Папки-передвижки

Теоретические и практические основы развития выразительности детских рисунков на занятиях по обучению изображения птиц

карина савельева
Теоретические и практические основы развития выразительности детских рисунков на занятиях по обучению изображения птиц

Теоретические и практические основы развития выразительности детских рисунков на занятиях по обучению изображения птиц

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме выразительности художественного образа детей

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность чаще всего является устойчивым увлечением почти всех детей, у детей незаметно для самих себя развивается воображение и способности. Но ведь не всякий рисунок ребёнка представляет собой художественный образ. Предназначенный для передачи информации рисунок должен быть точным, полным, документальным, отвечающий познавательным целям.

Публикация «Теоретические и практические основы развития выразительности детских рисунков на занятиях по обучению изображения птиц» размещена в разделах

За рубежом анализу детского рисунка отводится особое место (труды Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд «Дети – художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900–х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л. Т. Оршанского, А. А. Рыбникова, К. М. Летилова, Ф. Т. Шмидта).

Психолог Б. М. Теплов, характеризуя творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо чтобы какая – то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие.

Так что представляет собой детский рисунок и чем он привлекает взрослых, что мы ценим в нем? Во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств. Что обычно поражает в детском рисунке? Конечно, не форма и способы, а умение, используя минимум средств, передать свое состояние.

Многие педагоги, такие как Т. С. Комарова и Н. П. Сакулина выделяют и другое достоинство рисунка — его содержательность. Даже рисунок самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание. Как только малыш понимает, что на листочке может быть что-то изображено, все штрихи, линии приобретают значение, отражая мир, в котором живет малыш. Рисуя, ребенок часто рассказывает о своем замысле. В рисунках старших дошкольников — все, что окружает детей, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

Как правило малыши не боятся рисовать, они хотят и могут нарисовать все. Для маленького ребенка нет ничего невозможного. Поэтому дети крайне смелы в изобразительной деятельности, что можно взять за ещё одно качество.

А ведь риск, способность к риску, смелость — непременное условие и характеристика творческой личности. К сожалению, ребенок растет и на смену смелости приходит осторожность

Рисунок ребёнка всегда несёт добро, всегда отражает лучшие человеческие качества, всегда глубок и наполнен смыслом, не смотря на то, точен он или состоит из каракулей. Рисунки, несомненно, ярки, красочны. От них мы ожидаем только добро, что радует нас, взрослых, но в то же время и немного печалит осознания, как трудно, почти невозможно сберечь такое восприятие мира.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно потому их можно назвать выразительными. Выразительность — главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника по средствам разнообразных приемах передавать человеческие эмоции. Стиль художественной выразительности произведения может быть различной. Чем талантливее художник, тем больше созданное им произведение воздействует на наши чувства.

Выразительность детского рисунка — это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует? И, самое главное, как научить добиваться выразительности своих рисунков?

В своих научных исследованиях Е. А. Флерина, Н. Б. Халезова, О. О. Дронова выделяют выразительность, как показатель творчества, характеризующий количество продукции детской художественной деятельности.

Какие средства делают рисунок ребёнка выразительным? В первую очередь стоит обратить внимание на цвет. Он отражает предпочтения ребенка и эмоциональное состояние.

Другое свойство - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией.

Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значительный для него образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположении отдельных элементов рисунка.

Малышу очень трудно передать движения. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно. Например: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.

Рисуя, малыш использует и такое средство как агглютинация — склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, средств разных предметов. Н. П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна посредством и способом.

Ребенок, осваивая изобразительную деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира (Д. Б. Эльконин).

По мнению Л. С. Выготского воображение порождает замысел, т. е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Если человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, ни видел и не слышал.

Воображение – деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т. е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Дети часто выражают своё воображение следующими способами:

Агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей.

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т. д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения – это замена одних элементов другими.

Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определё нных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Детское воображение развивается относительно независимо от рассудка и потому не достаточно контролируется ребенком.

Л. С. Выготский отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из действительности, из опыта человека. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. Поскольку опыт ребенка мал, поэтому детское воображение беднее, чем у взрослого. Опыт ребенка складывается и растет постепенно.

По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребёнком – дошкольником, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребёнок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата. Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка.

Таким образом, анализ педагогической литературы, исследований показал, что дети дошкольного возраста должны и могут овладеть выразительными средствами в рисовании: фоном, цветом, линией и композицией. Для верного понимания ребёнка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности ребёнка. Анализируя работы исследователей нужно отметить, что у ребёнка должно быть обогащение опыта, т. к. чем больше, богаче опыт, тем богаче воображение, а от этого будет богаче, творческая деятельность.

1.2 Педагогические условия развития выразительности детских рисунков на занятиях по обучению изображению птиц

Дошкольнику нужно помочь овладеть способами и средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел. Когда мы рисуем птиц, следует руководствоваться и учитывать последовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения.

Каковы же задачи обучения дошкольников рисованию птиц?

1. Формировать интерес к окружающей природе

2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями (например после прогулки или прогулки-экскурсии)

3. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые детали (какие будут крылья, как выглядят глаза и т. д.)

4. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения птиц :

а) приемам создания простейших композиций путём деления изображения птицы на составные части (отдельно учим рисовать крылья, отдельно лапки, туловище, глаза, клюв, т. е. расположению изображения птиц на плоскости листа отдельными частями, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображения одних и тех же частей с незначительными дополнениями — в младшей и средней группе; стимулируя и поощряя изображения одной части в разных вариантах, тем самым осваивая способы изображения на вариативном уровне — в средней группе;

б) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

в) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, отдельных деталей (со средней, но в основном в старших группах).

5. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения птиц от качества наблюдения за ними, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

6. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности.

Таким образом, задачи рисования птиц не сводится к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач изобразительной деятельности, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника.

Изображение птиц можно включать в сюжетный рисунок. Сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.

На этапе специальной подготовки к занятию ведущее место занимает наблюдение. В зависимости от конкретных задач занятия, опыта детей определяются содержание методика наблюдения. Специально проводимые для занятия по изобразительной деятельности наблюдения должны быть не однократными, последнее максимально приближено к моменту изображения. Через несколько дней после наблюдения теряется свежесть впечатления, это влечет за собой снижение эмоционального настроя, яркости представления. Воображение, не подкрепленное свежестью впечатлений, работает менее интенсивно. Рисунок недостаточно выразителен, может быть выполнен небрежно. Рисование через семь дней после непосредственного выполнения обнаруживает уже моменты забывание, поэтому последнее наблюдение проводится перед занятием. Рассматривая птиц, проговаривается и рассказывается непременно о всех частях её тела (Обратите внимание на расположение глаз, клюва, крыльев и т. д.)

Во время наблюдения полезны игры-сравнения «На что похожи глаза птицы (на бусинки); придумывание загадок про наблюдаемое и др. Эти игры также обостряют восприятие детьми окружающего, формы, цвета, величины.

В старших группах целесообразно на листе бумаги спланировать будущий рисунок. В рисунке изображения следует располагать на листе бумаги таким образом, чтобы смотрящему было ясно, в каком положении находится птица. В рисовании птиц нужно показать внешний облик, отдельных частей (форму, пропорциональные отношения, цвет).

На плоском листе бумаги надо найти место для птицы. Малыши не в состоянии решить эту задачу. Они рисуют по всему листу, зачеркивают или повторяют изображения, когда надо, чтобы персонаж переместился. Получается нечто вроде игры, при этом содержание рисунка остается непонятным. Однако на первых порах такой рисунок удовлетворяет малыша. Детей подводят к передаче глубины пространства в рисунке.

При изменении положения птиц их форма и размер не меняется. Однако, для того чтобы изобразить птицу в новом пространственном положении, его необходимо расположить на листе бумаги, иначе. Это требует поворота руки при рисовании. Необходимость передать движение птицы можно сделать, изменив положение всей птицы в пространстве или отдельную часть: птица может лететь в ту или иную сторону.

Простые движения птиц уже могут передать дети пятого года жизни. Сложные движения — лишь старшие дошкольники.

У детей 5-6 лет наблюдается уже сознательность в использовании разнообразных средств выразительности : использование цвета, формы, построения рисунка как выразительного средства для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Дети старшего возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений.

Таким образом, при соблюдении всей последовательности на этапе подготовки (наблюдение, выделение главного) и в ходе самой работы (рисование отдельных частей, разметка местонахождения птицы) происходит большее осмысление рисования, целеустремленности в рисовании, обогащению, дисциплинированности детской фантазии, совершенствованию композиции рисунка.

Публикации по теме:

«Осенние традиции». Выставка детских рисунков«Осенние традиции». Выставка детских рисунков У нашего детского сада появились новые друзья! Мы дружим с Агрохолдингом «Русское поле»! Познакомились очень просто – наши воспитанники.

Фотоотчет о конкурсе детских рисунков на асфальтеФотоотчет о конкурсе детских рисунков на асфальте В нашем детском саду прошел конкурс детских рисунков на асфальте. От каждой группы были заявлены участники к участию в конкурсе. Также были.

Фотоотчет о конкурсе детских рисунковФотоотчет о конкурсе детских рисунков Весной в нашем городе в рамках празднования Всемирного дня охраны окружающей среды,был объявлен конкурс "Экология глазами детей".Целью.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Коллаж из детских рисунков «Воспоминания о лете»Коллаж из детских рисунков «Воспоминания о лете» Коллаж из детских рисунков "Воспоминания о лете" В начале сентября, на занятиях, мы делились своими впечатлениями о прошедшем лете. Вспоминали.

Конкурс детских рисунков «Мы — дети природы»Конкурс детских рисунков «Мы — дети природы» Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Пособия-помощники на занятиях по обучению грамотеПособия-помощники на занятиях по обучению грамоте Старший дошкольный возраст - это возраст серьёзной подготовки к обучению грамоте и письму. Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается.

Вариативное использование одной техники на примере изображения птиц в ладонной техникеВариативное использование одной техники на примере изображения птиц в ладонной технике Продолжая тему интерпретации одной техники предлагаю Вам, дорогие коллеги, рассмотреть ее на примере изображения птиц ладошками. Позвольте.

Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка»Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка» Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка» Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются совместная организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические и практические основы развития выразительности детских рисунков на занятиях по обучению изображения птиц
Опубликовано: 24 августа 2020 в 16:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД