МААМ-картинки

Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста

куш дарья
Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста

Доклад

на тему патриотической направленности

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ»

Подготовила: Д. О. Куш

Семья, по признанию ученых - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.

Семья, по семейному законодательству - это малая социально-психологическая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Публикация «Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка.

Семья, являясь для ребенка первым проводником социального влияния, вводит его во все многообразие ролевого поведения, родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств.

Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь семьям в воспитании детей. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников целостные представления о семье. Детей необходимо с самого раннего возраста, на доступном их пониманию уровне, знакомить с семьей, как социальным институтом, ее назначением и особенностями.

Ряд исследователей (С. И. Голод, М. С. Мацковский, А. Г. Харчев, Э. К. Васильева) предприняли попытку изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Выявлено, что этим представлениям свойственны неточность и фрагментарность, неустойчивость и изменчивость, а иногда эти представления просто не соответствуют действительности, заменяются выдумками и фантазиями.

Этому есть объективные причины, связанные с мировым явлением, которое определяется как кризис семьи. Как свидетельствуют научные данные и мировая статистика, в современной семье изменяются не только отдельные функции, но и деформируются социальные роли членов семьи, прослеживается тенденция разобщенности в межличностных отношениях ее членов, дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи.

Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. Необходимо уделять должное внимание формированию уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.

Детям младшего дошкольного возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь и добрые чувства к окружающим людям и прежде всего, к близким, к членам своей семьи. Следовательно, работу по формированию семейных ценностей необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста путем формирования у детей первоначальных представлений о семье, воспитания любви и уважения к членам семьи.

При формировании представлений о семье могут применяться такие традиционные формы и методы, как беседы, чтение художественной литературы, музыкальные произведения, тематические занятия, дидактические, ролевые игры и т. д.

К инновационным методам относят: педагогические проекты, семейные клубы, создание семейных музеев и т. д. Этот процесс будет наиболее эффективно осуществляться совместными усилиями педагогов и родителей.

В нашей группе (вторая младшая группа) был реализован практико-ориентированный проект «Моя семья».

Цель проекта: формирование у детей первоначальных представлений о родителях и членах семьи; воспитание любви и уважения к членам семьи, как к людям, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

Участниками проекта стали дети, педагоги и, конечно же, родители, так как ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой семьи.

Задачи проекта:

• Учить называть членов своей семьи по имени, вызвать интерес к собственному имени и фамилии;

• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;

• Развивать игровой опыт детей, помогая им отражать в игре представления об окружающей действительности;

• Способствовать раскрытию возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;

• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;

• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

В рамках проекта «Моя семья» была проведена большая работа, как с детьми, так и с родителями.

На вводном занятии по ознакомлению с окружающим миром мы ввели в активный словарь детей понятие «семья». Последующее занятие на тему: «С кем я живу» было нацелено на формирование у детей представлений о членах семьи, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Рассматривая семейные фотографии, дети находили на них себя, называли членов своей семьи по имени.

На занятие в гости к ребятам пришла кукла Катя, которая, гуляя с родителями, убежала от них и потерялась. Мы с ребятами рассуждали, можно ли так поступать, почему нельзя так делать, а так же постарались дать нравственную оценку данному поступку. В рамках данного занятия мы играли с детьми в словесную игру «Расскажи Кате, кто ты будешь папе с мамой - сыночек или дочка?» и дидактическую игру «Чья вещь?» (из корзинки мы доставали поочередно вещи детей, а они должны были узнать свою вещь).

В. : Посмотрите какая красивая, вязаная жилетка, чья она?

Р. : Это моя вещь!

В. : Чья «моя»? Как тебя зовут?

Р. : Вероника.

В. : А кто связал тебе эту жилетку?

Р. : Мама.

В. : А как зовут маму?

Р. : Мама - Таня.

Тем самым дети учились проговаривать вслух свое имя, фамилию и имена членов своей семьи.

В рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром «Мамы каждому нужны» и «Петушиная семья» мы формировали у детей представление о том, что семьи есть и у животных, и у птиц. Дети с удовольствием помогали цыпленку Цыпе найти его семью.

В процессе реализации режимных моментов мы создавали такие игровые ситуации, как «Наведи порядок в шкафчике, чтобы порадовать маму», «Каждой вещи свое место» и т. д. ; проводили в течение дня тематические беседы: «Как я помогаю дома», «Выходной день с мамой и папой», «Мое имя», «Мои бабушки и дедушки», «Что такое хорошо, что такое плохо»; разучивали пальчиковые игры по темам: «Моя семья», «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Кто живет в моей квартире», играли в подвижные игры: «Птички и птенчики», «Вышла курочка гулять», «Наседка и цыплята».

Интегрированное занятие «Я и моя семья» было нацелено на формирование умения слушать рассказ Л. Славиной «Таня и братик», формирование понимания его содержания; закрепление умения лепить шар круговыми движениями в ладонях (леденец для младшего брата); воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).

Для решения поставленных задач по проекту «Моя семья», мы активно использовали чтение художественной литературы: «Посидим в тишине», «Солнышко» Е. Благининой; «Бабушкины руки» Л. Квитко; «Я сама» И. Муравейко; «Вот дедушка» Ф. Фребеля; «Папу с мамой берегу» О. Бундур; «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинский. Дети приучались слушать произведения, понимать их содержание, отвечать на вопросы. Особо эмоционально дети реагировали на показ настольного кукольного театра по сказкам: «Три медведя», «Репка», «Колобок» - и, как результат, дети с удовольствием откликнулись на предложение педагога поучаствовать в игре-инсценировке по сказке «Репка», где они сами смогли стать героями любимой сказки.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений мы не только закрепляли понятия «большой – маленький», «один - много», учились группировать предметы по цветам, но и воспитывали добрые чувства к членам семьи, так как в заданиях отчетливо прослеживался социальный аспект: «Мишка раскидал игрушки и расстроил маму», «Сестры Танечка и Анечка поругались, не поделив игрушки».

В процессе реализации проекта большое внимание уделялось художественно – эстетическому развитию детей : дети украшали шапку для младшего братишки, рисовали полосатые полотенца для дедушки и бабушки, делали аппликации к 8 Марта («Для любимой мамочки букетик цветочков») и 23 Февраля («Пароход для папы», лепили бусы для любимой мамы, строили мостик для маленького котенка, чтобы он вернулся домой, конструировали мебель для персонажей сказки «Репка», строили дом для своей семьи. На занятии по музыкальному воспитанию разучивали тематические песни: «Ах, какая мама!» (авт. И. Пономаревой, «Песенка про папу» (авт. В. Шаинского, «Очень я мамочку люблю» (авт. Л. Старченко).

Формированию представлений о семье способствовало так же обогащение РППС группы дидактическими играми и пособиями: «Мой дом – моя семья», «Сказочный дом» (для рассказа содержания сказки «Курочка Ряба», «Испечем пирог для всей семьи», «Штопаем рубашку для младшего братишки», «Добрый Я», «Украсим платье для сестренки Насти», «Найди маму детенышу», «Бабушкино лукошко», «Найди такую же вещь», вязаный пальчиковый театр по сказке «Три медведя».

На протяжении всей работы над проектом осуществлялось тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками образовательного процесса. Для родителей были подготовлены консультации: «Что такое для человека семья, «Моя семья – моя крепость», «Права ребенка»; «Здоровая семья – счастливый ребёнок». Памятка для родителей «Правила семейного воспитания».

Итоговым мероприятием проекта стало совместное развлечение для детей и родителей «Мама, папа, я - спортивная семья, а конечным продуктом проектной деятельности - групповой фотоальбом «Остров семейных сокровищ», фотовыставка «Вот как здорово у нас!».

Таким образом, реализовав проект, мы добились следующих результатов:

1. Дети знают и называют свои имя, фамилию, а также имена родителей и членов своей семьи.

2. У воспитанников обогатился диапазон способов проявления заботы о членах своей семьи.

3. У детей обогатились представления о своей семье, расширился словарный запас по теме.

4. Воспитанники отображают в играх бытовые действия, семейные отношения.

5. Дети проявляют свои творческие способности через разнообразные виды деятельности.

6. Родители активно участвуют в совместной с детьми познавательно-творческой деятельности.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем куш дарья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 октября 2023 в 09:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД