МААМ-картинки

Конспект занятия «Путешествие по чувашским сказкам» для детей подготовительной группы

Татьяна Актисова
Конспект занятия «Путешествие по чувашским сказкам» для детей подготовительной группы

Тема: «Путешествие по чувашским сказкам»

(для детей подготовительной группы)

Форма работы с детьми: игра - путешествие

Программное содержание:

Приобщение дошкольников к истокам национальной чувашской культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, коммуникативной, продуктивной, музыкальной.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия „Путешествие по чувашским сказкам“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

1. Ознакомление детей с различными жанрами чувашского фольклора: сказки, загадки, пословицы, совершенствование умения согласовывать свои действия с партнерами,

2. Формирование умения определять название и содержание литературных произведений, героев сказок по отрывкам из книг и иллюстрациям, по описанию.

Развивающие:

1. Развитие фантазии, творческих возможностей детей.

2. Приобщение к художественному слову, развитие интереса к различным жанрам фольклора, расширение словарного запаса детей, развитие речи речевого аппарата, выразительности жестов, мимики.

3. Развитие коммуникативных умений, памяти, внимания, мышления при решении игровых задач.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к культуре родного края, доброжелательные и дружеские отношения между детьми, быть отзывчивыми, находчивыми и сообразительными.

Интеграция задач образовательных областей:

«Речевое развитие» («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).

Предварительная работа:

1. Знакомство с произведениями чувашского народного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки, игры, обсуждение, свободное общение на различные темы: «Мой любимый сказочный герой», «Чему учат чувашские сказки», «Книжки читаем да скуки не знаем»

2. Рассматривание иллюстраций, оформление выставки «Наши чувашские сказки».

3. Проведение дидактических игр «Сложи сказку», «Любимые сказки», «Сказочная мозаика и т. д.

4. Рисование «Мой любимый герой чувашской сказки».

5. Просмотр фильма о национальных традициях чувашского народа по ссылке https://qwizz.ru/традиции-чувашского-народа/.

Оборудование:

* национальный чувашский костюм для воспитателя

* магнитофон с аудиозаписями (пляска, марш, колыбельная).

Материалы:

* корзинка для бабушки

* вязаные варежки и носочки со спицами

* клубочек из ниток,

* цветик-семицветик (пособие с заданиями,

* чудо-дерево с картинками принадлежностей сказочных героев,

* домик-ширма, маски петуха, зайца, лисы,

* перчатка Бабы Яги, игры «Сказки» (пазлы)

* элементы костюмов сказочных героев,

* сундучок-коробка с надутыми воздушными шарами,

* 1 шарик с нарисованным лицом,

* карточки с изображением смайликов,

* маркеры.

Структура и методические приемы:

1. Вводная часть (3-4 мин.)

Методы и приемы: создание игровой ситуации, игровая мотивация детей к деятельности.

2. Основная часть (15 мин.)

Методы и приемы работы с детьми: беседа, загадки, игровая деятельность разного характера, физкультминутки.

3. Заключительная часть (2-3 мин.)

Методы и приемы: художественно-творческая деятельность - рисование на шариках, танцевальные движения под музыку, рефлексия - беседа.

Ход проведения

Под музыку входит воспитатель в национальном чувашском костюме.

Рассказушка:

- Здравствуйте, дети, к вам пришла я – бабушка, зовут меня Рассказушка. Вы рады меня видеть?

- Знаю, что вы очень любите сказки. «Бабушка, расскажи нам сказку» - можно было бы услышать и сто, и двести лет назад. Бабушка брала в руки веретено или спицы и спрашивала: «Какую хотите сказку, внучата?» - рассказывает бабушка сказку, а сама в это время прядет или вяжет. Вот и у меня в корзиночке есть вязание (показывает детям варежки и недовязанные носочки).

- Дети, а кто придумывает сказки? (Возможные ответы детей: народ, писатели, сказочники).

- Да, придумывали сказки люди и рассказывали один другому. Так через века дошли сказки и до нас.

- Вы, конечно же, знаете, какими словами сказки начинаются? (Возможные ответы детей: «Жили-были, жил-был, однажды…»).

Рассказушка:

- Молодцы! Давайте вместе подумаем, что такое сказка? (Возможные ответы детей: «Необыкновенная история с животными, людьми. С героями случаются необычные события, волшебство. Умеют говорить звери, птицы, вещи»).

Рассказушка:

- Вы правы, сказка - это мир реального и фантастического. Вспомним, как сказки заканчиваются? (Возможные ответы детей: «Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец. Добро побеждает зло, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями»).

Рассказушка:

- Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам. Желаете? (Возможные ответы детей: «Желаем! Хотим! Да!»)

Рассказушка:

- Дорогу покажет нам этот волшебный клубочек (достает клубок из ниток из кармана)

Рассказушка:

- Ну, что все готовы?

Дети берут за конец нити в клубке, нитка разматывается и приводит к первой остановке «Цветик-семицветик».

Рассказушка:

- Вижу цветик-семицветик и задания на нем. Листочки надо оторвать и загадки отгадать. (Дети по одному отрывают листики разного цвета. Рассказушка читает загадки на обратной стороне лепестков, дети отгадывают.)

1. «Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке из копытца» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

2. «Красна девица грустна, ей не нравиться весна.

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка» («Снегурочка»).

3. «Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

И сам того не ведая, несет ее домой» («Маша и медведь»).

4. «У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы,

Высоко они летят, далеко они глядят» («Гуси-лебеди»).

5. «Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там 3 стула и 3 кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя»).

6. «Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?» (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»).

7. «Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

А ну подскажите имя ее» («Красная шапочка»).

Рассказушка:

- Молодцы, ребятки, русские народные сказки вы знаете. Все загадки отгадали правильно. А как хорошо вы знаете героев чувашских сказок, мы сейчас посмотрим. Катится наш клубочек дальше и вот остановка «Чудо-дерево».

Рассказушка:

- Это необычное дерево, на нем растут вещи, принадлежащие различным сказочным героям из чувашских сказок. Нужно отгадать, какому сказочному герою принадлежит каждая вещь.

Возможные ответы детей (Иван-Батыр, Туй-Тубала, Апшур, Чемень и т. д.)

Рассказушка:

- Всех героев отгадали, отправляемся дальше.

Остановка «Веселые превращения». В музыкальной коробке лежат картинки с изображениями различных эмоциональных состояний сказочных героев. Дети вынимают карточку и изображают эмоциональное состояние героя, используя смайлики. (Например, трусливый заяц, хитрая лиса, храбрый петух, сердитый медведь, глупый волк и т. д.).

Рассказушка:

- Катится наш клубочек дальше.

- Следующая остановка «Сложи сказку». Смотрите, здесь записка.

Воспитатель читает «записку», на руке одета кукла-перчатка «Бабка-Ежка».

«Я сегодня здесь была,

И порядок навела,

Метлой своей я подметала,

Ваши сказки разбросала.

Пазлы вы должны собрать,

Сказки русские назвать.

Улетаю я, ха-ха-ха,

Ваша Бабушка-Яга»

Рассказушка:

- Ах, какая вредная Баба-Яга, что же делать, ребята? Возможные ответы детей («Давайте соберем пазлы, которые Бабка-Ежка разбросала.) (Дети собирают пазлы-картинки из сказок и называют сказки)

Рассказушка:

- Какие вы хорошие помощники, порядок в сказках навели. Путешествие продолжается, катится, катится наш клубок и остановился около домика. Как вы думаете, кто там живет?

Рассказушка:

- Отгадайте загадки и узнаете:

1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса,

Кто это? (Лиса из чувашской сказки «Лиса и дятел»)

2. Очень старый и сердитый, маленький такой,

Злой волшебник с белой бородой. (Старик Ух из одноименной чувашской сказки)

3. Живет он почти в каждом доме,

Мурлыкает он без забот.

Он мягкий пушистый питомец. Зовут его просто… (Кот из сказки «Кот и воробей»).

Воспитатель раздает шапочки 3 детям: лисы, собаки и зайца.

Рассказушка:

- Как вы думаете, а это герои из каких чувашских сказок? Возможные ответы детей («Лиса и дятел», «Большой заяц», «Солдат – меткий стрелок»).

Рассказушка:

- Зверюшки хотят с вами поиграть в игру «Чей кружок скорее соберется?»

(Дети становятся в три кружка. В центре каждого кружка ребенок в маске лисы, зайца, собаки. Дети танцуют под музыку около сказочного героя. Когда звучит колыбельная мелодия, все приседают, имитируют сон. В это время сказочные герои меняются местами. Под быструю музыку дети должны быстро найти своего сказочного героя и быстро взявшись за руки построить круг.) Дети играют в игру.

Рассказушка:

- Хорошо вы все играли

И немножечко устали.

Вижу короб я в дали,

Интересно, что внутри?

Остановка «Волшебный короб».

(Дети подходят к большой коробке, открывают ее и достают воздушные шары. Педагог достает шарик с нарисованным на нем лицом деда. Надевает шапку).

Рассказушка:

- Славный получился дед из сказки «Старик и черти», а может и из «Как ловили луну», а еще в каких чувашских сказках есть дед? Возможные ответы детей («Лиса-плясунья», «Козел да баран», «Лазарь Лазарич и Иван Иваныч» и т. д.).

Рассказушка:

- Наши шарики хотят тоже в кого-нибудь превратиться? Подумайте, в кого вы превратите свой шарик, а помогут вам в это волшебные маркеры и волшебный сундучок с элементами костюмов с национальной чувашской вышивкой.

(Дети рисуют маркерами на шариках лица, достают из сундучка элементы костюмов для своего сказочного героя и рассказывают кто это).

Рассказушка:

- Всех музыка зовет на веселую пляску.

(Звучит чувашская плясовая музыка) (Дети танцуют с шариками.)

Рассказушка:

- На этом наше путешествие заканчивается.

- Отправляемся гурьбой

В детский садик наш родной.

(Под марш дети возвращаются в группу).

Проводится заключительная беседа о том, что понравилось и прощание с бабушкой Рассказушкой.

Список литературы:

1. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] / Е. С. Плаксина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014.

2. Чувашские сказки. 2-е издание. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1984.-160 с. 3. Фильм: https://qwizz.ru/традиции-чувашского-народа

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Масмак» с чувашским орнаментом в подготовительной группеКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Масмак» с чувашским орнаментом в подготовительной группе Подготовила и провела воспитатель Михайлова Ольга Анатольевна Тренькасы 2018 год. Задачи:Продолжать подводить детей к пониманию того,.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие по русским народным сказкам» для детей старшей группы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Путешествие по русским народным сказкам» для детей.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» для детей средней группы Дети входят в зал, у каждого ребенка бейджик. Воспитатель встречает детей. Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Светлана Викторовна,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) Тема:.

Конспект занятия для детей подготовительной группы «Космическое путешествие» Конспект занятия по театрализованной деятельности в подготовительной группе. «Космическое путешествие» Задачи: 1. В игровой форме закрепить.

Конспект занятия по математике «Путешествие с Колобком» для детей подготовительной группы Коммунальное Государственное Казённое Предприятие «Ясли-сад «Куаныш» ГУ «Отдела образования города Риддера» Конспект занятия по математике.

Новогодний сценарий «Путешествие по сказкам с двумя Бабками Ёжками» для подготовительной группы Путешествие по сказкам Подготовительная группа №2 Действующие лица: Взрослые: • Ведущая: • Дед Мороз: • Снег-ка: • 2 Бабки-Ёжки: • Хоттабыч:.

Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы «Путешествие по сказкам» Сценарий новогоднего утренника в подготовительной группе «Путешествие по сказкам» Герои (дети): Маша и Витя, Золушка и принц, Король с.

Развлечения для детей средней группы «Путешествие по сказкам» Провела воспитатель:Ирина Ивановна Бортникова Развлечения для детей средней группы на тему: «Путешествие по сказкам» Развлечения для детей.

Сценарий выпускного утренника в детском саду для подготовительной группы «Путешествие по сказкам» Выпускной для подготовительной группы "Путешествие по сказкам"ВХОДЯТ ВЕДУЩИЕ. 1-й ВЕД. - Ну что ж, друзья, настал тот час, которого мы ждали,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие по чувашским сказкам» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 10 января 2019 в 19:45
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД