Папки-передвижки

Сторителлинг как инновационная технология развития речи детей дошкольного возраста

Наталья Беляева
Сторителлинг как инновационная технология развития речи детей дошкольного возраста

Сегодня общение все больше уходит в мир виртуальный, а реальное общение становится предметом роскоши, искусством, к которому необходимо снова возвращаться и обучаться. Каждый из нас в своей работе сталкивался с тем, что ребёнок хочет ответить, тянет руку, но когда его спрашиваешь, он не может сформулировать то, что хотел сказать и замыкается, молчит. Неумение связно выражать свои мысли является одной из проблем современных дошкольников, а это влияет на качество обучения, на полноценное развитие ребёнка. Монологическая речь у старших дошкольников, особенно имеющих речевые нарушения, вызывает большие трудности. Неподготовленному ребенку трудно запомнить даже небольшой текст. Обычно воспитанники произносят монологи невыразительно и без особого желания. Чтобы помочь воспитанникам в преодолении комплексов и проблем в речевом развитии я использую в образовательной деятельности технологию «сторителлинг».

Публикация «Сторителлинг как инновационная технология развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель:

Повышение профессионального умения педагогов по развитию речи дошкольников посредством применения технологии сторителлинг.

Задачи:

- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;

- Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

- Разнообразить процесс обучения воспитанников.

Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». В русском языке есть понятие «сказительство», и сторителлинг можно назвать его современным продолжением.

Педагогический сторителлинг, как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая. Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга : классический (это когда реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом, дети только слушают, активный (детям даётся возможность самостоятельно создавать и рассказывать истории, цифровой (рассказывание историй дополняется визуальными компонентами с применением ИКТ). Наиболее ценным и важным в работе педагога является активный сторителлинг, где непосредственно в процесс «придумывания историй» вовлечены их воспитанники.

В структуру техники сторителлинг входят следующие основные элементы:

1. Вступление (оно должно быть коротким и начинается словами «жили-были», «однажды», «давным-давно» и т. д.);

2. Развитие события. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы функционирующих персонажей.

3. Кульминация.

4. Заключение. Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением (как в басне – мораль).

Как показывает опыт, при использовании техники сторителлинг в ДОУ дети сильно воодушевляются, внимательно слушая истории. Лучше начинать с простых историй, описывающих интересный или смешной случай из личного опыта. Дети младшего и среднего возраста с удовольствием рассказывают семейные истории, делятся личными переживаниями, любят рассказывать о книгах, которые им прочитали. Можно проводить занятия по совместному сочинению истории, выстраиванию своих рассказов по иллюстрациям или картинкам. Начинает историю взрослый, а продолжает ребёнок, останавливается и передаёт эстафету следующему. Так получается история с неожиданным концом. В непосредственной образовательной деятельности я использую «кубики историй», где на обычные кубики мной были наклеены разнообразные предметные картинки (сказочные персонажи, животные, растения, дома, деревья, солнце, тучи и т. д.). Дети по очереди бросают кубики и придумывают истории из того, что выпало у них на кубике. Также использую игрушки из «киндеров», которые лежат у нас в «волшебном мешочке», выполненном из непрозрачной ткани. Ребята достают их по очереди и придумывают свои истории. Педагогом может задаваться тема рассказа (сказки) либо его начало, и ребенок или же группа детей составляют историю. Например, ребенку задается тема рассказа «Жил был Незнайка» выпадает изображение дерева «Около его дома росло дерево» выпадает солнышко «Над домиком его светит солнышко» и т. д.

На начальном этапе дети в своих рассказах используют конкретный образ, который выпадает на кубике или игрушке из «киндера». При систематическом использовании «кубиков историй» или «волшебного мешочка» дети, начинают связывать образ на кубике или игрушке, с какими-то своими ассоциациями, и тогда рассказ становится полнее и интереснее. Очень занимательно и интересно получается, т. к. никогда не знаешь, что же выпадет на кубике или, что же за игрушку достанешь из «волшебного мешочка».

Данную технику можно использовать как на индивидуальных (когда один ребёнок придумывает свою историю, так и подгрупповых занятиях (когда несколько детей сочиняют одну историю на всех).

Таким образом, сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы заинтересовать и найти подход к любому ребёнку. Он не требует больших затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Развивает у воспитанников ДОУ логику, мышление, воображение, красивую грамотную речь, уверенность, способствует раскрытию самовыражения, помогает запомнить материал. Сторителлинг может успешно использовать в проектной и совместной деятельности детей. Рассказывание историй имеет и психопрофилактический эффект, т. к. позволяет застенчивым детям быть более раскрепощёнными, робких делает смелее, а молчаливые дошколята становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй, своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.

Публикации по теме:

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сторителлинг как инновационная технология развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 марта 2024 в 17:25
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД