Получи документы

Теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста

Подгорная Наталья
Теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста

В отечественной педагогике сенсорное развитие рассматривается как формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. Развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Понятие о сенсорном развитии может быть выделено в сопоставлении со сходным понятием о сенсорном воспитании. Процессом совершенствования ощущения и восприятия является сенсорное развитие. Содержание термина сенсорное воспитание раскрывается А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяковым как педагогическая деятельность, ориентированная на совершенствовании сенсорных процессов. Методологической основой отечественной теории сенсорного воспитания XX века исследователи Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов представляли как формирование систем персептивных действий и сенсорных эталонов основанных на практической и познавательной деятельности дошкольников. Л. А. Венгер предложил формировать персептивные действия (компоненты восприятия) в период детства с применением индивидуально ситуативных средств, обосновывая тем, что они являются основой развития сенсорной культуры детей. Однако, если разложить содержание данного понятия по компонентам, то можно отметить, что автор раскрывает одно понятие в другом, что затрудняет восприятие термина сенсорного воспитания детей.

Публикация «Теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Теоретики и практики дошкольной педагогики Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, считали, что сенсорное воспитание, которое обеспечивает полноценное сенсорное развитие, и является основным направлением дошкольного образования. Отметим, что дошкольник сталкивается в жизни с различным многообразием красок, форм, цветов, игрушек, воспринимая все окружающие его предметы без целенаправленного восприятия. Безусловно, руководство развитием необходимо, иначе развитие будет неполноценно, хаотично. Сенсорное развитие – целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта, совершенствование восприятия и ощущений. Сенсорные процессы, как известно очень хорошо и успешно развиваются в дошкольном детстве. Многие исследователи согласны, что успешность эстетического, умственного, физического воспитания зависит от сенсорного развития детей. Следовательно, сенсорное воспитание и сенсорное развитие – различные понятия. Воспитание – это целенаправленное освоение опыта поколений, а развитие – процесс становления и изменения личности. Сенсорное воспитание – это формирование и развитие органов чувств детей. Сенсорное развитие – это совершенствование имеющихся, физиологически заложенных природой задатков у детей. Сенсорное воспитание и развитие взаимосвязаны, потому что любое развитие осуществляется под влиянием компонентов воспитания, однако отметим, что воспитание зависит от возможностей личности. Основой сенсорного воспитания являются знания и навыки предметов (включая их размеры) относительно внешних свойств. Именно сенсорное воспитание позволяет детям соотносить формы, размеры, цвета, величины (объемы, температуру с действительностью, адекватность восприятия. С сенсорным воспитанием органически связано умственное развитие ребенка. В результате активизации деятельности рецепторных систем у детей накапливаются, беспорядочные и смутные представления эмпирически воспринимаемого мира. И. Г. Песталоцци отмечал, что внутреннее созерцание – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением связной речи. Здесь важна не только постепенность, но и последовательность ступеней процесса познания (определенность восприятий – ясность представлений и понятий. Одним из педагогов который занимался сенсорным воспитанием был Ф. Фребель.

Его система сенсорного воспитания оказала большое влияние на развитие дошкольной педагогики, ей удалась на долгое время завоевать всю Европу, и долгое время пользоваться большой популярностью в России. Периодом наиболее интенсивного развития человека Ф. Фребель считал дошкольное детство. Главную задачу воспитания он видел в том, чтобы не испортить позитивную природу ребенка. Поэтому воспитание должно быть «. пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным». Ф. Фребель был последователем И. Г. Песталоцци. Система его воспитания была направлена на развитие творчества и самостоятельности. Следующим принципом воспитания была необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом. Связь действия ребенка со словом делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им. Высшим проявлением деятельности ребенка Ф. Фребель считал игру. Именно игра легла в основу его педагогической системы. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения. Выполнение роли в игре для ребенка очень важный акт. Ведь именно проигрывая роль, он берет на себя функции взрослого человека, что обогащает его социальный опыт. Игровые действия носят изобразительный характер. Они значимы для ребенка, поскольку в действиях он учится преобразовывать действительность. Педагогу удалось внести очень большие изменения в уже существующие игры, а также разработать свои авторские игры для дошкольников. Каждая игра по Фребелю должна иметь текстовое сопровождение – в этом заключается принцип его единства действия и слова. Через содержание ребенок знакомится со свойствами вещей и взаимосвязями предметов. Материалом для таких игр стали самые обыденные предметы, которые можно найти в любой ситуации. Чем проще игрушка, тем больший простор она дает для творчества ребенка. Свой дидактический игровой материал Ф. Фребель называл «дарами». Фрёбель разработал ряд образовательно-воспитательных занятий с детьми, с предложенными им шестью «дарами» - дидактическими материалами в виде геометрических тел, которые служили «заместителями» реальных объектов. До сих пор, многие из его разработок имеют большое значение и находят применение в современных детских садах и центрах. Разные игрушки предусматривались для детей разного возраста : самым маленьким детям предлагались простые предметы, с которыми детям будет легче справиться; детям старшего возраста — предлагались игрушки, которые требовали большей умелости и самостоятельности. Для каждой игры была правильно подобрана дидактическая задача: одни игры развивали внимание, речь, мышление,другие развивали органы чувств у детей. Данная педагогическая система заложила основы сенсорного воспитания в педагогике. Одной из продолжателем идей Ф. Фребеля стала М. Монтессори.

Главными ценностями её педагогической системы является – индивидуальность ребенка, его интерес, проявляющийся в концентрации и сосредоточенности, и послушание. Воспитатель должен предоставить детям полную свободу и самостоятельность, не руководить, а давать возможность ребенку самому выбрать нужные предметы, а также действия с этими предметами. Данный процесс возможен только в специально – организованной среде. Основой всех познавательных процессов М. Монтессори считала восприятие. «Интеллектуальное развитие начинается с умения различать, собирать и классифицировать чувственные впечатления. Разработанный М. Монтессори сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения, помогающие ребенку развивать свой интеллект путем различения и классификации различных чувственных признаков предметов. Это не игрушки для свободной игры, а именно дидактический материал для серьезных учебных упражнений. Дидактический материал М. Монтессори выступает не самой целью, а средством. Данная педагогическая система имела большое значение в развитии дошкольной педагогики. Многие отечественные педагоги исследователи также посвятили ряд своих исследований сенсорному воспитанию дошкольников. Это такие педагоги как Л. С. Выготский, Е. И. Тихеева, Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, и многие другие. По результатом исследования педагоги ученые пришли к выводу, что успешно овладевают сенсорными способностями, те дети, которые начинают развивать их, с помощью взрослых, уже с раннего возраста. Дошкольный возраст большинством исследователей определяется как наиболее благоприятный для развития сенсорного восприятия, сенсорных способностей, освоения сенсорной культуры, сенсорных эталонов.. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания Роль дидактической игры в развитии сенсорного воспитания заключается не только в том, что дети познают свойства — цвет, форму, величину и др. Но и в том, что благодаря заложенному в обучающих игрушках и материалах принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивают умение играть рядом с другими, не мешая им. Итак, игровая деятельность играет важную роль в общем развитии дошкольников, а также существенно влияет на их сенсорное воспитание. Особенно эффективным средством по ознакомлению с сенсорными эталонами являются дидактические игры, которые должен правильно организовывать педагог. Чем благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира. Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Публикации по теме:

Игры для сенсорного развития детейИгры для сенсорного развития детей "Игры для сенсорного развития детей" Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.

Дидактические игры для сенсорного развития детей своими рукамиДидактические игры для сенсорного развития детей своими руками Сенсорное воспитание — целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возрастаДидактическое пособие своими руками «Испеки пирожное» для сенсорного развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие предназначено для сенсорного развития детей дошкольного возраста, всех возрастных групп. Цели и задачи зависят.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Пособия для сенсорного развития детей раннего возрастаПособия для сенсорного развития детей раннего возраста Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности.

Дидактические игры для сенсорного развития детейДидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2023 в 15:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД