МААМ-картинки

Теория и методика математического развития дошкольников

Елена Сергеева
Теория и методика математического развития дошкольников

Введение

Важная задача современной педагогики - формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в различных типах дошкольных учреждений. Важное место отводиться обучению дошкольников основам математики. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Публикация «Теория и методика математического развития дошкольников» размещена в разделах

Дошкольные учреждения накопили достаточный опыт в обучении и воспитании детей, осуществляют работу в соответствии с современными требованиями, основывающимися на достижениях психолого-педагогической науки. Исследования свидетельствуют о том, что основы учебной деятельности, важным элементом которой является формирование элементарных математических представлений, закладываются в дошкольном возрасте.

По своей природе математические знания обеспечивают умения детей чётко и последовательно анализировать процессы происходящего вокруг, способствуют воспитанию привычки полноценной логической аргументации всего окружающего. Для математического стиля мышления характерны: чёткость, краткость, расчлененность, точность и логичность рассуждений, умение пользоваться символикой и т. п. (В. Давыдов, Г. Костюк, А. Леушина, А. Столяр и другие).

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте остаётся игра, но параллельно с ней формируются и развиваются элементы учебной деятельности, что позволяет организовывать более систематический процесс обучения. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

1. Формы организации обучения детей элементам математики

Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации. Разнообразие форм обучения определяется количеством обучающихся, местом и временем проведения занятий, способами деятельности детей, а также способами руководства этой деятельностью со стороны педагога.

Различают индивидуальную, коллективную и групповую

(дифференцированную) формы обучения.

Индивидуальная форма обучения заключается в том, что ребенок приобретает знания, выполняет различные задания, имея возможность получения при этом непосредственной или косвенной помощи со стороны взрослого.

Коллективная форма обучения один педагог работает одновременно с целой группой. Здесь налицо взаимная помощь и взаимное обучение. Недостатком коллективной формы обучения является то, что недостаточно учитываются так называемые индивидуальные различия. У разных детей - разный темп работы, разный уровень способностей, разное отношение к деятельности и т. п.

Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных и индивидуальных различий уровней развития детей, принято называть дифференцированным, и осуществляется по критериям: по способностям или не способностям к обучению, по интересам, по объему материала и степени его сложности, по степени самостоятельности и темпу продвижения в обучении.

Большая часть занятий организуется со всей группой детей, однако итоговые занятия предполагают дифференцированную (с подгруппами) форму организации.

2. Методы обучения детей элементам математики

Основными методами обучения дошкольников элементам математики являются наглядные, словесные, игровые и практические. Методы подбираются в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. А также в соответствии с личным опытом воспитателя, и от конкретных условий в детском саду.

К наглядным методам обучения относятся : демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.

К словесным методам относятся : рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.

Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании. Одним из существенных словесных приемов в обучении детей математике является инструкция, отражающая суть той деятельности, которую предстоит выполнить детям.

В старшей группе инструкция носит целостный характер, дается до выполнения задания. В младшей группе инструкция должна быть короткой, нередко дается по ходу выполнения действий.

Особое место в методике обучения математике занимают вопросы к детям. При этом вопросы должны быть точными, конкретными, лаконичными. Для них характерны логическая последовательность и разнообразие формулировок.

Система вопросов и ответов детей в педагогике называется беседой. В ходе беседы воспитатель следит за правильным использованием детьми математической терминологии, за грамотностью их речи, сопровождая ее различными пояснениями. Благодаря им уточняются непосредственные восприятия детей.

Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными - они сопутствуют практическим и игровым методам.

Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из ряда операций.

Практические методы характеризуются, прежде всего, самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности.

Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности. Поэтому каждую задачу дробят на более мелкие части, которые изучают последовательно. Так, во 2 младшей группе детей обучают группировать предметы по цвету, размеру, форме, составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов, выделять один предмет из группы. Находить один и много одинаковых предметов. Понимать конкретный смысл слов: больше - меньше, столько же. Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму. Понимать смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над - под. Понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.

В средней группе детям дается представление о том что такое множество, что оно может состоять из разных по качеству элементов. Начинается обучение счеты в пределах 5 (на основе наглядности, обучение уравнивание неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Детей учат сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения. Различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия. Определять части суток.

В старшей группе детей обучают создавать множества, разбивать их на части и воссоединять их, устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, сравнивать разные части множества. Детей обучают счету в пределах 10 (на наглядной основе, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. А так же знакомят с количественным составом числа из единиц. В старшей группе дети учатся сравнивать предметы, размещать предметы различной величины в порядке возрастания и убывания. Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

В подготовительной группе детей обучают количественному, порядковому счету в пределах 20, называть числа в прямом и обратном порядке до 10. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками. Различать величины: длину (широту, высоту, объем (вместимость, массу (вес предметов) и способы их измерения. Детей обучают измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объёмы с помощью условных мерок. Делить предметы на несколько частей. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости. Определять временные отношения (день-неделя-месяц, определять время по часам с точностью до одного часа. мышление умственный математика смекалка.

Заключение

Таким образом, математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие - физическое, умственное, нравственное, эстетическое.

Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика. К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Основы математических знаний, необходимых ребенку в школе закладываются в дошкольном возрасте. Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности. Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность его влияет не только содержание предлагаемого материала, но так же форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Современная программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр позволяет чаще менять виды деятельности и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.

Список литературы

1. Данилова В. В. Обучение математике в детском саду : Практические семинарские и лабораторные занятия / В. В. Данилова и др. - М. : Академия, 1998. - 160 с.

2. Карелина И. О. Дошкольная педагогика : курс лекций: учебно-методическое пособие / И. О. Карелина - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. -71 с.

3. Касицына М. А. Дошкольная математика. 1и 2-й год обучения: учебно-практическое пособие для педагогов и родителей. / М. А. Касицина, В. Д. Смирнова. - М. : Гном, 2004. - 28 с.

4. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды : из опыта работы / Л. Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.

5. Метлина Л. С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина. - М. : Просвещение, 1984. - 255 с.

6. Михайлова 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3. А. Михайлова и др. - СПб. : Детство-Пресс, 2008. - 388 с.

7. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников : Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. - М. : МПСИ, 2005. - 392 с.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Фотоотчет «Уголок математического развития во второй младшей группе ДОУ»Фотоотчет «Уголок математического развития во второй младшей группе ДОУ» Детский сад - это второй дом для детей и конечно же и для сотрудников. А свой дом всегда хочется сделать уютным, оригинальным, непохожим.

Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых» Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Мастер-класс по изготовлению математического пособия для дошкольников «Геометрический сортер»Мастер-класс по изготовлению математического пособия для дошкольников «Геометрический сортер» Дидактическая игра «Геометрический сортер» Главенствующим средством умственного развития ребенка-дошкольника является изучение математики.

НОД «Счет до пяти. Число и цифра 5» по программе математического развития «Игралочка»НОД «Счет до пяти. Число и цифра 5» по программе математического развития «Игралочка» НОД по парциальной образовательной программе «Игралочка» математического развития по теме: «Счет до пяти. Число и цифра 5» Цели: 1 формировать.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Библиотека изображений:

Публикация Теория и методика математического развития дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Сергеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Теория и методика математического развития дошкольников
Опубликовано: 16 октября 2023 в 20:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД