Папки-передвижки

Теоретические основы инклюзивного образования

Юлия Чайкина
Теоретические основы инклюзивного образования

В современном мире термины "совместное образование", "инклюзивное образование", "интегрированное образование" чаще всего используются как синонимы. Наибольшей популярностью сегодня пользуется термин "инклюзия" или "инклюзивное образование". Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Публикация «Теоретические основы инклюзивного образования» размещена в разделах

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья -физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Правовая база инклюзивного образования :

Всеобщая декларация прав человека (1948, Декларация прав ребенка (1959, Конвенция о правах ребенка (1989, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990, Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993, Декларация, принятая в 1994 г. в Саламанке, о развитии включающего образования, Закон "Об образовании в РФ".

Индивидуальная программа образования — это план, который разрабатывается родителями и специалистами учебных заведений в соответствии с нуждами и потребностями обучающихся — инвалидов для достижения успеха в образовательном процессе.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

• подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью);

• служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика;

• является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения;

• применима ко всем составным частям программы и к привычной манере повеления в классе;

• является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения;

• составлена с целью повышения успешности ученика.

Обычный учитель может быть успешен в инклюзивной школе при условии, если он:

• достаточно гибок;

• ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы;

• уважает индивидуальные различия;

• умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;

• чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе;

• согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Широкое использование в международном общении практических, правовых и научных (социологических, социально-психологических, педагогических) материалов позволило сформулировать ряд принципов, на которых основана реализация интеграционных процессов.

Нравственно-этические принципы: опора на этический императив государственного законодательства в отношении социальной интеграции и инклюзивного образования.

Единство людей на основе гуманности : каждый ребенок, несмотря на имеющиеся у него ограничения возможностей, имеет право на обучение и воспитание. Принятие различий между обучающимися, между их возможностями и способностями к обучению; уважение этих различий.

Реалистичность: каждый человек воспринимается таким, каков он есть. Социокультурные принципы.

Нормализация (социальной среды) : люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь настолько, насколько это им доступно.

Свобода выбора для всех — для обычных учащихся и их родителей, для родителей детей с ограниченными возможностями.

Добровольность участия в инклюзивных процессах.

Организационные принципы:

Регионализация: инклюзивное образование обеспечивает каждому ребенку полноценный всеобуч по месту жительства.

Децентрализация: необходимые педагогические ресурсы, как массового характера, так и требуемые для специального образования, доставляются к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот (когда ребенок доставляется к предназначенным для него ресурсам).

Доступность образования — физическая, психологическая и интеллектуальная. Многообразие форм : интеграционный процесс должен реализовываться в самых различных формах — от изолированных классов в структуре массовой школы (интеграция) через индивидуальную интеграцию к интеграционным (инклюзивным) классам. Включение обычных детей в процесс обучения специальной (коррекционной) школы — это также инклюзия. Дифференцированный подход к организации процесса инклюзивного образования, когда благодаря дифференциации целей, содержания, методов и средств обеспечиваются индивидуальные личностно-ориентированные, соответствующие логике развития каждого ребенка задачи обучения и воспитания. Педагогические принципы: органичная интеграция как парадигмы, так и технологий специального образования в целостный педагогический процесс массовой инклюзивной школы. Специальная педагогическая компетенция педагогического корпуса массовой системы образования. Командный вариант взаимодействия при реализации интеграционного процесса: причастные к этому процессу специалисты совместно работают в команде. Кооперация и коллективизм в рамках единого для всех учебного предмета: каждый ребенок осваивает вместе с другими учащимися общий для всех учебный предмет в доступных для него пределах и вносит свою долю в коллективное знание о предмете.

Индивидуализация: в центре образовательного процесса и педагогической деятельности находится целостная личность ребенка в неразделимом единстве его физической, умственной и душевной организации, его общих и особых образовательных потребностей.

Диалогический способ взаимодействия: встреча и общение между людьми — важный и значимый элемент педагогической ситуации.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Основы правильного питания»Консультация для родителей «Основы правильного питания» Правильное питание – определенные и постоянные часы приема еды. При этом пища распределяется в течение суток по количеству калорий, набору.

Лэпбук «Основы сенсорики»Лэпбук «Основы сенсорики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить Вашему вниманию свой новый лэпбук под названием «Основы сенсорики». Данный.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Отчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права»Отчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образованияПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие "Ловкий грамотей" как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права»Проведение Недели инклюзивного образования «Разные возможности — равные права» Во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым № 075/01-15 от 19.03.2021 г. «О проведении Недели инклюзивного.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы инклюзивного образования
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 14:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Чайкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД