый раз необходимо называть предмет, согласуя его с числительным: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров, этот прием следует использовать до полного исчезновения у ребенка ошибок в согласовании числительных с существительными.

Во время организованной деятельности с детьми педагог, прежде всего, решает воспитательные и общеобразовательные задачи. Вместе с тем в процессе отработки программного материала воспитатель создает речевую базу для логопедических занятий, тренирует навыки правильной речи.

В работе по формированию связной речи можно использовать графические схемы, помогающие выстраивать фразы; мнемотаблицы, наглядный план помогут научить детей составлению рассказов. После занятия полезно помещать эти схемы, таблицы в книжный уголок для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно составить фразы, повторить рассказ, составленный на занятии.

Следует строго соблюдать последовательный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным, от высказывания с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу.

Занятия по обучению рассказыванию проводятся воспитателем и логопедом. Логопедом, при необходимости, даются рекомендации воспитателям по организации образовательной деятельности с применением речевых заданий и упражнений, а также по индивидуальному подходу к детям с учетом специфики речевых затруднений в овладении навыками рассказывания.

Таким образом, речевое развитие детей с общим недоразвитием речи можно обеспечить только при условии тесного взаимодействия в работе логопеда и воспитателей.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация для воспитателей на тему «Задачи развития речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи и речевого общения занимает особое место среди многих задач в ДОО. Это одна из главных задач всего дошкольного периода. Мы.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация для воспитателей «Самообразование педагога как одно из условий развития личности» «Настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается, когда человек прощается со всеми школами» Д. И. Писарев Важнейшим.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация для воспитателей «Творческая мастерская педагога» Занятие – главная часть учебного процесса, в которой сосредотачивается учебная деятельность педагога и учащегося. Подготовка учащихся в.

Консультация для педагогов ДОУ «Требования к мультимедийным презентациям для работы с детьми» Мультимедийная презентация – необходимое дополнительное средство обучения детей в группе и допустимый формат для дистанционных занятий с.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Публикация Консультация для воспитателей «Требования к речи педагога» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем юлия завьялова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Требования к речи педагога»
Опубликовано: 3 мая 2023 в 16:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД