МААМ-картинки

Развитие речи при ознакомлении с природой

Марина Ткачева
Развитие речи при ознакомлении с природой

Великий педагог В. А. Сухомлинский справедливо подчёркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы».

К сожалению, вслушиваясь в речь детей, видно, как скудны их познания о природе, событиях и явлениях, происходящих в окружающей жизни. как трудно детям выразить словами то, что они чувствуют, видят, слышат.

Публикация «Развитие речи при ознакомлении с природой» размещена в разделах

Именно природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития детей. Природа своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравниться с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на детей. Поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира.

Непосредственное наблюдение окружающего мира способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов.

Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира. Умение наблюдать, которое вырабатывается в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи - развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего мира во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающий анализировать предмет или объект со всех сторон.

Ознакомление с природой обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слышать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов и приёмов.

В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета.

Для обогащения и активизации словарного запаса можно и нужно использовать различные речевые игры и упражнения. Эти игры развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, требуют от детей знания закономерностей, о который дети узнают при ознакомлении с природой.

Разнообразные игры с песком, водой, со снегом помогают решить многие проблемные ситуации. Например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко - в земле или в песке; каким вещам (предметам) вода на пользу, а каким во вред; почему говорят - больше снега, больше хлеба. Все эти и другие вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять, делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать логические выводы и умозаключения.

Также можно и нужно использовать дидактические игры. Эти игры помогают в ознакомлении с животными, птицами, насекомыми, явлениями природы. В ходе таких игр у детей возникают вопросы, которые дают «зелёный свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.

Огромное значение в данной работе имеет чтение художественной литературы, и особенно сказок (перечень для чтения по всем возрастам есть в ФОП, их очарованию поддаются дети всех возрастов. Работа по сказке имеет своё продолжение в другом виде деятельности - театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного.

Важную роль для развития познавательно-речевой сферы дошкольников имеет правильно организованная развивающая среда.

Воспитывать любовь и интерес к природе помогает уголок природы, в котором содержаться комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу: находят сходство и различие между растениями и их частями (окраска листьев, величина, размер, форма, количество листьев и т. д.). А это, в свою очередь, способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

Во время прогулок на участке очень важно организовывать ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети узнают о жизни растений, животный, птиц, насекомых, любуются красотой природы во все времена года. Подвижные игры, в которые очень любят играть дети всех возрастов на прогулке, такие как «Раз, два, три - к дереву беги», «У медведя во бору», «Медведь и пчелы», «Солнышко и дождик», и т. д. - помогают детям закрепить знания о характерных особенностях предметов и объектов, запоминают названия растений и их частей, развивают речь при рассказывании небольших стихов из этих игр, обогащают словарный запас.

Также при ознакомлении с природой очень важна такая деятельность, как экскурсии и целевые прогулки. Особенно интересны детям экскурсии в ближайший лесок в разное время года. Ведь экскурсии - одна из форм общения детей с природой. Сколько радости, блеска и задора в глазах можно увидеть у детей во время экскурсии. На экскурсии нужно придавать большое значение самостоятельности детей. Пусть они сами выбирают наиболее интересные места и объекты для наблюдений. Наблюдение - это основная часть, где решаются основные программные задачи экскурсии.

В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у детей расширяется кругозор, развивается любознательность; зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать, отвечать на вопросы, аргументирую своё высказывание, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложными предложениями.

Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведёт к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

В соответствии с ФОП ДО дошкольная образовательная программа направлена на создание условий всестороннего развития ребенка. Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка – природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов.

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Публикации по теме:

Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы) Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 года жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 года жизни с природой и изобразительно - прикладной деятельностью».

Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой»Фотоотчёт о проекте «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой» Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4-5 лет жизни с природой и изобразительно-прикладной деятельностью».

Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и ИПИ»Фотоотчёт проекта «Русский народный календарь в ознакомлении детей 4–5 лет жизни с природой и ИПИ» Часть 10. 17 марта – Герасим – грачевник. Март – наследник февраля; весну встречает, с зимой борется. Март неверен, капризен: то плачет,.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие речи при ознакомлении с природой (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Ткачева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие речи при ознакомлении с природой
Опубликовано: 4 марта 2024 в 06:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД