МААМ-картинки

Развитие творческой личности — цель современного образования

Оксана Невечера
Развитие творческой личности — цель современного образования

Тема: «Развитие творческой личности – цель современного образования»

Воспитатель: Невечера О. Г.

«…Творческая личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать её истоки на самых ранних этапах онтогенеза»

/Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова/

Публикация «Развитие творческой личности — цель современного образования» размещена в разделах

Цель современного образования – развитие творческой личности. Возникает вопрос: как же происходит развитие творческой личности? Откуда она возникает, чем она обусловлена, и каким подчиняется законом в своем течении?

Обратимся к предпосылкам развития личности. Термин «личность» прошёл немалый путь и претерпел значительные изменения. В русский язык он вошел с негативной окраской, со значением, диаметрально противоположным современному : «личная обида, хула, падающая прямо в лицо, оскорбление лица, намек на человека» (Даль В., 1978, с. 259). Но параллельно развивалась и другое значение термина, близкое к современному.

Проблема развития личности неоднократно затрагивалась классиками отечественной психологии. К ней обращались, такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, Л. И Божович, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др. Так Л. С. Выготский считал, что проблема развития личности является наивысшей проблемой всей психологической науки. Он выделил 4 основных закона, по которым происходит развитие ребенка. Это цикличность, неравномерность, «метаморфозы» и сочетание процессов эволюции и инволюции. Некоторые из этих законов применимы не только к психическому развитию, но и к развитию личности ребенка в целом (Выготский Л. С., 2000).

С. Л. Рубинштейн связывал развитие личности, с развитием потребности, способностей, мотивационной сферы, сознания, самосознания, деятельности человека и т. д. Он разделил понятия формирования (где большую роль играет воспитание и влияние среды) и развития личности (где подчеркивается момент спонтанности). Развитие личности опосредованно её делами, практической и творческой деятельностью. «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается. В этом ключ к пониманию развития личности» (Рубинштейн С. Л., 1999, с. 255).

В словаре социально-психологических понятий под развитием личности подразумевается процесс последовательного развития свойств, качеств и характеристик, присущих человеку, как индивиду и члену общества, и проявляющихся в его деятельности, общении и взаимодействии с другими людьми (Коллектив, Личность, Общение, 1987 г.).

Каждый этап личности опосредован ведущим типом деятельности характерным для данного возрастного периода и тесно связаным с психическим развитием индивида (там же).

В раннем возрасте уже создаются предпосылки для формирования личности. Примерно с 1, 5 лет у ребенка начинает формироваться самосознание: малыш разглядывает себя в зеркале и узнает свое отражение, начинает произносить местоимения «я», «мне», старается повлиять на действия других людей. Как отмечают многие авторы (О. М. Смирнова, Л. Ф. Обухова, Б. Уайт и др., в этом возрасте у детей развивается способность к эмпатии. Это проявляется в стремлении малышей утешить того, кто плачет, обнять и погладить явно расстроенного сверстника или значимого взрослого.

В раннем возрасте ребенок с большой легкостью заражается чувствами окружающих его людей. По наблюдениям В. С. Мухиной (1998, уже в середине второго года жизни у наиболее общительных детей может возникать чувство симпатии по отношению к сверстникам. Малыши начинают сочувствовать, помогать друг другу, а иногда готовы поделиться сластями.

По мнению американских психологов (Развитие личности ребенка, 1997) и других авторов, у детей младшего дошкольного возраста начинается формирование нравственных норм поведения. Дети болезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду, грязные руки и т. д. Усваивая нравственные нормы, малыши пытаются понять, как необходимо вести себя в своем окружении, какие паттерны поведения являются правильными, а какие нет.

Дети привыкают к звучанию своего имени. «Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности» (Мухина В. С. 1988, с. 149). Особенно дети проявляют интерес к своим тезкам, реальным людям или героям детских книжек, сказок. Все, что происходит с тезками, воспринимается более эмоционально.

В развитии личности трудно переоценить роль общения. Это неоднократно было доказано в теоретических и эмпирических исследованиях многих авторов. Общение неизменно в становлении личности, «в развитии ее внутреннего, субъективного мира, в расширении и обогащении социального и психического опыта» (Джидарян И. А., 1981).

Именно дошкольное детство – самый важный период становления творческой личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей, дошкольного возраста – игра. В ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный. Свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой степени развития.

Так в своих исследованиях Л. С. Выготский делает психологический анализ развития творческой личности, раскрывает ее сложность. Творческая личность развивается не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Для развития и обучения творчеству ребенку надо дать средства для выполнения деятельности, которой он начинает заниматься, оказывать помощь.

Для этого необходимо найти пути, которые уже выработаны человеческим опытом, но которые уже доступны. Он делает самостоятельные шаги в поиске этих путей, но в этом случае его творчество остается на низком уровне развития. И только тогда, когда ребенок в своих игровых действиях проявляет сопутствующие ему чувства, у него появится возможность проявления творчества. Поэтому, изучив то, что составляет основу эмоционального настроения ребенка, мы сможем оказать влияние на развитие чувств ребенка, которые придадут неповторимость и полноту его творчеству помогут в создании чего-то нового, неиспытанного. И в этом наибольшую роль должно сыграть творческое воображение, которое является основой любого творчества.

Существуют различные точки зрения на время пробуждения творчества у детей. Российские психологи считают, что первые проявления воображения можно наблюдать тогда, когда ребенок начинает действовать на основе возникающих у него собственных представлений, а не основе реальности. Как отмечено выше, перовые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам, потому что именно в этом возрасте, ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это прежде всего в игре. В игре ребенка, раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни, это как бы взгляд на будущее.

Творчество начинается в игре и поэтому совсем не безразлично, играет ли изо дня в день девочка в одни и те же «Матери-дочки», а мальчики в «войну» или на смену одним играм приходят другие, в которых ребенок выдумывает все новые повороты сюжета, принимая на себя разные роли. Наверно можно было бы думать, что игра-это сугубо детское и развивается она, по каким-то своим законам. В игры детей можно и нужно вмешиваться чтобы придать им определенную воспитательную, творческую направленность.

Ребенок сначала должен в игре проявить свою творческую инициативу, уметь организовывать, планировать и направлять игру. Игра подводит ребенка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека, к способности действовать полностью в плане образов, в плане представлений.

Все творческие проявления ребенка следует поощрять. Это особенно важно для дошкольников, так как именно у него вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Нередко воображение ребенка, не получив должного развития в этом возрасте, постепенно тускнеет и уже далеко не всегда проявляется у взрослого.

Поэтому одна из главных целей современного образования является развитие творческой личности. Перед педагогами-воспитателями ставят задачи поддержать искру творчества и фантазии в ребенке. Воображение его может дать чудесные плоды, в более старшем возрасте.

Нельзя забывать, что дети разные. У каждого нормального ребенка огромные возможности развития. Но это отнюдь не означает, что можно ожидать одинаково высокого развития одних и тех же способностей у всех детей.

Индивидуальность по-разному выражена как в восприимчивости детей к учебе, так и в их творческих проявлениях. У каждого ребенка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои уже во многом сложившиеся личностные особенности.

Итак, развивая творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных особенностей, тем самым определял его жизненный путь, его совершенствование. Приучая ребенка к творчеству в детстве,мы приучаем его к взрослой творческой жизни, без которой вся его деятельность будет серой, не интересной, не плодородной.

Публикации по теме:

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем»Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем» Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем» Импровизация – один из самых.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации.Макет «Физкультурный зал». Цель — развитие интеллекта через совершенствование моторики и сенсомоторной координации. Прежде чем приступить к описанию нашего опыта, вспомним некоторые теоретические положения. Мелкая моторика- точные, скоординированные движения.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет)Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет) Приветствую вас, дорогие мои друзья! Все мы так или иначе стараемся повышать свое самообразование. Иногда такое желание идет от сердца,.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Тематические дни как форма современного образования в детском саду. День народного единстваТематические дни как форма современного образования в детском саду. День народного единства Тематические дни - как форма современного образования в детском саду. День народного единства. Развитие системы дошкольного образования.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие творческой личности — цель современного образования (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Невечера на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие творческой личности — цель современного образования
Опубликовано: 19 января 2023 в 00:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД