Папки-передвижки

Конспект занятия «Звук и буква [д]»

Екатерина Буслова
Конспект занятия «Звук и буква [д]»

Задачи:

1. Познакомить детей с согласным звуком [Д], [Д‘] и графическим образом буквы Д.

2. Закрепить умение детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [Д], [Д‘].

3. Продолжать формировать навыки звукового анализа, через составление схем к словам с данным звуком.

4. Развивать связную речь, умение использовать в речи распространённые предложения, навыки словообразования прилагательных от существительных.

5. Развивать фонематический слух, мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса.

Публикация «Конспект занятия „Звук и буква [д]“» размещена в разделах

6. Упражнять детей в умении определять месторасположение звука в словах, в умении придумывать слова на заданную букву.

7. Воспитывать интерес к занятию, любознательность и уверенность в себе.

Оборудование: картинки с предметами со звуком «Д», мягкие и твёрдые игрушки, картотека графических диктантов, разрезные картинки с разными предметами на звук «Д», домики с заданиями, образец печатания маленькой и заглавной букв.

Ход занятия

1. Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить наш город, познакомиться с новым звуком и научиться узнавать букву, обозначающую этот звук, а поможет вам в этом наши помощники: Даша и Дима. Давайте собираться в путь.

2. Работа над дыханием и голосом

Ой, ребята, посмотрите, сколько здесь разных камней, они мешают нам пройти. Нужно перепрыгивать с камня на камень и называть звук, буква которого там изображена. Чем больше камень тем громче, резче и точнее мы произносим звук.

Дидактическая игра «Назови звук».

Вот мы и добрались до нужного места. А вот и домик перед нами, наверное там живут буквы. Нам, ребята, предстоит отгадать “Кто в каком домике живёт?” Дети отгадывают:

лиса – в норе, волк – в логове, медведь – в берлоге, белка – в дупле, бобёр – в хатке…

Правильно, ребята, это разные домики, но для каждого зверя это – дом. Давайте, ребята. Нарисуем по клеточкам дом для Даши и Димы.

3. Графический диктант «Домик».

Цель: продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве.

Ребята, посмотрите, сколько, много, получилось у нас домиков для Даши и Димы. А в каждом домике ребята для нас приготовили интересные задания.

1 задание.

На карточках нарисованы картинки: дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево.

Дети называют слова, выделяя первые звуки этих слов.

Дом [Д] Дятел [Дь]

Педагог: Да именно об этих звуках мы сегодня и будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Вопросы по схеме:

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, язычок)

- Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные). Значит, звуки [Д] и [Дь] какие? (согласные).

- А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки - звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [Д] и [Дь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [Д] и [Дь] какие? (звонкие).

-Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

2 задание.

5. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Ребята, мы справились с заданием. Дети на столах работают с разрезными картинками (составляем картинку из 2 частей) : дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево, медаль, комод, еда.

Все картинки можно разделить картинки еще на 2 группы: слова, где звук Д и ДЬ встречается в начале слова - собирают на зеленый коврик; слова, где звуком Д и ДЬ встречаются в середине слова - на коричневый.

3 задание.

Давайте встанем в круг, Даша и Дима хотят с нами поиграть. Я говорю слово, а вы определяете какой звук (Д) в этом слове: мягкий или твёрдый. Если мягкий, то приносим по одной твердой игрушке в корзину, а если мягкий, то мягкую игрушку. В зеленую корзинку надо собирать мягкие игрушки, а в синюю твердые игрушки.

Слова: дом, дым, дрозд, диван, дятел, дерево, медаль, комод, еда.

4 задание

Посмотрите, наши проводники что-то заскучали. Давайте выполним щё одно задание.

6. Обозначение звуков [Д] и [Дь] буквой “Д”.

Ребята, звуки «д и дь» мы слышим, а видим мы что? Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она – Д.

Дети садятся за столы для письменных работ. Педагог показывает на карточке букву Д.

: Ребята, соберите букву Д из элементов, которые лежат у каждого на столе. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

7. Пальчиковая гимнастика.

Ночью строим из окна.

Видим – полная луна.

Утром мы возьмём альбом

Нарисуем небо в нём.

Привезли огромный камень

И поставили фундамент.

Дом теперь красив на вид

Это буква «Д» стоит.

Дети конструируют букву : из камней и скрепок.

Детям предлагается напечатать большую и маленькую буквы в тетрадях.

5 здание

А сейчас давайте поиграем. Я называю слово, а вы показываете мне сигнальную карточку: синюю или зелёную.

8. Игра «Камень и вата»

Цель: если звук мягкий, то карточка зелёная, если твёрдый – синяя.

Молодцы. А сейчас я прочитаю предложения, а вы будите их заканчивать.

Жил да был весёлый гном,

Он в лесу построил. (дом).

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом он сделал. (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил. (домишко).

Старый, мудрый гном - гномище

Выстроил большой. (домище).

Был он стар и был он сед

И большой был. (домосед).

А за печкой, за трубой

Жил у гнома. (домовой)

Очень строгий, деловитый,

Аккуратный. (домовитый,

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс. (домой).

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас. (домашний).

Вечером привык встречаться

Гном с любимым. (домочадцем) -

Вместе посмотреть кино,

Поиграть с ним в. (домино).

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда. (дома,

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот. (дом).

Сколько слов получилось? Какое слово лишнее, не относится к слову "дом"?

Ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились? Правильно с буквой «Д». Найдите на рисунке фигуры с этой буквой и раскрасьте их одним любым цветом. Что получилось?

9. Итог занятия.

Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали? Чему научились? Что было для вас трудным?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект занятия кружка «Абвгдейка. Буква к и звук [К]»Конспект занятия кружка «Абвгдейка. Буква к и звук [К]» Задачи: закреплять правильное произношение звука К, умение выделять звук [К], учить отгадывать загадки, познакомить с графическим изображением.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Звук и буква [д]»
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 10:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД