Лучший педагог года

Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности

Наталья быватова
Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Публикация «Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности» размещена в разделах

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Опираясь на требования к содержанию образования (Закон «Об образовании», ст. 14) педагоги детского сада должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение определения личности, создание условий для ее самореализации». Саморазвитие личности возможно в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Поэтому на современном этапе большое внимание в дошкольных учреждениях должно уделяться поисково - исследовательской деятельности. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. С учетом всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей мною был организован кружок «Я – исследователь» и разработан перспективный план кружковой работы. Проводиться кружок еженедельно, в кружке занимаются 12 человек.

Приоритетным направлением в моей работе является поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику ДОУ. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами общества.

Цель.

Развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, т. е. упорядочивать свои представления о мире.

Задачи.

1. Расширять представления детей об окружающем мире :

- знакомить с различными свойствами веществ;

- знакомить с основными видами и характеристиками движения.

2. Развивать представления об основных физических явлениях.

3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды.

4. Расширять представления детей об использовании человеком факторов природной среды : солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

6. Развивать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Направления работы:

- живая природа;

- неживая природа;

- человек.

Этапы:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ: составление плана работы, подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности знаний и сенсорных способностей детей, уровня овладения навыками экспериментирования.

ОСНОВНОЙ: проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; консультативно-педагогическая работа с педагогами, родителями.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: анализ результатов работы, рекомендации родителям.

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

Тема должна быть интересной ребенку, должна увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

В условиях детского сада я использую элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они известны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, они практически безопасны.

В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижения предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Положительную динамику работы подтвердили результаты диагностики.

В результате моей работы сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой, игр с водой, карточки-схемы проведения опытов-экспериментов.

В старшей группе работа по экспериментально-исследовательской деятельности будет продолжена.

«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,

приобретают способность

сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел».

Тимирязев К. А.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Современная социально-педагогическая ситуация в системе дошкольного образования позволяет говорить о его новом качественном состоянии. Главным.

«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через экологические проекты» С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю,.

Формирование познавательной активности у детей 4–5 лет путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность Что я слышу – забываю Что я вижу - помню. Что я делаю – понимаю. (Конфуций). Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений,.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности через окружающий мир» Мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди, человечество – часть этого мира – открывают для себя всё новые и новые объекты.

Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование и проектную деятельность Цель:Познакомить педагогов с экспериментированием и проектной деятельностью в детском саду и её ролью в развитии познавательной активности.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей 2 слайд «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,.

Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности детей 6–7 лет при знакомстве с родным краем средствами ИКТ» Уца-Моисеенко Наталья Анатольевна, МАДОУ «Детский сад №261» г. Перми, воспитатель. Современная жизнь требует гибкости мышления и творческого.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у.

Развитие познавательной активности детей в процессе осуществления экологических проектов Теоретические аспекты экологического воспитания. Кто из нас не был свидетелем варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки.

Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру 1) Актуальность и перспективность опыта: Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок,.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья быватова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей средствами экспериментально-исследовательской деятельности
Опубликовано: 4 декабря 2015 в 14:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД