Лучший педагог года

Научно-исследовательская работа «Реконструкция ткацкого станка для использования его как экспоната музея казачьей школы»

Светлана Валерьевна Копченко
Научно-исследовательская работа «Реконструкция ткацкого станка для использования его как экспоната музея казачьей школы»

Научно-исследовательская работа

«РЕКОНСТРУКЦИЯ ТКАЦКОГО СТАНКА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕГО В КАЧЕСТВЕ РАБОТАЮЩЕГО ЭКСПОНАТА МУЗЕЯ КАЗАЧЬЕЙ ШКОЛЫ»

Научный руководитель Копченко Светлана Валерьевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…. .2

1. Ткачество – история развития…4

2. Великомученица Харитина….7

3. Детальное изучение ткацкого станка и его восстановление…. 10

4. Хранители забытого ремесла….15

5. Заключение… 17

6. Список литературы…. .18

7. Приложения. 19

Введение

Публикация «Научно-исследовательская работа „Реконструкция ткацкого станка для использования его как экспоната музея казачьей школы“» размещена в разделах

В 19 веке в казачьих станицах не было ни одного дома, в котором не владели бы каким-нибудь ремеслом. Мы – Закубанье, станицы основаны в предпоследний год Кавказской войны. Сельское хозяйство – это труд нелегкий, каторжный, а в период войны – нужда великая, рук не хватает, казаки на войне, все хозяйство на женщине. В каждой хате – прялка, маслобойка, жернова, ткацкий станок, плуг.

Чтобы поддерживать дом в порядке, содержать его в красоте и чистоте, женщине, как хозяйке дома, приходилось рассчитывать каждую минуту своего времени. Занимаясь сельскохозяйственной работой и домашним хозяйством, она находила время для рукоделия: вязала, вышивала, ткала. Пустого времяпрепровождения раньше в станице не терпели. Рукоделием женщины занимались с большим желанием и старанием. Они стремились к тому, чтобы в доме было не хуже чем у других, а лучше. Внутреннее убранство жилья говорило о чистоплотности, трудолюбии, мастерстве хозяйки. Так издавна велось в кубанских станицах.

Ткачество – одно из древнейших видов рукоделия. Считается, что оно существовало в различных видах плетений до того, как человек открыл прядильную способность волокон растений. Первые ткацкие станки были с вертикально расположенной основой, которая сверху привязывалась к веткам деревьев, а снизу зажималась камнями. Сам принцип образования ткани — переплетение идущих параллельно вдоль ткани нитей (они были названы основой) с поперечной нитью (утком). Уточной нитью, намотанной на палочку с заостренными концами, ткач вручную переплетал нити основы одну за другой. Этот процесс с течением времени стал называться протыканием нитей, а отсюда уже и пошло «тыкать», «ткать».

В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом.

Говорить о зарождении и развитии ремесел очень сложно. Своими корнями они уходят в глубину веков, а вещи выполненные руками мастеров непрочны и недолговечны. В познании творений рук человеческих нам остается путь научноисследовательского труда.

Актуальность работы в том, что нужно знать людей, которые возрождают народную культуру, спасают от забвения народные традиции и ремёсла.

Учитывая актуальность нашей работы, мы поставили следующие цели: изучить, когда и как началось возрождение ткачества в нашей станице, показать значимость сохранения традиций ремесел нашего края для современного поколения. Восстановить ткацкий станок 19 века, и сделать его полноценным рабочим инструментом для демонстрации ткачества во время посещения школьного музея.

Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каким будет взгляд детей на прошлое, таким будет наш завтрашний день. В этом практическая значимость данной работы.

Объект исследования: ткачество, как часть национальной культуры. Ткацкий станок 19 века и его технологические характеристики.

Предмет исследования: ткацкий станок.

Задачи исследования:

- изучить литературу о ткачестве

- изучить этапы возрождения ткачества в нашей станице

- изучение технологии работы на домашнем ткацком станке;

- восстановить ткацкий станок;

- пополнить экспозицию музея материалами, собранными во время исследования;

- распространение и пропаганда данных знаний среди учащихся школы;

При подготовке работы я изучал и анализировал историческую и краеведческую литературу по теме исследования, общался с жительницами нашего станицы, консультировался с руководителем ткацкого отдела Холмской детской школы искусств Стебливец Натальей Васильевной.

Глава 1. Ткачество - история развития

Волшебство преображения природного материала в привычную бытовую вещь поражает и завораживает. Даже сейчас мы - современные дети, близко знакомые с высокими технологиями, как и, наверное, когда-то наши далекие предки, с величайшим удивлением наблюдаем, как клок шерсти в умелых руках бабушек превращается в нить, а после становится мягким и тёплым подарком — вязаным детским шарфиком, уютными носочками, а то и любимой игрушкой.

Ткачество - это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных. Осваивая формирование полотна, первичная цель человека была – защитить тело от воздействий окружающей среды. Годы, десятилетия, века, ткачество развивалось и совершенствовалось. Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н. э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, но основные орудия труда ткача облегчили и разнообразили его труд. Образовалось полотно с более сложной фактурой и декатировкой, что придало ткачеству другую смысловую функцию, т. е. ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. Много веков подряд климатические, территориальные и социально-экономические условия воздействуют на преобразование ткани. Расширяется и география ремесла. У многих народов ткачество - это основа национальной культуры.

С древних времён на Кубани существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни казачьих семей. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества. Разнообразная техника (бранная, ремизная, переборная, закладная, фантазия и вкус ткачихи позволяли создавать прекрасные ткани с национальным художественным оформлением. [1]

---

1. Канарский Н. Я., Эфрос Б. Е., Будников В. И. Русские люди в развитии текстильной науки. М., 1950;

Самой распространенным материалом для изготовления одежды был лён. В глазах наших предков никакая одежда не могла сравниться с льняной. Зимой лён согревает, летом даёт телу прохладу. Лён - лучшая домотканная ткань.

Конопля– то же была распространена на территории Кубани. Казаки знали технические качества этого растения, оно, подобно льну даёт волокно и масло. Первоначально коноплю использовали для витья верёвок и лишь потом для изготовления тканей. Ткани из конопли назывались «посконными», или «замашными». Одежда из конопли, как считают народные целители, обладает лечебными свойствами.

Другое сырьё было- рогоз. Это обычный камыш, который водится по берегам речек. Ткань из рогоза в основном использовалась для хозяйственных целей. Мочалки, мешки, верёвки. Одежда из рогоза (рогожки) на Кубани, была не просто «непрестижной», она была социально-неприемлемой, означая последнюю стадию, до чего может докатится человек по бедности. Человек, одетый в рогожку либо изгнан из казачьего общества, либо безнадёжный дармоед. Единственной приемлемой одеждой считался плащ, рогоз хорошо отталкивает влагу.

Для ткачества и изготовления одежды применялась еще шерсть и кожа.

Самый трудоемкий процесс при изготовлении ткани — это производство нити. Он состоял из получения исходных материалов — шерсти, льна, конопли, длительной подготовки их к прядению и самого прядения. Все это составляло около 75% общих трудовых затрат прядильно-ткацкого производства. Дальнейшие операции текстильного производства — само тканье и аппретура ткани — составляли 25% затрат, но они требовали довольно высоких профессиональных навыков и специального оборудования.

После уборки и просушки льна и конопли их необходимо обмолотить.

После обмолота лен и коноплю стлали и мочили, затем просушивали и подвергали механической обработке, т. е. мяли, трепали и чесали. Лен мяли, чтобы изломать древесину стебля и отколоть кострику от волокна. Для дальнейшего отряхивания, т. е. освобождения волокна от кострики и от мелких грубых частиц, лен трепали. Окончательная очистка волокна и выравнивание отдельных волокон в одном направлении производилось с помощью чесания. Для этого служил специальный инструмент — чесало. Волокна лучшего качества назывались куделью, а очески, остающиеся на чесале, — верховиной.

Нити из шерсти или растительного волокна для всех видов тканей на Кубани пряли на ручном веретене. При прядении нити, кроме веретена, необходима подставка — прялка, служащая для крепления кудели пряжи. [2]

---

2. Клиентов А. «Народные промыслы», М., «Белый город» 2010г.

Прядением и ткачеством испокон веков занимались женщины, девушки и подростки. Ткацкий станок был в каждом казачьем доме, на протяжении веков считалось, что женщина обязана уметь выполнять ткацкие работы, иначе она не считалась полноценным членом общества.

Глава 2. Великомученица Харитина

18 октября православная церковь почитает память мученицы Харитины Амисийской, убиенной при великих христианских гонениях. Девушка приняла страдания за верующих в знак стойкости и крепости личных убеждений, в качестве доказательства благих намерений и чувств ко Всевышнему.

В простонародье в период двоеверия празднество получило название Харитины – первые холстины или Вековечная ткачиха, что пошло от известного октябрьского обычая. Считалось, что в это время хозяйки приступают к тканью холстов, занимая время не только рукоделием, но и пением веселых частушек и загадок.

История жития святой

В 3-4 веке в малоазиатском Понте жил благочестивый и богатый господин Клавдий. Мужчина был милостив и снисходителен к ближним, помогал нуждающимся и обездоленным. В один из дней на улице города он увидел Харитину, что потеряла в раннем возрасте родителей, сжалился и забрал ее к себе в дом. Клавдий воспитывал сироту как собственную дочь, даря ей тепло и обучая основами морали. Под его началом девушка выросла смиренной, кроткой, доброй и целомудренной; Господь наделил ее женской красотой и благоразумием. Отчим был только рад жизненным взглядам воспитанницы. Он построил для нее отдельный дом, где юная праведница денно и нощно изучала слово Божье и молилась Всевышнему о благополучии ближних. Со временем в обитель стали приходить иные верующие.

Молва о доброте и верованиях девы дошла до Домициана, градоначальника Понты, и чиновник немедленно сообщил о непослушании во дворец Диоклетиана. Когда воины правителя пришли в дом Клавдия за его падчерицей, тот всеми силами препятствовал задержанию, сопротивляясь и удерживая Харитину. Однако святая отринула спасителя и сама сдалась солдатам, искренне веруя, что Отец Небесный дарует ей спасение. В тот же день ее доставили к Домициану. Последний всеми силами искушал девушку, пытаясь склонить ее к отречению от Христа, но праведница была непреклонна. За непослушание христианку обрили наголо, но волосы выросли на глазах присутствующих; затем ее тело опаляли углями, обливали кислотой и протыкали раскаленными железными прутьями. [3]

---

3. Технология ткачества. Т. 1—2. М., 1966— 67: Гордеев В. А., Арефьев Г. И., Волков П. В. Ткачество. 3 изд. М., 1970;

Взмолилась мученица, и Бог избавил ее от физической боли. Разъяренный чиновник приказал утопить неверную, но тело ее всплыло на поверхность водной глади. Тогда он отдал приказ вырвать зубы, ногти на руках и ногах блаженной, и осквернить ее тело, но Господь пощадил страстотерпицу и забрал душу ее на Небеса. Тело убиенной сбросили в море. Когда волны вынесли останки на берег братья по вере захоронили великомученицу по религиозным канонам.

Традиции празднования даты на Кубани

К середине октября огородные и полевые работы завершались, потому казачки приступали к домашним делам. Помимо стандартных обязанностей — уборки, проверки готовности избы и сараев к холодам,- женщины по обычаю занимались рукоделием. Предпочтение отдавали ткацкому мастерству, поскольку ценилось оно не меньше земледелия или кузнечного ремесла. Первую нить, отделенную в процессе прядения, завязывали ребенку на запястье - украшение убережет дитя от сглаза и нечистой силы.

К вечеру хозяюшки собирались в одном из домов, где устраивали традиционные вечерки с песнями. После того, как запланированный объем работы был выполнен, в избу приходили парни, и начинались заводные пляски да игры.

Когда мы приступили к восстановлению ткацкого станка, мы заметили, что он очень большой, и соответственно, стоять в собранном виде в казачьей хате, состоящей из двух комнат, не мог. Хозяюшки казачки, после Покрова пресвятой богородицы (14 октября, снимали с чердака (горища) в разобранном виде ткацкий станок и к 18 октября «Харитины пер холстины», собирали его. Ткацкий станок на Кубани – это станок сезонной работы, в зимний период. На сухой четверг, во время поста перед Пасхой, за неделю до чистого четверга, станок хозяюшкой разбирался и поднимался на чердак до осени.

На Кубани к традициям дня святой мученицы Харитины относились: Ткачество; девичьи посиделки, занятия шитьем, вышивкой, вязанием; мужчины работали над изготовлением валенок; спускались с горы на прялках (если был снег).

Когда женщина начинает съезжать на прялках с горы, то согласно поверью, длина пути показывает высоту льна, который вскоре уродится. Однако если женщина падает с прялки, то это сулит несчастье – она умрет до следующей осени.

Считается, что если кудель начата, то ее нельзя оставлять на ночь, а тем более без специального заговора. Если не провести обряд, то в доме поселится нечистая сила.

Согласно легенде, каждый раз мучения Харитины сопровождались чудом:

• её тело облили уксусом, но она не испытывала боли;

• её остригли наголо, но на голове святой тут же выросли новые волосы;

• мученицу бросили в море, привязав к шее огромный камень, но тотчас камень отвязался, а святая дева стала на волнах и пошла по воде как по суше;

• девушку собрались обесчестить, но когда к ней приблизились распутники, она, по молитве, отдала Господу душу.

Наши предки верили, что девочка, появившаяся на свет в этот день, вырастет искусной ткачихой.

Глава 3. Детальное изучение ткацкого станка и его восстановление

Ткацкий станок — одно из наиболее древних орудий труда человека. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до нашей эры. Первый ткацкий станок был вертикальным. Это простая рама, на которую натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком ткацком станке было трудно, так как нити надо было последовательно перебирать руками, нити часто рвались, ткань можно было сделать только толстую.

В XI веке изобрели горизонтальный ткацкий станок. Нити основы натянуты горизонтально.

Его основная часть – большая деревянная рама, на которой укреплены детали станка : три валика; две ножные педали; вертикальные рамки “гребенки” бердо; челнок с нормальной нитью.

Такой ткацкий станок с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах. Независимо от различий в конструкции ручные ткацкие станки горизонтального типа похожи по расположению основных рабочих узлов и принципу их работы.

Технология ткачества состояла из 5 основных операций:

1) контроль основы и подача её в зону формирования ткани;

2) разделение основы на две части в вертикальной плоскости;

З) введение утка в пространство между двумя частями основы;

4) прибоя проложенной уточины к краю ткани;

5) отвода ткани из зоны формирования и ее наматывание на вал.

В детской школе искусств станицы Холмской в данное время восемь ткацких станков, регулярно проводятся занятия по ткачеству. Педагоги школы оказали нам большую помощь в работе по восстановлению ткацкого станка. [4]

Глава 4. Хранители забытого ремесла

Для того чтобы узнать об истории ткачества, о возникновении ткацкого станка, мы провели обзор литературы. Затем мы посетили ДХШИ ст. Холмской нашей станицы и побывали на «Ткацком Подворье» в мастерских под Краснодаром, где для учащихся ДХШИ под заказ изготавливают современные ткацкие станки.

С этой целью нами было проведено интервью с Горобенко Ольгой Александровной, и Стебливец Натальей Васильевной.

В процессе проведенных поисков работ нам удалось разыскать женщин, старожил, которые не только помнят древнее искусство, но и по сегодняшний день ткут на своих ткацких станках.

Воротникова Наталья Федоровна

Наталье Федоровне скоро 70 лет. Она может насновать основу, заправить кросна затянуть нитченки, словом, совершить тот освященный веками ритуал, без которого старинный ткацкий станок останется мёртвой деревяшкой.

Первой, кто спохватился, что таинства ремесла вот-вот будут безвозвратно потеряны, была Стебливец Наталья Васильевна. Она предложила: давайте-ка вспомним исконный промысел. И вот в 2010 году выделили в школе искусств угол в комнатке у окна, где и был поставлен первый станок.

Затем кросна — ручные ткацкие станки — заказали в мастерской под Краснодаром.

Мы узнали во время поисковых работ, что многие жители успели сжечь старые ткацкие станки, которые из-за времени, долгого пользования пришли в негодность.

Местный житель Остапенко Григорий Константинович, перебирая дома у старой тети сарай, нашел остатки ткацкого станка и передал их в школу.

Детально изучив свое приобретение, отмыв и очистив все сохранившиеся детали, старшеклассники школы приняли решение не просто восстановить первоначальный вид станка, но и сделать его рабочим, дать ему вторую жизнь, доделать недостающие детали.

Каркас станка (станину) пришлось делать заново, педали, валы, все шестеренки. Из старого станка для вторичного использования подошли бердо и нитченки, которые сохранились разве что чудом. Тем для каждого из нас этот станок - наша гордость, ведь мы смогли его восстановить, смогли ему вернуть его первоначальный вид.

Теперь мы не на словах, а на деле представляем, что значит ткать, надо быть усидчивыми и внимательными, не пережимать, не оставлять воробьев. Воробьями раньше неровности по краям полотна называли, из-за них изделие неаккуратно выглядело, не красиво. Научились дотачивать нить, если она рвется.

Самостоятельно научились вязать нитченки, собирать бердо. Сложные рисунки ходили учиться осваивать в детскую школу искусств.

Впрочем, соткать простое полотно, объясняют мастерицы, наука не такая уж хитрая. А вот чтобы по рушнику или половичку пустить узор, нужен настоящий компьютер в голове — рассчитать нити, набрать их сперва в берда, потом в нитченки, снова в берда.

Наталья Васильевна Воротникова нам рассказала, что она самостоятельно освоила технику брального ткачества. Бральное ткачество - одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова "брать", когда нити основы "пробираются" при помощи специальной дощечки - бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Так, при сочетании нитей различного цвета получаются северные бральные узоры. (Наталья Васильевна перехала на Кубань 17 лет назад с Урала).

Бральными узорами в старину любили украшать полотенца, скатерти, детали женской одежды. Все предметы, украшенные бральными узорами, имели в старину ритуальное значение, были связаны с различными праздниками и обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами оберегового значения. Длинные полотенца на концах украшались рядами орнаментальных полос, в основе которых лежат геометрические узоры из квадратов, ромбов, крестов и других элементов. Традиционным являлось цветовое сочетание красного с белым. Для орнаментации полотенец использовали двухуточную бральную технику "клетчатину", когда в одном утке использовалась красная нить, а в другом - белая. Такая техника брального ткачества очень трудоёмка и требует от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяет выполнять самые сложные по замыслу узоры.

В старину с ткацким ремеслом было связано много обрядов. Так, весной женщины ткали особые обрядовые рушники, узоры которых символизировали связь человека с природой. За такой рушник ткачихи принимались чаще всего во время поста, когда были чисты душой и могли обращаться к богу.

Нередко несколько девушек собирались вечером вместе и по очереди работали над одним рушником, который надо было успеть закончить до рассвета. Через этот рушник они просили Господа о самом заветном — например, чтобы суженые вернулись с войны живыми.

Заключение

В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет!» В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее. Всё меньше остаётся людей в сельской местности, которые могли бы рассказать о народных промыслах своих предков, а тем более показать, как они занимались ремёслами и научить нас. Поэтому наше поколение должно успеть общаться с людьми, которые помнят, чем занимались наши дедушки и бабушки, так как завтра уже будет поздно, просто не будет и этих людей. Сейчас, когда возрастает интерес к народной культуре, когда возрождаются народные промыслы, мы можем сказать, что связь между поколениями не прервется.

Изучив литературу по данной теме, посетив детскую школу искусств и мастерские по изготовлению ткацких станков, побеседовав с мастерицами и старожилами станицы, мы сделали следующие выводы:

1) Мы узнали, что ткачество – один из древнейших видов рукоделия. До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространенных «зимних» домашних занятий в традиционной культуре народов Кубани.

2) Мы узнали когда и почему ткацкий станок устанавливался в доме. Узнали историю христианской великомученицы Харитины.

3) В нашей станице есть люди, которые не только хранят изделия из прошлого, но и сами радуют нас своим творческим мастерством. Нам удалось с ними пообщаться и познакомиться с их мастерством.

4) Собранный материал пополнит архив школьного музея, а также его можно будет использовать на уроках истории, кубановедения и классных часах в школе.

5) В школе теперь есть подлинный, восстановленный силами педагогов и учеников рабочий ткацкий станок. Учащиеся и гости школы могут научиться ткать на нем.

Хочется закончить работу стихами :

«Да будет вечен дней твоих поток,

Покуда есть основа и уток!».

Список литературы

Автор публикации:
Научно-исследовательская работа «Реконструкция ткацкого станка для использования его как экспоната музея казачьей школы»
Опубликовано: 5 марта 2023 в 21:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Научно-исследовательская работа «Реконструкция ткацкого станка для использования его как экспоната музея казачьей школы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Валерьевна Копченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД