Получи документы

Теоретические обоснования изучения проблемы воспитания экономической культуры детей дошкольного возраста

Любовь Рыбакова
Теоретические обоснования изучения проблемы воспитания экономической культуры детей дошкольного возраста

Впервые проблему экономического воспитания дошкольников начала изучать А. Д. Шатова. Ей были изучены аспекты влияния труда на личность ребёнка, на воспитание у него многих жизненно важных качеств, на подготовку к школе. Определяющая роль труда в формировании нравственного облика человека обусловлена наиболее непосредственной связью этой области жизни людей с экономикой. Поскольку труд как деятельность – не только нравственная, но и экономическая категория, то при ближайшем рассмотрении задач трудового воспитания обнаруживаются и такие задачи, которые явно имеют экономическую основу и близко соприкасаются как с нравственным, так и с экономическим воспитанием. Стержневым в этой взаимосвязи сторон является нравственное воспитание, так как именно оно придаёт остальным сторонам общественную нравственность, наполняет их глубоким нравственным смыслом и содержанием.

Публикация «Теоретические обоснования изучения проблемы воспитания экономической культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Педагогический опыт показывает, что многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не

формировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей. Более того, формируются неразумные, а иногда и не оправданные потребности, нарушается процесс правильной ориентации.

К моменту поступления в школу у некоторых детей не сформировано правильное отношение к труду, желание трудиться на общую пользу. При боле тщательном анализе детских поступков нетрудно обнаружить пробелы как раз из области экономического воспитания.

А. Д. Шатова приводит примеры, описанные в исследовании

Р. И. Жуковской. На основе изучения особенностей проявления бережливости у 50% детей трёх – пят лет, лишь у 20% воспитано это качество, у 10% – не развито совсем. У 20% детей, у которых это качество сформировано, оно проявляется в совокупности с эгоизмом и жадностью.

Далее А. Д. Шатова обращает внимание на то, как с возрастом теряют авторитет такие важные экономические качества, как бережливость, экономность, хозяйственность и т. д.

Анализируя программно-методические документы для дошкольных учреждений передовой практики воспитания, автор показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы ещё не сложилась. Мы довольно смутно представляем себе, какой она должна быть, как планомерно воспитывать от возраста к возрасту те качества и знания, которые впоследствии лягут в основу экономического воспитания, обогатят экономическую культуру подрастающего поколения, лучше подготовят его к будущей экономической деятельности.

В современной научной литературе воспитание, направленное

на сохранение культурных ценностей, созданных трудом человека, рассматривается как часть, как условие повышения общей культуры человека

в широком смысле слова (Л. Н. Пономарёв, В. Д. Попов, В. П. Чиканов). В их работах подчёркивается, что культура ещё никогда не играла столь важной роли, как в настоящее время, так как она непосредственно влияет на действенность экономической политики, качество управления, эффективность труда каждого работника, то есть на формирование личности в целом.

А. Д. Шатова считает, что теоретическая база для экономического воспитания дошкольников имеется. Это, прежде всего, основные исследования в области нравственного и трудового воспитания дошкольников – В. Г. Нечаевой, Р. И. Жуковской, Л. А. Пеньевской, Т. А. Марковой, Г. Н. Годиной, В. И. Логиновой и других. Пока же область экономического воспитания возложена преимущественно на семью, указывает автор, именно в семье дети чаще всего сталкиваются со многими сторонами экономической жизни. Ведь ребёнок неотделим от жизненного функционирования семьи, её быта и повседневных забот. Именно в семье он приобретает экономические знания, приобщается к нуждам и потребностям семьи, познаёт соотношение понятий «работа» и «деньги», узнаёт, для чего нужны деньги, вместе с родителями знакомятся в реальной жизни с процессами купли и продажи, понятиями «магазин» и «рынок».

Итак, несомненно, что экономические знания и первый опыт экономической деятельности дети, в основном, приобретают в семье. Нравственный пример родителей, старших сестёр и братьев играет свою воспитательную функцию. Важна при этом правильная установка на материальные и духовные ценности самых близких ребёнку людей, их отношение к деньгам, вещам, труду. В одном случае превалируют материальные ценности над духовными. В другом случае наблюдается другая крайность, когда материальным ценностям не придают никакого значения. И со временем такие положительные качества как доброта, альтруизм, желание поделиться всем, что есть, переходят в безалаберность, расточительство, неряшливость, разбазаривание. «Где же золотая середина?» - спрашивает автор. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться, что следует понимать под экономическим воспитанием детей дошкольного возраста, какие стороны экономической действительности могут быть предметом обсуждения в дошкольной педагогике. Решение этой проблемы А. Д. Шатова видит, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в стремлении обогатить его нормой морали, раскрывающей, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда. В целом ставится важная и сложная задача воспитания ценностной ориентации у дошкольников.

Кандидат педагогических наук Г. М. Лямина считает, что в статье А. Д. Шатовой таится некая опасность [4]. Слово «экономика» определяется следующим образом:

а) это совокупность общественных отношений;

б) организация, структура и состояние какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности;

в) научная дисциплина, изучающая отрасль производства и хозяйственную деятельность.

Исходя из этого Г. М. Лямина заключает, что понятие «экономическое воспитание» должно основываться на базе общественного производства.

И поэтому следует признать, что такое экономическое воспитание вряд ли доступно дошкольникам.

Другие – и ученые и практики [1] утверждают, что экономическая культура, её основы должны закладываться в дошкольном возрасте. Когда ребенок на житейских ситуациях начинает понимать, что каждая вещь имеет стоимость, что её нужно беречь. В тоже время Г. Лунева делится опытом работы о том, как познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные сведения из области экономики [2].

Авторским коллективом М. Ю. Стожарова, Г. Г. Полищук, Н. С. Каргина и другие, под редакцией М. Ю. Стожаровой (УИПК ПРО г. Ульяновск) в 2005 году было подготовлено и выпущено методическое пособие для работников детских образовательных учреждений и родителей: «Формирование основ экономической культуры старших дошкольников» [3]. Данное методическое пособие содержит систему сюжетно-дидактических игр с экономическим содержанием, которые помогают воспитателям организовать работу по экономическому образованию дошкольников.

Таким образом, есть все основания считать, что для проведения работы с целью экономического воспитания дошкольников есть все необходимые условия и эта работа в настоящее время крайне необходима.

Обратимся к анализу программно – методического обеспечения по проблеме экономического воспитания детей дошкольного возраста. Концепция непрерывного экономического образования детей и молодёжи, заявленная РАО совершенно оправдано считает экономическое воспитание необходимым и актуальным с детских лет. Понимая как область «Разумного ведения домашнего хозяйства», «Искусство ведения домашнего хозяйства» экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Именно поэтому она составила основу содержания программы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста в статье «Дошкольник и… экономика», автором которой является А. Д. Шатова [4]. Данная программа представляет собой первую попытку заложить экономический образ мышления, осознания ребёнком то, каков «я» в мире экономических ценностей и как вести себя в нём.

В самом начале программы определены следующие цели:

- ребёнок должен понимать и ценить окружающий его предметный мир (мир вещей – как результат труда людей);

- уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт» и то, что стоимость продукта зависит от его качества

- видеть красоту человеческого творения;

- признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. д.);

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

Программа состоит из четырё х содержательно связанных между собой блоков: «Труд – продукт», «Реклама», «Деньги», «Полезные навыки

и привычки в быту». Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован в виде мини–программы. Программа рассчитана

на работу с детьми старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.

В подборе блоков легко обнаружить внутреннюю связь, которая задаёт определённую систему работы. Дети не знакомятся с понятиями «потребности», но оно заложено в блоке «Труд – продукт» Дети получают представления о том, почему все взрослые работают. Результаты труда людей – это и есть продукты труда, в которых нуждаются все люди и взрослые.

Серия разнообразных занятий позволяет ребятам понять, какую роль в жизни играет труд, откуда берутся самые разнообразные товары, необходимые людям для жизни. Рекомендуется познакомить дошкольников с такими профессиями, как бизнесмен, менеджер, рекламодатель, рекламный агент.

Итак, товар произведён. А какова его дальнейшая судьба? Если он создан, о нём должны узнать все люди. Для этого существует реклама (блок «Реклама». Дети знакомятся с самим понятием «Реклама», узнают, какой она бывает, рассматривают рекламу во время экскурсии по городу, на специальных занятиях, самостоятельно придумывают рекламу, исходя из предположения: «если бы у меня было своё дело». С помощью рекламы люди узнают, где и какие товары можно купить.

Следующий этап работы – знакомить детей с деньгами (блок Деньги»).

С детьми обсуждаются разные жизненные ситуации: что было, когда денег

не было; какие бывают деньги; какие деньги имеют хождение в разных странах (ближнего и дальнего зарубежья); какого назначение денег – предмета жизненной необходимости; откуда они берутся. Таким образом, дети усваивают, что за деньги куплен товар.

Следующий шаг: «Приобрёл вещь – умей обращаться с ней». От сюда

и название блока: «Полезные навыки и привычки в быту» - это тоже экономика. Этот раздел достаточно понятен любому педагогу, так как он связан с одним из традиционных направлений работы детского сада – воспитание навыков и привычек культуры поведения. Нужно отметить, что пути реализации содержания всех разделов – огромное поле для творческой деятельности педагогов, осознающих, что экономика – это сама жизнь, которой надо постоянно учиться.

В программе А. А. Смоленцивой «Введение в мир экономики», или как мы играем в экономику» ребёнок приобщается к миру экономической действительности – одной из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.

На кафедре дошкольной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета проводится исследование по проблеме экономического воспитания детей дошкольного возраста (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент А. А. Смоленцева). Автор пособия предлагает оригинальную методику экономического воспитания старших дошкольников, реализуемую через обогащение привычных видов детской деятельности. Комплексное исследование данной проблемы включает изучение таких вопросов, как содержание, технология, взаимодействия

с семьёй и школой, а также нравственно – этический аспект.

В этой программе содержание экономических знаний отражено в пяти основных темах:

«Моя семья» (семейная экономика);

- «Мир денег» (деньги, цена);

-«Мой город» (производство полезных товаров);

-«Мир товаров» (основы маркетинга);

-«Моя страна» (ресурсы).

По мнению автора, ребёнок, прежде всего, познаёт азы семейно экономики, поскольку именно в семье он делает первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнаёт о труде, профессиях и близких родственниках, о финансовом положении семьи. Автор доказывает в своей работе то, что раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром, выработки стратеги в индивидуальном порядке (для каждого человека)

и консолидированном виде – для экономики региона в целом. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Все задачи экономического воспитания дошкольников могут быть решены педагогом в рамках различных образовательных программ, которые органично сочетают все виды детской деятельности и развития: экологическое воспитание, математическое развитие, художественно-творческую деятельность, социально-нравственное воспитание.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Авто А. А. Смоленцева предлагает использовать следующие формы и методы обучения:

1. Игра – основная форма обучения. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Эта форма обучения естественна для дошкольника. Педагог может использовать следующие виды игр:

- сюжетно-дидактические игры;

- дидактические игры;

- комплексно-тематические занятия (одна из форм познавательно-игровой деятельности).

2. Развлечения и вечера досуга – это своего рода праздники. У детей пользуются популярностью интеллектуальные игры, веселые, необычные задания, разгадывания и разыгрывания «экономических» ситуаций из сказок (А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха»). Особый интерес вызывают развлечения.

3. Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр

с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из них представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (И. В. Липсиц, Т. Л. Попова

и другие).

- Народная сказка используется для воспитания таких «экономических» качеств, как трудолюбие, бережливость, расчетливость.

- Логические и арифметические задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям.

Автор утверждает, что огромное значение имеет предметно-развивающая среда в дошкольной организации. Благоприятная среда стимулирует развитие ребенка. Под обогащенной развивающей средой понимается естественная комфортабельная, уютная, рационально организованная обстановка насыщенная дидактическими игровыми материалами. Исследователи советуют использовать созданные ими вариативные модели развивающей среды, позволяющие сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими, а значит обогащать познавательную деятельность. Это может быть комната математических и мнемотехнических игр, экономическая игротека «В гостях у Гнома-Эконома», изостудия, экологическая комната и другие.

Созданные благоприятные условия позволяют каждому ребенку свой собственный путь «в экономику» через игру, математику, рисование и другое, способствует умственному и личностному развитию. Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Далее автор выделяет некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников. Опыт исследователей доказывает, что только совместная работа дошкольной организации и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Анализ проведенных исследований и практических занятий показывает, что экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка

к реальной жизни, обучая его ориентированию в происходящем, но

и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность

в обучении между детским садом и школой.

Авторы Дыбиной О. В., Сидякина Е. А., Полянова Н. П. и Кузнецова

Н. Г. создали и разработали программу «Мир экономики глазами ребёнка»

Программа направлена на реализацию задач экономического воспитания дошкольников. Она составлена на основе анализа программных документов («Детство», «Из детства в отрочество», «Радуга», «Дошкольник и экономика»

и др.) и обобщения опыта работы педагогического коллектива ДОО № 179

Эта программа освещает специфику содержания, методов и форм педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста

по экономическому воспитанию.

В ней предусматривается развитие экономического сознания у старшего дошкольного возраста посредством рукотворного мира, который облегчает процесс усвоения ими экономических категорий. При этом важна организация насыщенной совместной деятельности, как взрослого, так и ребёнка по усвоению экономических категорий и реализации их в практической деятельности.

Программа состоит из пяти больших разделов:

- Как много разных потребностей»;

- «Сколько стоит мамин труд»;

- «Почему профессий много»;

- «Ресурсы»;

- «Где, как и на что люди покупают то, что им необходимо?»

Несмотря на то, что существует связь между разделами, каждый из них может быть реализован в виде мини – программы автономно.

Каждый раздел делится на подразделы, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и содержание одного раздела дополняется содержанием другого

Структура каждого раздела включает три части:

В первой части излагается основные идеи, то есть раскрываются простейшие экономические истины, понятия, категории, которые могут быть использованы дошкольниками в их жизни.

Во второй части предлагается «Ориентировочный план изучения темы» содержащий вопросы для более глубокого понимания и конкретизации базовых экономических понятий.

В третий части указаны конспекты игр – занятий по экономике, задания, практикумы, рекомендуемые для использования при изучении данного раздела.

В ходе первого этапа дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно – чувственного опыта, связывают их с уже имеющимися представлениями, делают простейшие выводы.

На втором этапе дошкольники участвуют в исследовательской деятельности на основе расширения и углубления картины мира. Здесь у них развиваются способности проводить наблюдения и эксперименты, сравнивать и сопоставлять, Устанавливать причинно – следственные связи.

Третий этап даёт ребёнку возможность использовать обобщённые способы решения задач, предвидеть развитие хода событий в реальной

и воображаемой обстановке, занимая позицию того или иного существа.

На этом этапе превалирует синтез – получение нового продукта, путём творческого преобразования.

Эта программа включат в себя перспективный план работы, приложения, которые позволяет специалистам дошкольных образовательных учреждений реализовать задачи по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Программа «Мир экономики глазами ребёнка» носит интегрированный характер, и она может быть использована в качестве дополнения и уточнения

к содержанию базовой программы обучения и воспитания детей в ДОО, реализуемая либо в виде занятий по экономике, либо через; ознакомление

с окружающей действительностью, игру, трудовую деятельность, математику.

Список источников.

1. Вопросы теории. Отклики на статью А. Шатовой // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 4.

2. Лунева Г. Играем в экономику // Дошкольное воспитание. – 2003. – №10.

3. Стожарова М. Ю., Полищук Г. Г., Каргина Н. С. Формирование основ экономической культуры старших дошкольников : Методическое пособие для работников ДОУ и родителей / под ред. М. Ю. Стожаровой. – Ульяновск, УИПК ПРО, 2005. – 60с

4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников /

А. Д. Шатова. – М., 2005. 254 с.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.

Картотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возрастаКартотека игр по основам экономической культуры детей дошкольного возраста Формирование у дошкольников представлений о способах экономного и бережного использования природных ресурсов (электроэнергия, тепло, вода).

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Научное обоснование проблемы интеграции детей дошкольного возраста с ОВЗ в образовательное пространство Данная разработка по теме: «Интеграция в образовательном пространстве дошкольного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Современные проблемы содержания образования и социального воспитания детей дошкольного возраста Главная цель развития личности - возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические обоснования изучения проблемы воспитания экономической культуры детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 января 2022 в 11:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД