Папки-передвижки

Беседа «Улицы Москвы»

Лысенко Ирина Николаевна
Беседа «Улицы Москвы»

Тема: «Улицы Москвы».

1. – На какой улице ты живёшь?

– Какой номер у твоего дома, квартиры?

Это твой адрес. Попроси родителей рассказать о названии вашей улицы. Возможно, оно новое, а может быть, оно осталось с очень давних пор.

Есть в Москве улицы, в названиях, которых до сих пор сохранились сведения об особенности почвы этих районов.

- О чем, например, говорит название Глинистый переулок, Песчаные улицы, Песочный переулок?

А вот название Большие и Малые Кочки говорит о том, что здесь было место, подверженное наводнению.

Публикация «Беседа „Улицы Москвы“» размещена в разделах

- А почему и когда могли быть наводнения?

- В каком месте это случалось? Наводнение случались во время бурной весны после очень снежной зимы на пологих берегах реки.

Есть улицы, которые напоминают о полях и рощах, которые здесь когда-то росли.

- Например, что раньше было на месте Дубровской улицы? Дубовая роща, дубрава.

- На месте Вязниковской улицы? Здесь раньше росли вязы. На месте несуществующей сейчас улицы Липки росли липы.

Многие улицы сохранили свои названия по роду деятельности людей, живших на них. Например, на улице жили, в основном, мастера, изготовлявшие мужские головные уборы.

- Как вы думаете, как называлась эта улица? В Москве и сейчас есть Колпачный переулок.

- Как вы думаете, кто жил на улице, которая называлась Новокузнецкой?

О старых конюшнях напоминает Староконюшенный переулок.

- Чем занимались люди, которые жили в том месте, где сейчас Плотников переулок, Хлебный, улица Поварская?

Из посада в город везли дрова, сено… Чтобы въехать в Москву через городские ворота с этим товаром, надо было заплатить пошлину. Продавцы, экономя, шли на хитрости. Они стали торговать перед воротами, таким образом, платить за провоз товара через ворота в город приходилось уже покупателю. По этой причине площади у ворот не застраивались. Память об этих рынках до сих пор живет в названиях улиц. Сенная площадь, Большой и Малый дровяные переулки.

Кроме взимания пошлины в воротах смотрели, чтобы в Москву тайно не ввозили запрещенные товары, которые прятали в возах с сеном. Для этого в воротах протягивали цепь, за которой выстраивали возы с сеном и осматривали их. Осмотр длился долго, и в этом месте возникли харчевни и шалаши. Образовалась даже новая улица за цепью – Зацепа.

- Помните: «Потому, что до Зацепы водит мама два прицепа»?

Чье это стихотворение? (А что у вас – Михалков. А у Левы мама – повар! Что ж такого!.)

Запрещенные товары в возах с сеном искали с помощью длинных палок с крюками на конце. Ими «щупали», «щипали» сено. Поэтому палку называли «щуп» или «щипок». Об этих местах и о том, что здесь происходило напоминает название улицы Щипок, а также Щипковских переулков.

2. – Чем покрыто большинство Московских улиц в настоящее время? Асфальтом, брусчаткой, особым фигурным кирпичом.

Но так было не всегда. В древней Москве делали деревянные мостовые.

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «мостовая»? От слова «мост». Вдоль дороги – бревна. На них поперек – бревна со стесанной верхней частью.

В Кремле делали по –другому.

- Придумайте, как замостить улицу, не стесывая бревна? (На отдельном столе лежат цилиндрические карандаши или палочки и кубики, кирпичики или пластинки из конструктора.) Бревна не стесывали, а сверху к ним в направлении движения прибивали доски. Но дерево гнило, дороги надо было чинить. Деньги на это давали хозяева домов, стоявших вдоль этой дороги. Чем длиннее забор, тем больше денег.

Мощеными были далеко не все улицы. Как вы думаете, в каком месте города улицы мостили? В центре, где обычно проезжали царь и знать.

Окраины утопали в грязи, и горожане в дождливую погоду пробирались по улицам в высоких сапогах, задрав длиннополые одежды.

За состоянием мостовых следили «мостовые головы».

- А кто этим занимается сейчас?

Леса вокруг Москвы вырубались, дерево становилось все дороже, а мостовые ремонтировать надо было постоянно. Тогда, 350 лет назад улицы стали мостить камнем. Сначала неотесанным «диким». Резины тогда еще не было, колеса были железными. Представьте, как грохотали телеги по такой мостовой! Затем – булыжником, который клали прямо на землю. Но между камнями вырастала трава и надо было мостить заново. Тогда стали класть булыжники в слой песка.

3. В далекие времена, когда дома прятались за частоколами, вечером всякое движение по улицам прекращалось. Если кому – то нужно было пройти вечером по улицебрали с собой фонарь: свечку, которая становилась в металлическую коробку с окошками из слюды. (из слюды, слоистого природного материала. Его добывали и шлифовали. Русскую слюду знали и в Европе. Там её называли «мусковитой», иногда хрусталём. Стоило импортное «стекло» дорого, только богатые люди могли себе его позволить. Слю ды — группа минералов-алюмосиликатов, обладающих слоистой структурой и имеющих общую формулу. Слюда — один из наиболее распространённых породообразующих минералов интрузивных, метаморфических и осадочных горных пород, а также важное полезное ископаемое.)

Впервые улицы Москвы были освещены 400 лет назад. Царь выдавал замуж свою дочь за датского принца. К приезду жениха царь приказал вдоль улиц и в Кремле развести огонь на высоких металлических жаровнях, чтобы осветить темные улицы города.

Прошло время. Дома стали располагаться на улице по-другому : номера домов – четные по одной стороне, нечетные – по другой.

- Назовите номера домов на четной (нечетной) стороне улицы.

В станину царь издал указ: хозяева, чьи окна выходили на улицу, должны были в окна ставить 2-4 свечи. Если окна не выходили на улицу, хозяин должен был возле своего дома поставить фонарь и следить, чтобы свеча в нем горела до полуночи.

Чуть позже вдоль больших улиц стали ставить столбы с фонарями. Следили за ними пожарные.

- Как вы думаете почему?

- А чем освещены наши улицы теперь? Кроме фонарей – реклама, витрины магазинов.

Гуляя с родителями по городу, обрати внимание на фонари. Попробуй нарисовать те, которые тебе больше всего понравились.

4. – А на чем ездили в старину, на чем перевозили грузы? По улицам ездили повозки, запряженные лошадьми. Запрягали когда одну лошадь, когда пару или тройку лошадей. Управлял повозкой извозчик.

- Как вы думаете, какое время года было лучшим для передвижения по улицам? Зимой не было грязи, снег прикрывал все вокруг. В эту пору по Москве сновали на санях сотни извозчиков, готовых доставить всякого в любой конец города. «… За грош он скачет, как бешеный, и поминутно кричит во все горло: «Гись, гись!» (поберегись) и народ расступался в обе стороны».

Тротуаров вдоль дорог в старину не было.

Позже, когда появились булыжные мостовые, люди стали ездить в экипажах, в которых помещалось до 10 человек. Запрягали экипажи парой лошадей.

Представьте, что мы снова воспользовались машиной времени и оказались на улицах Москвы, мощеных булыжниками. Садимся в экипаж.

Дети строят его из стульев, поставленных по 5 штук в ряд, напротив друг друга. Слышен цокот копыт (дети изображают его).

- Как вы думаете, сильно ли трясет в таком транспорте?

- Почему?

Лошади везли и появившуюся позже конку, которая представляла собой вагон, едущий по рельсам. Как видите, лошади очень долго служили людям в городе.

И вот наконец лошадей заменяет двигатель. Появляется первый трамвай, который работает на пару. Всего три вагона, первый из которых имеет паровую машину с дровяным топливом. Такой трамвай называли паровичком.

После паровичка появляется трамвай, работающий от электричества.

Шло время. Менялись улицы Москвы, менялся транспорт. Появились автомобили. Первые из них выглядели довольно смешно. Это были обыкновенные кареты и коляски, только с бензиновыми двигателями вместо лошадей.

Много воды утекло с тех пор.

- Какими стали улицы нашего города теперь? Широкими, асфальтированными, с тротуарами и разметкой, которая помогает нам соблюдать правила уличного движения.

- Каким стал транспорт? Более быстрым, вместительным, комфортабельным, то есть удобным.

- Какой вид транспорта работает от электричества? Какой работает на бензине?

- Как вы думаете, какой из них менее вреден для окружающей среды?

Сейчас ученые много работают над созданием такого вида топлива, которое при сгорании не загрязняло бы атмосферу.

Публикации по теме:

Спасибо за Сказку! Подарок из МосквыСпасибо за Сказку! Подарок из Москвы .

«Святые острова Москвы»«Святые острова Москвы» Здравствуйте, уважаемые гости моей странички!Я долго не решалась написать этот пост, но эмоции переполняют - и я пишу. Но начну по порядку:.

«Святые острова Москвы» (продолжение)«Святые острова Москвы» (продолжение) Рассказывая о святых островах Москвы - подворьях известных монастырей, не рассказала только про Афонское подворье. Порядки и устои подворья.

Фоторепортаж «Новогодние елки Москвы»Фоторепортаж «Новогодние елки Москвы» Елка – является главным символом Нового года. Невозможно себе представить новогодний праздник без зеленой красавицы. Елки украшают, возле.

Макет «Улицы города»Макет «Улицы города» Макет «Улицы города Безопасности» Задача взрослых – научить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте В нашем.

Посткроссинг продолжается «Подарки из Москвы»Посткроссинг продолжается «Подарки из Москвы» Здравствуйте, дорогие друзья! Спешу поделиться своей радостью. Настал наконец-то, тот день когда, открылась долгожданная почта. Чуть ли.

Проект «Безопасные улицы»Проект «Безопасные улицы» В рамках тематической недели "Транспорт" в старшей группе "Сказка" реализован проект "Безопасные улицы". В ходе которого были созданы условия.

Проект «История старой улицы» для детей старшего дошкольного возраста. Макет улицы из пластилинаПроект «История старой улицы» для детей старшего дошкольного возраста. Макет улицы из пластилина Людмила Рыбакова Проект «История старой улицы» для детей старшего дошкольного возраста. Соавтор Минчукова И. Авторские рифмы – Рыбаковой.

Экологический проект «Птицы Москвы»Экологический проект «Птицы Москвы» Подготовили Воспитатели: Чопа С. А. Мороз А. А Тип проекта – позновательно-исследовательский Возраст: дети 3-4 лет Продолжительность проекта.

Защитникам Москвы посвящается…Защитникам Москвы посвящается… "Остановись. Взгляни вперёд - шоссе Волоколамское С головы сними своей Кепку или шляпку дамскую. Здесь стояли намертво Панфиловцы - воители,.

Библиотека изображений:

Публикация Беседа «Улицы Москвы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лысенко Ирина Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Беседа «Улицы Москвы»
Опубликовано: 5 апреля 2023 в 00:40
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД