Лучший педагог года

Теоретические аспекты реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольными образовательными учреждениями

Лидия Елисеева
Теоретические аспекты реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольными образовательными учреждениями

Деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена в первую очередь на воспитание и формирование всесторонне развитой здоровой личности. Одной из направленностей этой деятельности является воспитание у детей основ гражданственности, патриотизма, привитие им высоконравственных ценностей, общечеловеческих и культурных. В связи с этим необходимо ответственно подходить к организации процесса духовно-нравственного воспитания, поскольку это позволит увеличить вероятность получения высоких показателей результативности.

Публикация «Теоретические аспекты реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольными образовательными учреждениями» размещена в разделах

Для решения данной задачи необходимо рассматривать вариант взаимодействия общественных организаций с дошкольными образовательными учреждениями, поскольку такая коллаборация расширит спектр возможностей и вариантов для реализации духовно-нравственного воспитания. Взаимодействие образовательных учреждений с общественными организациями, использование потенциала последних, сделает процесс духовно-нравственного воспитания более действенным, а также разнообразным и интересным непосредственно для самих воспитанников.

Само понятие духовно-нравственного воспитания трактуется как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Данный процесс имеет ряд определенных особенностей, основополагающих аспектов, принципов в разрезе работы с детьми дошкольного возраста. Соответственно, данные принципы должны быть учтены при совместной работе общественных и образовательных учреждений. Рассмотрим эти аспекты более подробно.

Во-первых, Л. В. Суровой отмечается, что в период дошкольного возраста ребенок максимально радуется окружающему миру и происходящим в нем событиям: «Дети в это время живут не одной жизнью, а несколькими жизнями сразу: своей и героев сказок, житий, фильмов. В этом возрасте детям жизненно необходимо обращаться к героическим образам – потенциальным объектам для подражаний и для проявления их живой любви» [4]. Формы нравственного поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, знания о нравственных нормах, и качествах, отношений и чувств, приобретенные ребёнком в дошкольном возрасте, являют собой фундамент, на котором впоследствии происходит развитие новых форм поведения, сознания, чувств и отношений. С учетом этого фактора форма взаимодействия образовательного учреждения и общественной организации должна ориентироваться на то, чтобы использовать такие методы и формы работы с детьми, которые будут делать их непосредственными субъектами деятельности, «вершителями добрых дел». Например, возможно привлечение детей к участию в каких-либо благотворительных акциях, где они смогут делать какие-то «добрые дела и поступки» своими руками (к примеру, с тематикой заботы об окружающей среде, помощи пожилым людям, оказание помощи и поддержки близким и т. д.). Такие мероприятия могут организовываться и самими образовательными учреждениями, однако общественные организации способны предоставить больше вариантов и возможностей такой деятельности.

Во-вторых, стоит отметить, что в дошкольном возрасте у ребенка достаточно сильно развит эгоизм и слабо развиты взаимопомощь и взаимовыручка. В процессе духовно-нравственного воспитания важно прививать ребенку чувства эмпатии, гуманизма и коллективистской психологии. По утверждению Л. Д. Столяренко, необходимо достижение уровня, на котором ребёнок поступает нравственно не для других (то есть проявляет нравственность напоказ, на людях) но и наедине с собой, когда никто не видит. Именно поэтому в своей работе Л. Д. Столяренко пишет, что «очень важно научить детей радоваться радостью других, учить их сопереживанию. В этом возрасте ребёнок способен оценить свое поведение с опорой на нравственные нормы, принятые им» [5]. В данном случае взаимодействие с воспитанниками следует строить на регулярных разговорах и активностях, нацеленных на формирование доброжелательного, гуманного отношения к сверстникам и людям. Необходимо объяснять важность заботы о чувствах других. Здесь в качестве технологий можно использовать различные дидактические игры, проектирование имитационных ситуаций с дальнейшем обсуждением и так далее.

В целом, руководствуясь перечисленными базовыми принципами, можно говорить об эффективном выстраивании взаимодействия общественных организации с дошкольными образовательными учреждениями. На эти принципы можно надстроить различные методы социально-нравственного воспитания. Например, рассмотрим классификацию В. И. Логиновой, которая опирается на задачу на активизации механизма нравственного развития в процессе воспитания [3] :

методы стимулирования чувств и отношений (пример взрослых, поощрение, наказание, требование);

формирование нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

формирование нравственного сознания (убеждение в форме разъяснения, внушение, этические беседы).

Классификация Б. Т. Лихачева опирается на логику самого процесса нравственного воспитания и включает [1] :

методы доверительного взаимодействия (уважение, педагогические требования, убеждение, обсуждение конфликтных ситуаций);

воспитательное воздействие (разъяснение, снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, чувству, воли, поступку);

организацию и самоорганизацию воспитательного коллектива в перспективе (игра, соревнования, единые требования).

Таким образом, основываясь на выделенных принципах и оперируя представленными методами, дошкольные образовательные учреждения в тандеме с общественными организациями и имеющимися у них возможностями и потенциалом смогут выстраивать эффективный процесс духово-нравственного воспитания детей. Общественные институты должны быть взаимодополняющими звеньями в вопросе воспитания и развития молодого поколения. Особенно в духовно-нравственной сфере, поскольку это способствуют тому, чтобы ребенок впоследствии стал сильной и здоровой взрослой личностью. Главное в этом процессе помнить об особенностях детского возраста и использовать компиляты различных методов духовно-нравственного воспитания.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:

Публикация Теоретические аспекты реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольными образовательными учреждениями (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лидия Елисеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Теоретические аспекты реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольными образовательными учреждениями
Опубликовано: 7 января 2023 в 14:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД