Папки-передвижки

Конспект занятия «Составление рассказа об осени»

Мария Зайцева
Конспект занятия «Составление рассказа об осени»

Возраст детей: дети 5-года жизни (старшая группа)

Образовательная область: «Коммуникация».

Интеграция: «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество», “Здоровье”.

Программное содержание:

Образовательные задачи: учить детей составлять предложения по представлению, а из них короткий рассказ; закреплять умение составлять развернутые предложения; упражнять в составлении загадок с опорой на мнемотаблицы

Публикация «Конспект занятия „Составление рассказа об осени“» размещена в разделах

Развивающие задачи: развивать активный словарный запас; развивать память, мышление через игры и упражнения;

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

Методы и приемы: игровой; словесный –образец педагога-рассказ, объяснение, загадки, вопросы; наглядный метод – рассматривание схемы на тему «Осень; практический – упражнение, дидактическая игра «Узнай по описанию».

Оборудование: интерактивная доска.

Демонстрационный материал: 6 карточек схема на тему «Осень», картинка «Торопыжки», письмо «Торопыжки», схемы для отгадывания загадок.

Раздаточный материал: схемы для отгадывания загадок.

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа:

1. Блок занятий по составлению описательных рассказов о природе по схемам Т. А. Ткаченко.

2. Экскурсия в осенний парк с целью наблюдения за листопадом, разнообразием и красотой осенней природы.

3. Беседы с детьми об осени, осенних явлениях, жизни растений, животных и людей осенью.

4. Рассматривание дидактических картин на темы «Уборка урожая в поле», «Уборка урожая в саду»

Структура:

1. Мотивация деятельности детей.

2. Рассматривание карточек на тему “ Осень”, составление предложений по ним, а из них короткий рассказ.

3. Отгадывание загадок о овощах и фруктах

4. Сюрпризный момент

Посадка детей, размещение: дети сидят на стульчиках перед экраном.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от веселого человечка «Торопыжки» (картинка Торопыжки на экране телевизора). Давайте прочитаем его:

«Уважаемые ребята! Осень - прекрасное время года. И мне очень хочется, чтобы вы сочинили про осень рассказ. А в помощь вам – карточки-схемы.

С нетерпением буду ждать вашего ответа».

Воспитатель: Интересно, какие карточки нам прислал Торопыжка?

(воспитатель достает первую карточку с изображением солнца).

Воспитатель: первая карточка – Что на ней изображено? (Солнце). Кто попробует сказать о том, какое солнце осенью?

Дети: Яркое, холодное и т. д.

Воспитатель: Действительно, ребята, осенью солнце светит ярко, но слабо согревает землю.

вторая карточка – Что на ней изображено? (туча и дождь). А что вы расскажете об осеннем небе?

Дети: небо хмурое, серое, пасмурное.

Воспитатель: небо осенью низкое, хмурое, пасмурное, чаще идут дожди.

-Третья карточка - Что на ней изображено? (листья). Что происходит осенью с деревьями?

Дети: листья желтеют, становятся разноцветными и т. д.

Воспитатель: Правильно, листья на деревьях желтеют, краснеют, т. е. надевают свой яркий наряд.

Физкультминутка:

Физминутка "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

Воспитатель: Четвертая карточка – ежик. Кто знает какие изменения происходят осенью в жизни зверей.

Дети: Запасаются едой к зиме, готовятся к зимней спячке.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «». Вы должны к карточкам с животными подобрать определенные действия

( например: Белка делает запасы и меняет шубку, медведь ложится спать, заяц меняет шубку, волк и лиса покрываются густой теплой шерстью))

пятая карточка – Что на ней изображено? (птицы). Какие изменения происходят в жизни птиц. Расскажите, что вы знаете об

этом.

Дети: птицы улетают в теплые края

Воспитатель: Совершенно верно, птицы улетают в теплые края, остаются только зимующие птицы. Ребята, найдите, пожалуйста на картинке зимующих птиц в одну коробку, а улетающие - в другую.

(Дети перекладывают каточки)

- Молодцы. Вы справились с заданием. Сейчас рассмотрим шестую карточку. (люди)

– Чем занимаются люди осенью?

Дети: Люди одеваются потеплее. (Если затрудняются ответить, то воспитатель предлагает карточки для подсказки)

Воспитатель: (Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов).

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень хорошо вы вспомнили и рассказали все, что знаете об осени. Посмотрите ребята, у нас получилась целая схема:

Физминутка осень пришла

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг

А сейчас давайте объединим все ваши высказывания и послушаем рассказы об осени целиком.

Воспитатель: Ребята у каждого рассказа есть название, начало и конец рассказа. Послушайте мой рассказ, рассказ называется :

«Богатая осень».

Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Небо пасмурное, хмурое. Часто идет холодный дождик. С деревьев опадает листва, меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый. Жизнь животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами, орехами, шишками. Птицы собираются и улетают в теплые края. Люди в садах в огородах собирают урожай и готовятся к зиме.

(Далее 2-3 ребенка составляют описательный рассказ об осени по представлению, опираясь на схему).

Рассказы получились очень интересными, спасибо.

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Воспитатель: Ребята, пока Серафима и Миша составляли рассказ, я их рассказы записывала. Рассказы Серафима и Миши отправим нашему веселому человечку «Торопыжке»

(воспитатель записывает при детях рассказы вкладывает в конверт и отправляет письмо «Торопыжке на улицу «Лесная»).

Физминутка:

«Фрукты»

Будем мы варить компот (маршировать на месте)

Фруктов нужно много. Вот (показать руками - "много")

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)

Варим, варим мы компот, (повернуться вокруг себя)

Угостим честной народ (хлопать в ладоши)

Молодцы ребята. Ребята осень богата урожаем. Поиграем в игру

«Узнай по описанию».

(на столе стоит поднос, в нем лежит целое яблоко, схема к нему). Ребенок загадывает загадку:

1. Зоя подойди к столу и загадай загадку:

(Это фрукт. Оно красного цвета, круглой формы, может быть большим и маленьким, сладкий, растет на дереве, можно кушать в сыром виде, сварить компот-яблоко)

Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).

(на столе стоит поднос, в нем лежит целое картофель, схема к нему). Ребенок загадывает загадку:

2. Лиза подойди к столу загадай загадку:

(Это овощ. Оно коричневого цвета, круглой формы, можно посолить,, растет в земле, используется в вареном, печеном, жареном, сыром виде-картофель)

Молодцы отгадали (ребенок показывает детям содержимое на подносе).

Анализ занятия.

-Ребята, кто прислал нам сегодня письмо на занятие? (Торопыжка)

-Какое полезное дело мы сделали для него (составили рассказ про осень).

-Ребята вы сказали, что осень богата урожаем, вот она вас угощает своим богатством.

(дети Зоя и Лиза раздают разрезанное яблоко и картофель детям).

На этом наше занятие закончилось.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Составление рассказа о зиме с помощью интеллектуальной карты» «Составление рассказа о зиме с помощью интеллектуальной карты». Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках.

Конспект занятия «Составление творческого рассказа «Кем я хочу стать» Цель: Систематизация знаний детей о профессиях. Образовательные задачи: расширять представление о труде взрослых, его необходимости и общественной.

Конспект занятия по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по ролям» I. Организационный момент. Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык. Глазки ваши не просто.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Составление повествовательного рассказа» Конспект индивидуального занятия. Тема: Составление повествовательного рассказа. Цели: 1. Ознакомить ребенка с правилами смысловой связи.

Конспект занятия по речевому развитию «Составление рассказа по картине «Одуванчики» Целевые ориентиры: Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения.

Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР Тема: Составление рассказа об осени с использование мнемотаблицы Тема: Составление рассказа об осени с использование мнемотаблицы. Цель: Развитие связной речи. Задачи: 1. Учить составлять рассказ об осени.

Конспект занятия «Составление рассказа по картине «Просторы Кузбасса» Задачи: Речевое развитие:- Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине, используя «метод продолжи предложение», по образцу.

Конспект занятия в старшей группе «Составление описательного рассказа об овоще» Цель: развитие связной монологической речи. Задачи: 1. Активизировать предметный словарь по теме «овощи», закрепить обобщающее понятие.

Конспект занятия «Составление описательного рассказа об игрушке — лисе» Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке - лисе» Цель: учить детей.

Конспект занятия «Составление описательного рассказа по картине «Снегирь» Составление описательного рассказа по картине: «Снегирь». Тема: Составление описательного рассказа по картине: «Снегирь». Программное.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Составление рассказа об осени» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Зайцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Составление рассказа об осени»
Опубликовано: 16 сентября 2019 в 08:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД