Папки-передвижки

Конспект встречи «Кто такой лидер7»

Вера Лавренова
Конспект встречи «Кто такой лидер7»

В1.

Добрый день! Сегодня мы с вами погрузимся в «лидерскую» тему. Выясним, кто же такой лидер, какими качествами он должен обладать, как он участвует в работе разных видов групп. Также мы постараемся понять, в какой роли вам комфортнее – лидера или последователя, к кому относитесь лично вы – к лидерам или последователям.

В2.

Публикация «Конспект встречи „Кто такой лидер7“» размещена в разделах

Каждому человеку полезно разбираться в теме лидерства. Во-первых, это позволяет лучше понять природу человеческой натуры. Во-вторых, зная, как следует вести себя лидеру в разных категориях групп, вы сможете принимать наиболее эффективные решения, оказавшись в подобных ситуациях. Итак, у нас с вами будут дискуссии, упражнения, и даже короткий, но емкий психологический тест.

• Дискуссия «Кто такой лидер

В1. Итак, коллеги, давайте с вами попробуем разобраться, кто же такой лидер и что его отличает от «не лидера». Давайте попробуем дать определение понятию «Лидер».

в2.

Лидер – это лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием на других. Влияние лидера проявляется в том, что за ним группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях.

То есть лидер - это наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе).

в1

Коллеги, как вы думаете, почему мы разбираем тему лидерства в рамках недели финансовой грамотности? Какие решения в интересах группы может принимать лидер? Приведите примеры.

(Задавая вопросы данной категории, ведущий должен привести участников к мысли, что лидер принимает различные решения (в том числе и финансовые, берет на себя ответственность за их последствия. Желательно в качестве примеров сориентировать участников на принятие финансовых решений в семье, чтобы с самого начала настроить их на управление личными финансами, так и на учет особенностей всех членов домохозяйства.)

в2

Друзья, раз нам стало понятно, кто же такой лидер давайте постараемся выделить те качества, знания, умения, навыки, которые отличают его от рядового участника группы. Как, вы считаете, что делает лидера лидером?

в1.

• Уверенность в себе (не самоуверенность).

• Коммуникабельность (навык эффективных коммуникаций).

• Активная жизненная позиция, энергичность.

• Харизматичность.

• Инициативность.

• Постоянный личностный рост.

• Умение создать команду.

• Гибкость поведения и чувствительность к ситуации.

• Способность представлять и отстаивать интересы коллектива (ответственность, навык самопрезентации, переговоров, ораторское мастерство, хороший словарный запас, эрудированность).

• Ориентированность на результат, целеустремленность (с личностной точки зрения, можно сказать «цельность»).

в2

Как вы считаете, каждый ли из вас обладает этими качествами? А если и обладает, является ли лидером?

(Цель данной дискуссии подвести участников к мысли о том, что:

Лидером не рождаются, лидером становятся.

• Если вы не обладаете теми или иными качествами, можно заняться активной работой над собой.

• Не все обязаны быть лидерами, в коллективе есть и другие роли.

• В одной ситуации и в одной группе ты можешь быть лидером, а в другой – нет.

• Упражнение «Ведущий-ведомый» (15 минут)в1

В1 Итак, мы плавно подошли к вопросу о том, какие же роли бывают в коллективе. Сейчас мы постараемся понять в какой роли комфортно именно вам. Давайте разделимся на группы по 3 человека (12 человек в группе делятся на 4 группы по 3 человека). Каждый из вас попробует на себе роли и «ведущего», и «ведомого», иначе говоря – «лидера» и «последователя».

в2

встаньте, пожалуйста, друг за другом в колонну и положите друг другу руки на плечи. Первые два человека закрывают глаза, глаза открыты только у последнего человека в колонне.

(После того как участники выполнили все эти действия, ведущий быстро переставляет стулья в помещении таким образом, чтобы ходить между ними было максимально неудобно, некоторые можно даже перевернуть ножками вверх).

в1

Сейчас тот участник, который стоит последним в колонне, будет вами управлять, и вы будете перемещаться по помещению таким образом, чтобы каждая группа как минимум 1 раз побывала в каждом углу комнаты. Обращаю ваше внимание на меры безопасности – будьте максимально бережны и аккуратны с теми ребятами, которые вверены вам.

(Все четыре тройки перемещаются одновременно в течение 2 минут. Затем тот, кто был первым, становится последним. Колонны тасуются, пока все 3 участника одной группы не попробуют себя в роли лидера. Схема распределения ролей между участниками представлена в таблице.) на слайде

в2

Как ваши ощущения? На какой позиции вам было наиболее комфортно? Почему?

«А тебе не было страшно отвечать за двух своих коллег?

Было ли тебе комфортно, когда тобой управляют, а ты не видишь, что происходит?

Готов ли ты так подчиняться?»

в1

Обобщая сказанное, мы можем сделать вывод, что кому-то из вас комфортнее находиться на лидерской позиции, а кому-то – наоборот, в роли последователя. Мы с вами знаем, что лидера делает его группа, без группы лидер не будет являться полноценным. Ведь важно именно взаимодействие с командной (группой, семьей, а не просто набор лидерских качеств.

Решение кейсов «Какая группа, такой и лидер» (15 минут)

в2. Перед проведением данного упражнения ведущему необходимо ознакомиться со следующей информацией, представленной в Таблице 4.

Таблица. Стили управления

На слайде.

в1. Мы с вами выяснили, что лидер без группы – это просто человек, наделенный набором определенных качеств. Теперь давайте попробуем разобраться, всегда ли лидер ведет себя одинаково и какие бывают у него модели поведения.

Я сейчас буду рассказывать вам истории о разных коллективах. Вы в своих группах посовещаетесь и скажете мне итоговый ответ, что, как вам кажется, должен сделать лидер, как поступить и каким должен быть характер его поведения.

• Кейс 1 в2

Представьте, что вы десятиклассники, будущие выпускники. Через неделю – последний звонок у 11 класса. Художественный руководитель поручил вашему классу подготовить творческий номер в подарок ребятам-выпускникам. Сложность в том, что ребята творческие, но очень неорганизованные. Как нужно себя повести?

( Ответ: чтобы организовать творческую группу с плохой дисциплиной (неорганизованность, необходимо применить авторитарный тип руководства в вопросах сроков и планов (например, установить жесткий дедлайн). С другой стороны, подобные последователи привыкли к свободе, именно поэтому они творческие и интересные, но совершенно неорганизованные личности. При этом являются творческими личностями, нельзя допустить давления на их самовыражение и креативность.)

• Кейс 2 в1

Вы несколько лет занимаетесь к кружке по авиа-моделированию. В конце второго полугодия у вас ожидается конкурс – смотр моделей. Вы участвуете не самостоятельно, а командной – всей своей учебной группой. До начала конкурса 2 недели, а у ребят не готовы их части проекта. Как сделать так, что бы все успели, и вы приняли участие в конкурсе?

( Ответ: необходимо применить демократичный тип руководства, убедить группу, что решение о том, с какой силой и упорностью работать – должно быть общим. Если никто не стремится к победе в конкурсе, то можно работать спустя рукава, если все хотят принять участие, то работать нужно всем и максимально сосредоточенно. Иными словами, нужно принять решение на основе мнения коллектива.)

• Кейс 3 в2

Вы долго и упорно работали над своим окружением. Ваши друзья – хорошие, ответственные люди. Среди них вы «душа компании» и признанный лидер. Наступил момент подготовки к дню рождения вашего общего друга. Вы хотели бы, чтобы подарок и сюрприз получился трогательным и действительно от всех (чтобы каждый «вложился» в него и финансово и морально, а не как обычно «Вася все придумал, а мы скинулись». Как построить взаимодействие друг с другом, чтобы все получилось как надо?

( Ответ: применить либеральный тип руководства, «спустить на тормозах» процесс, что бы творческие способности группы не были скованы вашей «харизмой». Нужно очень мягко управлять ситуацией, что бы проявились лучшие качества каждого участника группы. В крайнем случае применить иной тип руководства. Например, авторитарный, в процессе совместного финансового вложения).

в1

Что ж, мы разобрали, так называемые «одномерные» стили руководства и поняли, что поведение лидера зависит от его последователей. Не во всех ситуациях последователи оказывают «с закрытыми глазами», как мы это с вами отыгрывали, и не всегда это эффективно. Если лидер будет действовать «как ему удобно», не учитывая задачу, стоящую перед группой в целом, интересы отдельных последователей, их умения и склад характера, то у него ничего не получится. Запомните это! Любой лидер, даже авторитарный, должен помнить о том, что он – часть группы, и, как и все последователи, он «работает на группу».

• Тест «Геометрические фигуры» в2

В завершении нашего занятия я еще раз предлагаю вам попробовать осознать свое мироощущение относительно лидерства. У вас на выбор есть пять геометрических фигур. Треугольник, Квадрат, Прямоугольник, Круг и Зигзаг (в этот момент необходимо нарисовать примеры этих фигур на флипчарте).

в1

Какая из этих фигур вам предпочтительнее? Выбрали Нарисуйте свою фигуру на листе. А теперь я вам расскажу, что это значит. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

1. КВАДРАТ. Вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиватьcя завершения работы – вот основные качества истинных квадратов. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами-техниками, отличными администраторами, но - редко бывают хорошими менеджерами.

2. ТРЕУГОЛЬНИК. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество "треугольной" : сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя.

3. ПРЯМОУГОЛЬНИК. Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. "Прямоугольность" - всего лишь стадия. Она пройдет!

4. КРУГ. Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги "болеют" за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

5. ЗИГЗАГ. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг, то Вы скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий. Зигзаги - идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность. ЗИГЗАГИ несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

• Подведение итогов

• Друзья! Давайте проведем рефлексию.

Расскажите, что было полезно – нужно для вас, что интересного открыли для себя, к каким выводам пришли?

На это

й прекрасной ноте, наш тренинг завершается, спасибо за участие!

№ Стиль управления

Параметры Авторитарный

стиль Демократический стиль Либеральный стиль

1 Приемы принятия решений Единолично решает все вопросы Принимая решения, советуется с коллективом Ждет указания руководства

или отдает инициативу

в руки подчиненных

2 Способ доведения решений до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных Просит, упрашивает

3 Распределение ответственности Полностью в руках руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках исполнителей

4 Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных

5 Отношение к знаниям Считает, что все сам знает Постоянно учится и требует того же от подчиненных Пополняет свои знания

и поощряет эту черту у подчиненных

6 Стиль общения Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты Боится общения, общается

с подчиненными только по их

инициативе, допускаем

фамильярное общение

7 Характер отношений с подчиненными По настроению, неровное Ровное, доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное

8 Отношение к дисциплине Жесткое, формальное Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Мягкое, формальное

Квадрат Неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда Добиваться завершения работы. Терпение и методичность делают из квадрата высококлассного специалиста. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причем она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную и заслуженно слывет эрудитом в своей области. Относится к левополушарным мыслителям, для которых характерны логическое мышление и математический анализ. Квадрат скорее вычисляет результат, чем догадывается о нем. Идеал квадрата – распланированная, размеренная жизнь, где все предсказуемо. Он не любит неожиданностей и сюрпризов. В деловой сфере такие люди часто становятся хорошими администраторами, исполнителями, но редко достигают успеха как менеджеры из-за постоянной потребности в дополнительной информации для принятия решений – это лишает их оперативности. Кроме того, рациональность и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с другими людьми.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство. Главная способность – концентрироваться на намеченной цели, глубоко и быстро анализировать ситуацию. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру.

Отрицательное качество – чрезмерный эгоцентризм. Он прекрасно умеет представить вышестоящему руководству значимость собственной работы, за версту чувствуя выгодное дело, и в борьбе за него может "столкнуть лбами" своих противников.

Прямоугольник

Это как бы переходная форма от одной фигуры к другой. Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворенные своей жизнью и поэтому занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояние прямоугольника – осознаваемое ощущение замешательства, запутанности в проблемах, неопределенности.

Наиболее значимые черты – непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Пытается делать то, что никогда раньше не делал, задает вопросы, на которые прежде у него не хватало духа.

Круг

Это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, семью, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания. Круг ощущает чужую радость и чужую боль как свою собственную. Это правополушарный тип мышления, не логический, а образный, более эмоционально окрашенный. Переработка информации у таких людей не последовательна, а мозаична.

Главная черта стиля их мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы.

Зигзаг

Это символ творчества. Ему свойственна образность. Правополушарное мышление зигзага не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаг не может длительно работать на одном месте – это же очень скучно, а ведь вокруг так много интересного!

Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение. Он устремлен в будущее и больше интересуется возможностью, чем действительностью.

Публикации по теме:

Аппликация «Лев — царь зверей, один он такой!» с детьми старшей логопедической группы (план-конспект)Аппликация «Лев — царь зверей, один он такой!» с детьми старшей логопедической группы (план-конспект) Сегодня хочу предложить вашему вниманию материал по лексической теме "ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН". План - конспект ООД по аппликации "Лев.

Конспект беседы «Кто такой флорист?»Конспект беседы «Кто такой флорист?» Конспект беседы "Кто такой флорист?" Цель: ознакомление воспитанников с новой для них профессией флориста. Задачи: - расширить представления.

Конспект НОД для старшей группы «Я такой!» Эмоциональный настрой детей Ребята, на прошлом занятии мы с вами узнали много интересного о нашей планете Земля, о том, что ее называют.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР Конспект подгруппового логопедического занятия «Такой разный транспорт» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием ИКТ.

Конспект занятия для детей младшей группы «Кто такой я»Конспект занятия для детей младшей группы «Кто такой я» Задачи: учить различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста; развивать умение мысленно воспроизводить образ себе подобного.

Конспект занятия «Кто такой Я» для детей второй младшей группыКонспект занятия «Кто такой Я» для детей второй младшей группы Цель: Научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста. Задачи: развивать умение мысленно воспроизводить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект встречи «Кто такой лидер7»
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 12:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД