МААМ-картинки

Теоретический семинар «Эффективность использования педагогических технологий в развитии речевой активности детей»

Ольга Джанинян
Теоретический семинар «Эффективность использования педагогических технологий в развитии речевой активности детей»

Цель: повышать педагогическую компетентность педагогов через знакомство с современными педагогическими технологиями по развитию речи.

Задачи:

- расширить знания педагогов по использованию педагогических технологий;

- способствовать внедрению педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ;

- включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности.

Публикация «Теоретический семинар „Эффективность использования педагогических технологий в развитии речевой активности детей“» размещена в разделах

Предварительная работа:

- анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

- подготовка презентации опыта педагогов по данному вопросу.

План проведения:

1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Современные педагогические технологии как условие успешного речевого развития.

3. Презентация опыта работы педагогов по данной теме.

4. Подведение итогов семинара.

Ход семинара.

1. Актуальность проблемы.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности,успешности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Соответственно, разные педагогические технологии позволят педагогам развивать все компоненты речи для успешного овладения речью.

2. Современные педагогические технологии (консультация)

Выбор технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Рассмотрим современные педагогические технологии :

- игровые;

- личностно-ориентированные;

- информационно-коммуникационные;

- система инновационной оценки «портфолио»;

- здоровьесберегающие;

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- разноуровневое обучение;

- ТРИЗ;

- проектные;

- метод наглядного моделирования и т. д.

Рассмотрим основные педагогические технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чёткого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для применения игровых технологий в обучении.

Практически все задачи речевого развития детей-дошкольников можно реализовать на основе театрализованной игры. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы:

- игры – драматизации;

- режиссёрские игры;

В играх – драматизациях – ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются:

- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссёр» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров : настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр в коробке, кукольный, театр игрушек.

Личностно – образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Эта технология предполагает глубокое понимание особенностей развития ребёнка, его характера, личностных качеств, причин неуспешности в обучении и отклонений в поведении.

Для успешного применения проблемного обучения можно выделить основные психологические условия:

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступным для детей.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Постановка проблемной задачи и процесс её решения происходит в совместной деятельности педагога и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений делать выводы. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям.

Информационно – коммуникационные технологии открывают перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу. Кроме того, у детей формируется и развивается интерес к этому виду деятельности, стремление узнать новые возможности компьютерных технологий.

Изучение данных технологий развивает мыслительную деятельность старших дошкольников, умение формулировать желаемый результат, умение выстраивать логические цепочки, позволяющие достичь желаемого результата, умение сравнивать и объяснять.

Особое значение изучение компьютерных технологий имеет для развития умения общаться и работать в коллективе. Работа под руководством воспитателя, необходимость выполнять его указания дисциплинирует детей, и готовит их к обучению в школе. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется уважение к сверстникам, к педагогам. Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса.

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения. Такая форма позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживанию успеха.

Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна. Все эти игры направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

В развивающей технологии прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления и т. д.

Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование метода наглядного моделирования на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение моделей,мнемосхем помогает ребёнку в обогащении связного высказывания.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития речи у детей является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Методы ТРИЗ можно использовать в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например, во время прогулок использовать приё мы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается логика, речь и мышление. Можно сделать вывод, что занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.

Все перечисленные технологии помогут педагогам реализовать личностно – ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса учётом их способностей и уровня развития.

3. Презентация опыта работы педагогов по данной теме.

Учитель – логопед Штельтер Н. В. продемонстрировала свой опыт работы по технологии наглядного моделирования.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание и развитие речи. Мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. (показ нарисованных таблиц) Мнемотаблицы служат как дидактический материал и используются для :

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказе художественной литературы;

- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы также используются для составления описательных рассказов по темам (овощи, фрукты, посуда, животные и т. д. _

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, ягодка – красная, солнышко – жёлтое. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например, лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д)

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Педагог совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Данные схемы служат своеобразным зртельным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение расказа, его последовательность, лексико- грамматическую наполняемость рассказа.

Таким образом, используя приёмы мнемотехники, мы учим детей :

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов : внимания, памяти, мышления.

Отсюда следует, что анализируя новый материал и графически его обозначая, ребёнок учится самостоятельности, усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда.

Воспитатель Пикова Т. В. поделилась опытом использования пальчикового театра для развития речи дошкольников.

Пальчиковый театр – уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребёнка, в которой он сможет сыграть роль любого героя. Театр – это ещё и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажёр и наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребёнка путём проигрывания различных ситуаций и, наконец, помощь в становлении руки наших дошколят. Куклы развивают подвижность пальцев, как правой так и левой рук, помогают освоить речь персонажей. Пальчиковых театров известно много разновидностей. Педагог использует вязаный пальчиковый театр.

Это один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Куклы такого театра получаются очень «живыми», мягкими и приятными в употреблении. Можно использовать во всех возрастных группах. Это возможность пообщаться с ребёнком вне привычной схемы, стать к нему ближе.

Подведение итогов семинара.

Современные педагогические технологии создают условия для активной речевой деятельности дошкольника, а также в свою очередь, создают социальную ситуацию для развития ребёнка в целом, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования. Поэтому все перечисленные технологии можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Эффективность педагогических воздействий Динамика показателей освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторинга Разновозрастная группа 2016-2017г МОУ СОШ №2.

Библиотека изображений:

Публикация Теоретический семинар «Эффективность использования педагогических технологий в развитии речевой активности детей» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Джанинян на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Теоретический семинар «Эффективность использования педагогических технологий в развитии речевой активности детей»
Опубликовано: 12 декабря 2020 в 21:27
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД