Лучший педагог года

Использование игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

Гулия Лонина
Использование игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

Использование игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений в работе по развитию геометрических представлений и пространственного мышления в старшем дошкольном возраста.

Задачи работы по развитию геометрических представленийстаршем дошкольном возрасте.

Образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста выделяютследующие задачи по развитию геометрических представлений старших дошкольников:

Публикация «Использование игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений» размещена в разделах

- Учить находить в окружающей обстановке предметы различных форм

- Учить группировать предметы по нескольким признакам, устанавливать связи междугруппами фигур по количеству углов, сторон

- Учить делить геометрические фигуры на части разными способами-

- Учить составлять геометрические фигуры путем преобразования разных фигур решать задачи на преобразование

-Дать представление о многоугольнике, точке, линии, внутренней и внешнейобластях фигуры ее границе

-Учить конструировать геометрические фигуры по заданным правилам

-Учить анализировать форму сложных предметов, узнавать геометрическую фигуру по части

- Учить решать задачи-головоломки на трансфигурацию

Поэтому для развития детей старшего дошкольного возраста используют самые разнообразные игры-головоломки.

I. Значение использования геометрических конструкторов в умственном развитии детей

Воспитатель, знакомя детей с занимательным методическим материалом, подчеркивают их игровой характер, вызывающих интерес к нему. Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, фигур-силуэтов из игр типа «Танграм», «Коломбово яйцо и др.»)

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребёнка. Возможности умственного развития у детей дошкольного возраста очень велики: дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми, как правило, не в форме понятий, а в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами. Обучая детей обобщённым способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия. В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают пространственное отношение, пропорции и т. д.

Игра-головоломка Танграм: старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций данной игры.

Фигуры Танграма

Размеры фигур «Танграма» показаны относительно большого квадрата, стороны и площадь которого принимают равными:

• 5 прямоугольных треугольников

• 2 маленьких

• 1 средний

• 2 больших

• 1 квадрат

• 1 параллелограмм

ПРАВИЛА ИГРЫ

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Успешность освоения игры зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры.

Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т. к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что:

1. В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все 7 элементов.

2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т. е. располагаться только в одной плоскости.

3. Элементы фигур должны примыкать один к другому

III.Разнообразие игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений

Существует несколько видов игр типа «танграм». Последовательность предъявления игр детям должна быть определенной от простой до сложной: Танграм, Волшебный круг, Головоломка Пифагора, Колумбово яйцо, Монгольская игра, Сфинкс, Листик, Волшебный квадрат, Вьетнамская игра, Архимедова игра, Пентамино, Гексамино (Гексатрион). Но перед тем,как детям показать данные игры их необходимо подготовить, закрепить знания полученные ранее.

РАЗНОВИДНОСТИ ИГРЫ «ТАНГРАМ»

название игры количество элементов Варианты фигур

1. Волшебный круг

7 фигур

2. Монгольская головоломка

11 фигур

3. Колумбово яйцо

10 фигур

4. Листик 9 фигур

5. Стомахион 14 фигур

6. Головоломка Пифагора

7 фигур

7. Сфинкс

7 фигур

8. Гексамино 12 элементов

9. Пентамино

12 элементов

IV. Приемы ознакомления детей с играми (подготовительная работа).

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ

Подготовительные упражнения.

Перед тем как приступить к освоению игр, необходимо провести ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Задания видоизменяют. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Им предлагают выполнить задание в плане представления, а затем - практически: "Какую фигуру можно составить из 2 треугольников и 1 квадрата? Сначала скажите, а затем составьте".

1 ЭТАП. Составление простых изображений из геометрических фигур – домики, снеговики, елочки, кораблики, и т. д. Можно применить картинки, но не требуется их копирование.

2 ЭТАП. Составление силуэтов по разбитому образцу.

Ребенок старается повторить выданный ему образец фигуры, усваивает способы соединения элементов, учится сочетать их по размеру.

Первые два этапа у старших дошкольников проводятся в форме повторения и закрепления ранее полученных знаний.

V. Этапы работы по воссозданию детьми образных и сюжетных изображений

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗНЫХ и СЮЖЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

3 ЭТАП. Составление силуэтов по частично разбитому образцу по неразбитому образцу.

Ребенок высказывает предположение о том, как размещаются части набора, проверяет гипотезу.

Пример 1.

Тема: Составление фигуры-силуэта зайца.

Цель: Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Оборудование. Наборы фигур к игре типа «Танграм», образец.

Ход работы. Анализ образца фигуры-силуэта зайца.

1.1 Беседа по вопросам. Кого вы видите на этой таблице? (Зайца.) Назовите части тела из которых сделан заяц? (Голова, ухо, туловище и лапы.)

1.2. Работа по вопросам. Из каких геометрических фигур сделан заяц? (Из квадрата, четырехугольника, треугольников.) Из каких геометрических фигур сделана голова? (Голова сделана из квадрата. Уши – из четырехугольника и треугольника). Из каких геометрических фигур сделано туловище и лапы? (Туловище и лапы сделаны из треугольников.)

1.3. Составление фигуры-силуэта зайца по образцу.

1.4. Отчет о работе. После того как фигура будет готова, педагог просит детей рассказать, как они ее сделали.

Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т. е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена. На этом этапе обучения одна из главных задач состоит в развитии у детей умения анализировать фигуры по контурному ее изображению, т. е. комбинаторных способностей.

Пример 2.

Тема: Воссоздание фигуры-силуэта бегущего гуся.

Цель. Учить детей членить форму плоскостной фигуры на составные части, т. е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена, планировать ход действия.

Оборудование. Наборы фигур к игре «Танграм», образец.

Ход работы.

1. Анализ образца фигуры-силуэта гуся.

1.1. Беседа. Педагог предлагает внимательно рассмотреть образец фигуры-силуэта : «Посмотрите, это – фигура бегущего гуся. Эту фигуру можно составить из 7 частей игры. Надо сначала сказать, из каких геометрических фигур можно сделать туловище, голову, шею, ноги гуся». Дети рассказывают о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре :

2. Воссоздание фигуры-силуэта.

3. Анализ готового изделия.

4. Итог. (Дети оценивают изделия друг друга.)

4 ЭТАП. Составление силуэтов выбранной картинке. Составление силуэта из двух разных комплектов.

Это усиливает мыслительную активность, развивает фантазию, творчество, стимулирует интерес и поисковую активность.

5 ЭТАП. Самостоятельное придумывание и составление детьми изображений.

Полезно их сохранять, зарисовывать, устраивать выставки, конкурсы лучших работ.

6 ЭТАП. После освоения игры можно проводить соревнования на скорость, точность составления.

VI.Общие выводы и рекомендации к использованию игр

В заключении нужно отметить: детям старшего дошкольного возраста доступно более разностороннее знакомство с окружающими их предметами, анализ этих предметов становится не только глубже и тоньше, он идёт в разных направлениях. Предмет рассматривается с разных сторон и в разных планах. Развитие у детей логического мышления – это движение от целого к частям и их связям, а от них обратно к целому. Это характерная черта высших форм человеческого мышления. Приученные смотреть «в глубь вещей» дети, встречаясь с новым явлением, пытаются объяснить его, строят догадки, сопоставляют факты. Прогресс в развитии мышления дошкольника предполагает глубокие изменения в характере его деятельности, что связано с появлением новых познавательных мотивов – появляются такие новообразования, как интеллектуальные игры и головоломки. Таким образом, у детей формируются новые формы интеллектуальной деятельности, которые побуждаются мотивом – научиться решать «сложные задачи». У дошкольника более высокие показатели достигаются уже не в ситуации игры, а в условиях занятий, где ребёнок начинает руководствоваться стремлениями к приобретению новых знаний о предмете.

Рекомендуется в развивающих играх объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с обязательным творческим подходом - делать все самостоятельно. Такие игры развивают у детей: внимание, зрительную память, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. При этом главное, на что обращается внимание, - творчество: ребенок, проходя через систему заданий, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.

Занимательные задачи и головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль над ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Необычайная игровая ситуация с элементами «проблемности», присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, силуэт, модель – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого до конца, поиск ответа до получение результата).

Публикации по теме:

Аппликация из геометрических фигурАппликация из геометрических фигур Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть Вас на своём блоге! Я уже два года веду кружковую работу -Аппликация из геометрических фигур.

Аппликация из геометрических фигур «Котёнок»Аппликация из геометрических фигур «Котёнок» Дорогие педагоги и родители, предлагаю вам аппликацию из геометрических фигур, которую можно делать с детьми. Аппликации помогут вашему.

Аппликация из геометрических фигур «Совушка»Аппликация из геометрических фигур «Совушка» Аппликация из геометрических фигур «Совушка». Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Гимназия №1503 Описание материала:.

Аппликация «Ёлочки из полосок бумаги и геометрических фигур»Аппликация «Ёлочки из полосок бумаги и геометрических фигур» Продолжаем с детьми в индивидуальной работе создавать образ новогодней ёлочки в творчестве. Развиваем у детей интерес к аппликации, творческие.

Мастер-класс по аппликации из геометрических фигур «Динозаврик»Мастер-класс по аппликации из геометрических фигур «Динозаврик» Динозавры - одна из любимейших тем в детском художественном творчестве. Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению аппликации.

Математическое панно «Поляна геометрических фигур»Математическое панно «Поляна геометрических фигур» Авторы: Алеханова Р. В., Гришина С. С. Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию математическое панно "Поляна геометрических фигур".

НОД по аппликации «Заснеженный домик» из геометрических фигурНОД по аппликации «Заснеженный домик» из геометрических фигур НОД по аппликации из геометрических фигур «Заснеженный домик» Цель: учить создавать несложную композицию на листе из геометрических.

Проект по познавательному развитию «Волшебный мир геометрических фигур»Проект по познавательному развитию «Волшебный мир геометрических фигур» Доброго всем настроения! Все, заглянувшие ко мне на страничку согласятся, что для дошколят обогащение познавательного опыта очень важно.

Занятие по повторению геометрических фигур «Жители города фигур»Занятие по повторению геометрических фигур «Жители города фигур» Цель: создать условия для повторения основных геометрических фигур 1. Организационный момент. Воспитатель КИК: А вы любите путешествовать?.

Волшебные круги. (Аппликация из геометрических фигур.)Волшебные круги. (Аппликация из геометрических фигур.) В продолжении предыдущей темы,Аппликация из геометрических фигур, хотелось бы поделиться с вами нашими работами. Аппликация из кругов цветной.

Библиотека изображений:

Публикация Использование игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гулия Лонина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование игр и упражнений на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений
Опубликовано: 31 августа 2020 в 17:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД