Папки-передвижки

Отчет о работе по самообразованию по теме «Воспитание у детей бережного отношения к природе»

Наталья Лазюк
Отчет о работе по самообразованию по теме «Воспитание у детей бережного отношения к природе»

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи - услышал, и, затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

В. А. Сухомлинский.

Цель: Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух) по хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.

Публикация «Отчет о работе по самообразованию по теме „Воспитание у детей бережного отношения к природе“» размещена в разделах

Задачи: Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за ее пределы.

- Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

- Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живешь.

- Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы выражать в творчестве полученные впечатления.

-Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии воображения.

Принципы построения педагогического процесса:

- От простого к сложному

- Доступность

- Системность

- Индивидуальный подход

- Коллективное участие

- Энциклопедичность – обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и д.)

- Интеграция знаний – установление соотношений между информацией естественно – научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира. Единство содержания и методов.

- Динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

Формы работы

С детьми:

- беседы;

- занятия;

- рассматривание альбомов, иллюстраций;

- выставки в ДОУ;

- заучивание стихов, пословиц, поговорок;

- утренники, развлечения, конкурсы;

- дидактические и сюжетно - ролевые игры; пальчиковые игры

С родителями:

- беседы

- консультации

- родительские собрания по теме работы

- выставки

- праздники

Ожидаемые результаты

1. Имеют представления о природе, как нужно обращаться с растениями и животными.

2. Имеют экологические знания.

3. Проявляют интерес к природе Родного края.

4. Знают, что нужно быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух)

5. Могут назвать диких и домашних животных, полевые и садовые цветы.

6. Знают подвижные, дидактические игры, потешки, пальчиковые игры, сказки о животных.

7. Умеют ухаживать за комнатными растениями в уголке природы.

8. Бережно относятся к природе, имеют представления о многообразии природного окружения как взаимосвязи живой и неживой природы.

Критерии отслеживания

Дети:

1. Знают ли дети, что такое экология?

2. Знают ли дети времена года?

3Что такое фрукты и овощи?

4. Какие бывают животные и птицы?

5. Какие народные сказки знают дети о животных?

6. Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к окружающему миру?

7. Знают ли, как нужно ухаживать за животными, растениями в разное время года?

8. Что можно выращивать на огороде и как ухаживать за рассадой?

Родители:

- Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсия.

- Повышение педагогической компетентности родителей.

- Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала.

Заключение

В начале года мною была поставлена цель - познакомить детей с экологией и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы.

Практически любые занятия затрагивают тему экологии. Перед началом работы была проведено диагностирование детей для выявления степени освоения экологических знаний, познавательных умений, отношения к природе. В дальнейшем при планировании шла опора на результаты диагностики.

Опираясь на сведения с успехом рассматривались, повторялись и закреплялись лексические темы: «Домашние и дикие животные». «Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Овощи», «фрукт», «Злаки», «Цветы», «Ягоды», «Грибы». Так как к этим темам возвращались, в течение года не один раз соблюдался дидактический принцип педагогики - повторение.

Воспитательные и образовательные задачи решались не только на занятиях, но и в совместной и индивидуальной деятельности с детьми.

В процессе общения с детьми включались в речь подходящие пословицы и поговорки, которые вошли естественно сначала в пассивный, а затем в активный словарь детей, дети с большим удовольствием отгадывали загадки и слушали сказки, подобранные в соответствии с тематикой дня. Эта работа помогла развивать и активизировать словарь детей, их речь. Помогла дать ребятам возможность услышать и почувствовать красоту фольклорного слова. Рассматривали альбомы с домашними и дикими животными, птицами, растениями, цветами и деревьями.

Знакомя детей в совместной деятельности с экологией обращалось внимание на бережное отношение людей к природе, труду.

Знакомство детей с природой проходило и через творчество в художественно - продуктивной деятельности. Это помогало закрепить и расширить полученные знания и представления детей и еще раз пережить свои впечатления.

Использованные формы работы с детьми помогли в решении поставленных задач.

Была проведена работа с коллективом МКДОУ в форме консультаций на педагогических советах. Педагоги заинтересованно слушали предложенную им информацию, делились своими наблюдениями, знаниями, интересными сведениями по данной тематике.

Большую заинтересованность в знакомстве детей с бережным отношением к природе проявили и родители. Они с удовольствием откликались на предложения об организации выставок, конкурсов с интересом знакомились с предложенной информацией по теме, на консультациях активно участвовали в беседе, делились своим опытом.

Все проведенные формы работы по данной теме помогли мне решить цели и задачи, поставленные перед собой в начале работы : закрепить знания об окружающей природе, привлечь внимание к бережному отношению к природе развивать чувство гордости за свою Родину, ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живем.

Литература.

1. Наш дом - Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. - Магнитогорск: МаГУ, 2003.

2. Земля Уральская. Энциклопедия для детей. - Челябинск: ОАО «Юж - Урал. кн. изд - во», 2004.

3. Воспитателю о работе с семьей : Пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Маркова и др. ; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. : Просвящение, 1989.

4. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Ярославль. Академия развития, 1996.

Публикации по теме:

Сценарий собрания-игры с родителями «Войди в природу другом» Тематическое родительское собрание - игра «Войди в природу другом». Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального.

Консультация для родителей «Природа и дети» «Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет о работе по самообразованию по теме «Воспитание у детей бережного отношения к природе»
Опубликовано: 11 января 2015 в 18:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет о работе по самообразованию по теме «Воспитание у детей бережного отношения к природе»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лазюк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД