МААМ-картинки

Консультация «Развитие речи младшего дошкольного возраста»

аделя нуретдинова
Консультация «Развитие речи младшего дошкольного возраста»

Тема: «Развитие речи младшего дошкольного возраста»

Развитие речи – дело сложное. Целенаправленное развитие речи младших

дошкольников – одно из ведущих направлений педагогической деятельности,

Публикация «Консультация „Развитие речи младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

обеспечивающее своевременное психическое развитие детей.

Выбранная мной тема актуальна во все времена. Нужно, чтобы дети могли

общаться друг с другом, с взрослыми, могли правильно произносить слова,

грамотно строить предложения, высказывать свои мысли. А в настоящее

время, время «процветания» компьютеров, дети, увлекаясь ими, «замыкаются

в себе». Идет как – бы монолог «ребёнок – компьютер». В связи с этим я

поставила перед собой цель: научить детей говорить как можно больше,

целыми предложениями и правильно отвечать на вопросы.

Чтобы речь развивалась, этим надо заниматься с самого рождения ребёнка.

Темп овладения детьми речью не одинаков: одни начинают говорить рано,

другие, хорошо понимая речь взрослых, молчат.

Развитие речи ребёнка обусловлено определённой закономерностью.

Условия жизни и воспитания ребёнка могут благоприятствовать этому

развитию и, напротив, могут его тормозить. Ребёнок рождается с готовым

аппаратом речи, но не говорит.

Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра

речи, но и рядом других причин: 1) новорождённый не владеет навыком

пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;) у него

нет содержания для речи : ему надо это содержание накопить; 3) ему не

знакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться; 4) речь

связана с проявлениями мышления и обусловлена ими; 5) язык развивается в

условиях социального общения между людьми; между новорождённым и

окружающими его людьми социальные связи ещё не установились, их надо

установить.

Руководство развитием речи детей должно вестись в этих направлениях.

Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребёнка совершенствовался и

развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился.

Надо способствовать приобретению ребёнком содержания для его речи –

накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить

ребёнку наилучшие условия для овладения, по возможности, совершенными

формами структуры речи, надо установить и постепенно расширять

социальные связи детей.

Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в

детском саду.

Никакого сюсюканья, подделывание под лепет детей. Говорить с детьми

надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное –

говорить медленно, ясно, громко.

Главным стимулом развития речи, на мой взгляд, является создание

условий для проявления речевой активности: дети должны учиться

устанавливать контакты, добиваться своих целей, в том числе, путём общения

со сверстниками и взрослыми.

Факторы, влияющие

на развитие речи детей.

Один из важнейших факторов успешного овладения речью – общение

старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе

старшие дошкольники, подражая воспитателям, обучают малышей по

собственной инициативе.

«Смотри, это бегемот. А это крокодил плохой», - девочка показывает

картинки своей маленькой прилежной слушательнице. Та закрывает крокодила

ладошкой и что-то лопочет. «Не бойся, крокодил тебя не съест. Не дам!»- юная

учительница снимает её руку с картинки и решительно перелистывает

страницу книги.

При каждом удобном случае воспитатель поручает кому-то из старших

детей проверить, как справился с заданием младший. Такое поручение должно

носить характер просьбы, чтобы ребёнок почувствовал уважение к себе и

оценку его как компетентного человека, например: «Митя, если тебе не трудно

и ты сейчас свободен, проверь вместо меня, какие фрукты собрал Андрейка.

Если он что-то напутал, помоги ему исправить ошибки». Спустя, какое-тот

время можно сказать: «как дела? Спасибо тебе, Митя, за помощь!»

Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослым

стихотворений, народных песенок и потешек.

Детям ежедневно следует читать произведения художественной

литературы, новые и уже знакомые.

На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как

шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегут маленькие ножки (топ-топ-

топ). Потешка «Ладушки, ладушки.» помогает воспитателю завязать с

малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка

встречала, чем угощала.

Приведу ещё ряд примеров. Воспитатель наблюдает за играющими детьми.

Затем беспокоится: «Ой, что-то я Мишу не вижу. Не украл ли его кто?» Дети

смеются, говорят, что Миша здесь. «Подойди ко мне, дружок,-обращается

воспитатель к мальчику. –Где же ты был?» Выслушав ответ, обнимает ребёнка,

декламирует: Лисий хвостик,

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад!

(Н. Пикулева. Лисий хвостик.)

Воспитатель отпускает от себя малыша, но остальные, уже поняв, что им

предложена игра, то прячутся от воспитателя. То подбегают, радуясь

возможности снова послушать стихотворение.

В следующий раз воспитатель берёт куклу, баюкает (возле него собираются

малыши, читает стихотворение В. Берестова «Большая кукла» :

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравиться,

И она поправиться.

Дети поют песенки, используя и домашний репертуар.

Организация игр – сюрпризов, цель которых порадовать, позабавить,

удивить, - часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды.

Многие игры помогут на достаточно длинное время занять одних детей, пока

воспитатель работает с другой группой.

Как я заметила, что для младших дошкольников эффективны занятия,

которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приёмы

обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют

потребность ребёнка в самостоятельности - речевой или поведенческой

(движения, действия и т. п.)

Весьма существенным фактором является создание спокойной атмосферы в

группе. Терпимое, доброжелательное отношение воспитателя к детям,

искреннее уважение к личности каждого-залог формирования благоприятных

взаимоотношений между детьми. Ребёнку важно постоянно чувствовать, что

все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у

него всё получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил

за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть

замечены воспитателем.

Особенности развития речи детей

второй младшей группы.

На четвёртом году жизни особое внимание уделяется формированию

потребности высказываться самостоятельно.

Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также

сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения на треть

состоят из сложных предложений. Что позволяет совершенствовать

синтаксическую сторону речи детей.

Дети второй младшей группы начинают улавливать на слух и

воспроизводить некоторые интонации (радостные, назидательные,

вопросительные).

Хотя четвёртый год является периодом интенсивного усвоения звуков,

наряду с правильным их произношением в речи детей наблюдается пропуск,

замена, уподобление и смягчение звуков (произношение мягких звуков даётся

ребёнку легче, чем твёрдых).

Правильное произношение звуков у ребёнка легко нарушается при

утомлении, болезни, общении с плохо говорящими маленькими детьми.

Дети достаточно успешно осваивают так называемый бытовой словарь, что

помогает им общаться. Необходимо помогать детям, осваивать слова,

обозначающие части и детали предметов, их качества. Следует вводить в

словарь некоторые родовые понятия, иначе группировку предметов малыши

осуществляют, ориентируясь на случайные, а не на существующие признаки.

В этом возрасте наблюдается интенсивное освоение детьми предлогов,

союзов, вопросительных слов (основы для совершения синтаксиса).

Словарная работа тесно связана с работой по совершенствованию

грамматического строя речи (словообразование, словоизменение и т. д.).

Дети различают слова, ориентируясь на приставку, суффикс (пришёл –

ушёл – зашёл, чашка-чашечка). Малыши осваивают согласование глаголов

прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные

формы родительного и винительного падежей множественного числа имён

существительных (сапог, варежек, лисят, притяжательных прилагательных

(заячий, лисий); начинают пользоваться прилагательными и наречиями в

сравнительной степени.

На четвёртом году жизни постепенно увеличивается число простых

распространенных предложений, появляются сложные предложения.

В этом возрасте дети задают вопросы, не связанные с их

непосредственным ответом. («Это кролик. А как его фамилия?» «Ночью

солнце превращается в луну?»)

Роль семьи и воспитателя

в развитии речи дошкольников.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в

которой воспитывается ребёнок,- уход, отношение окружающих взрослых, их

воспитательные воздействия, а также собственная активность ребёнка в

различных видах его деятельности.

Жизненная обстановка для развития ребёнка должна быть создана в

соответствии с его возрастом. Строгое выполнение дня способствует

хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребёнком легче

установить общение, он активен и восприимчив, у него чаще и в большем

объёме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания,

бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в

первую очередь по развитию речи.

В первые три года речь формируется в процессе жизнедеятельности детей:

В режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально

организованных занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от

друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль

взрослого наиболее чётко выражается в режимных моментах и на занятиях.

Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет

отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное

отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и

разнообразных реакций. Без этого не возможно установить с ребёнком тесный

контакт и развивать его речь.

Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и

направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при

всесторонним развитии у них будет своевременно формироваться речь.

В процессе воспитания и обучения необходимо развивать разнообразные

формы активности ребёнка в различных видах его деятельности. Активность

должна проявляться и в моменты восприятия речи.

Для детей младшей группы общение является основной формой

воспитательного воздействия. Общение – это такие взаимоотношения

взрослого с ребёнком, которые включают обращение взрослого к ребёнку и

ответ ребёнка на это обращение. В результате малыш не только пассивно

воспринимает воздействие взрослого, но и сам становится активно

действующим лицом. Формы и содержание общения меняются по мере

развития ребёнка : эмоциональное общение; общение на основе понимания им

интонаций голоса, мимики, жестов. Движений, действий, а затем и речи

взрослого, собственно речевое общение.

В работе с маленькими детьми особые требования предъявляют к речи

взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и

должна быть образцовой во всех отношения: грамматически правильной,

интонационно выразительной, не громкой, небыстрой, чёткой и не

мгословной.

Цели и задачи:

Для того, чтобы обеспечить необходимый уровень речевого развития, я

ставлю следующие цели:

Во-первых, интенсивное развитие у ребёнка понимания речи на основе

расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения;

организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу

специально подобранных наглядных средств; рассказы воспитателя;

ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с

текстами и т. п.).

Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с

помощью специально организованных диалогов разной степени сложности,

составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные

материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных

произведений.

Из этих целей вытекают конкретные задачи:

1. Словарная работа – обогащение, уточнение и активизация словаря.

Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения ребёнком

слов-названий предметов, действий, качеств, отношений:

· Может понимать слово, но не использовать его в речи;

· Узнаёт и показывает предметы (действие, качество и др.) лишь

в привычных для него в словосочетаниях (ножницы нужны,

чтобы «стричь ногти»);

· Понимает и правильно использует слова в любых, доступных

для него связях и отношениях.

К трём годам в словарном запасе ребёнка есть почти все части речи (имена

существительные, глаголы, наречия, имена прилагательные, числительные,

местоимения); служебные слова (союзы, предлоги, частицы, междометия.

2. Помощь ребёнку в овладении грамматической структурой речи :

правильное употребление падежных форм имён существительных (без

предлогов, с предлогами, различие единственного и множественного числа

имён существительных; правильное употребление глаголов в настоящем и

прошедшем времени.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

У большинства детей 2-4 лет речь характеризуется недостаточно

отчётливым или неправильным произнесением многих звуков, заменой

сложных звуков более простыми, например, твёрдых свистящих – мягкими,

шипящих-свистящими или переднеязычными Т (Т, Д (Д) и т. п.

Публикации по теме:

Развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста В дошкольном образовательном учреждении при развитии речи детей, ставится основная задача: формировать связную устную речь и речевые навыки.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 октября 2021 в 16:36
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД