Получи документы

Проявление и развитие творческих способностей детей. План профессионального развития педагога дополнительного образования

Светлана Геннадьевна Куличева
Проявление и развитие творческих способностей детей. План профессионального развития педагога дополнительного образования

План профессионального развития

педагога дополнительного образования ГБОУ школа1517

учреждение

Куличева Светлана Геннадьевна

Ф. И. О.

на 2020-2021 учебный год

Общая методическая тема:

Индивидуальная методическая тема:

Направления работы

Ресурсы

Сроки

Отметка о выполнении

Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования

Курсы повышения квалификации

03.02.2022

удостоверение

Участие в вебинаре

Исполнено

сертификат

Посещение обучающих семинаров

28.01.2022

Публикация «Проявление и развитие творческих способностей детей, План профессионального развития педагога дополнительного образования» размещена в разделах

Повышение методического уровня

Выступление на МО педагогов по теме «»

нет

Участие в муниципальном конкурсе

03.03.2022

Участие в региональном конкурсе

03.03.2022

Обобщение опыта

Самообразование

Изучение «Профессионального стандарта»

14.03.2022

Изучение методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

14.03.2022

Работа по индивидуальной методической теме:

пока нет

Тема «Современные педагоги – новаторы»

Работу выполнил (а) :Куличева Светлана Геннадьевна

2022 г.

Содержание

Введение. 3

Явление в отечественной дидактике конца XX века новаторов.. 4

Педагоги-новаторы и их концепции. 7

Новые подходы к воспитанию личности школьника. 11

Заключение. 12

Список литературы. 15

1

Введение

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

· Идеи гуманизации;

· Осуществление воспитания в контексте культуры;

· Создания открытых воспитательных систем;

· Возврата воспитания в семью;

· Поддержки и развития индивидуальности;

· Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.

2

Явление в отечественной дидактике конца XX века новаторов.

Размышляя над красотой профессии педагога, вспомнилась недавно прочитанная фраза Франсуа де Ларошфуко: «Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны».

А что есть миссия и кто он педагог-новатор? На мой взгляд, в сочетании слов: «миссия» и «педагог-новатор» уже присутствует некоторая интрига. Ведь правильно определенная миссия хоть и имеет общий философский смысл (определение ценности, убеждения и принципы в соответствии с которыми осуществляется деятельность, тем не менее, обязательно несет в себе нечто такое, что делает эту деятельность уникальной в своем роде, характеризующей индивидуальность того, кем она была определена. В свою очередь, педагог-новатор это педагог, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в педагогической деятельности. Новатор (от лат. Novator – обновитель). Значит педагог-новатор– это обновитель образовательного процесса.

А каков он сегодня, государственный заказ на образование?В марте прошлого года на IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», модель образования для экономики, основанной на знаниях» были обозначены современные перспективы отечественного образования. Вряд ли кого из педагогов этот документ оставил равнодушным, поскольку в нем из официальных источников прозвучали новые задачи современного образования. Задачи, которые в противовес привычному нам овладению объемом энциклопедических знаний различных научных областей, требуют развития у воспитанников мышления, коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат своей деятельности.

3

Иными словами миссия педагога – новатора как раз и заключается в том, чтобы заменить знаниевую образовательную ориентацию на создание компетентностно-ориентированного образовательного пространства. Очевидно, что знание новых методов мотивации детей : исследовательского, конструкторского, игрового; наличие

ЦОР, ТСО еще не способ получения должных образовательных результатов. Без изменения форм образовательной деятельности, а может быть и структуры образовательного процесса работать с таким оборудованием, основанным на умениях использовать информационно-коммуникационные технологии просто не возможно.

И педагогу не следует этого бояться, а нужно понять, что мир современного ребенка ограничить пространством сегодня просто безнравственно! На мой взгляд, миссия педагога-новатора и состоит в том, чтобы разработать сообразно запросам времени образовательные программы, создать пособия и материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие креативности и лабильности мышления воспитанников.

Его миссия, заключается еще и в способности изменить функции педагога-монополиста по передачи и интерпретации знаний на новый образ педагога, в котором он выступает, как консультант, воспитатель, сподвижник идеи исследования, руководитель проектов.

Имея за плечами многолетний опыт, они искали такие дидактические системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов много общих посылок.

1. Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала. Поэтому и называют их новаторами.

4

2. Педагогика сотрудничества — это педагогика гуманнооптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний, стремлением при необходимости авансировать успех школьника в учебной деятельности.

3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся. Не случайно к их опыту потянулись учительские массы.

4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства от младших классов до техникумов. Она объясняется тем; что их дидактические идеи были выношены, выстраданы, уверены многолетней собственной практикой учебно-воспитательной работы в городских и сельских школах. В 80-90-е годы большими тиражами публиковались книги самих педагогов-новаторов, были тематические радио- и телепередачи о них, проходили их встречи с широкими массами учителей.

Это давало возможность учителям от самих новаторов получить материал об их опыте.

Педагоги-новаторы сыграли большую роль в переосмыслении многих прежних взглядов и традиций в дидактике, внесли вклад в развитие новых направлений в обучении учащихся, проложили дорогу к развертыванию многочисленных авторских школ возникших уже в 90-е годы.

Теперь обозначим основные дидактические идеи некоторых педагогов-новаторов.

5

Педагоги-новаторы и их концепции

Бондаревская Евгения Васильевна

Бондаревская Евгения Васильевна – доктор педагогических наук, профессор, заместитель председателя Южного отделения РАО.

Работала в Ростовском государственном педагогическом университете с 1958 года. Занимала должности ассистента, старшего научного сотрудника, профессора кафедры педагогики, до 2011 г. Являлась заведующей кафедрой Ростовского государственного педагогического университета. В 1992 году избрана членом-корреспондентом, а в 2001 году – действительным членом Российской академии образования, состоит в Отделении философии образования и теоретической педагогики.

Евгенией Васильевной Бондаревской опубликовано более 300 работ по педагогике и подготовлено более 100 кандидатов и 36 докторов педагогических наук.

В работах Е. В. Бондаревской обсуждаются и утверждаются гуманистические ценности воспитания, закладываются основы нового направления в педагогической науке, которое можно определить как педагогику личности.

Шаталов Виктор Фёдорович

Шаталов Виктор Федорович (род. 01.05.1927)педагог-новатор, создатель оригинальной технологии интенсивного обучения, заслуженный учитель УССР (1987, народный учитель СССР (1990).

6

Родился в г. Сталино (ныне Донецк). Участник Великой Отечественной войны. В 1953 г. Окончил Сталинский педагогический институт.

Еще в период обучения в институте начал заниматься педагогической работой в школе, а с 1956 г. Вел экспериментальную работу с учащимися общеобразовательных школ.

С 1973 г. В. Ф. Шаталов являлся научным сотрудником Научно-исследовательского института педагогики УССР, а с 1985 г. – руководителем Донецкой лаборатории проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР. В 1992 г. Был приглашен работать доцентом Института последипломного образования в Донецке.

В созданной В. Ф. Шаталовым технологии обучения используются авторские методические материалы, представляющие программный материал главным образов в вербально-графической форме (в виде определенных рисунков, схем, объединяющих наглядную и смысловую информацию) и упрощающие процесс изложения и восприятия.

Лысенкова Софья Николаевна.

Лысенкова Софья Николаевна – педагог-новатор, народный учитель СССР (1990). С 1946 работала учителем начальных классов в школах Москвы.

Разработала методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом.

Важнейший элемент методики Лысенковой С. Н. – опережающее обучение, которое состоит в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала (знакомство с понятиями будущей темы, их уточнение и пр.) задолго до его прохождения по программе.

7

Исходя из своего многолетнего опыта, С. Н. Лысенкова пришла к интересным выводам о совершенствовании системы обучения в младших классах.

Амонашвили Шалва Александрович

Амонашвили Шалва Александрович. – известный психолог, педагог, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор Тюменского государственного университета, действительный член Российской Академии Образования, руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете, научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715, С. -Петербурге (№ 38, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах; автор книг, переведенных на многие языки: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Школа жизни», «Созидание человека» и др. Создатель и руководитель Издательского дома Шалвы Амонашвили.

Совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д. Д. Зуевым издает 100-томную «Антологию гуманной педагогики». Ш. А. Амонашвили окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60 – 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе».

Новые подходы к воспитанию личности школьника

Несколько лет назад была иллюзия: быстрая демократизация страны также приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в воспитании в том числе.

8

«Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием : в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе и не несет ответственности за поведение школьников на улице» (12, с. 33).

Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране ситуация в семье и в школе изменится кардинально.

Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали переживаемое на уроках, о опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне достаточно для школьного воспитания.

«Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание моральных принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте экономической разрухи, не могут дать необходимого питания для духовного здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная преступность. Под прикрытием деловитости предпринимательства зачастую понимается престиж крайнего эгоизма, оправдывается законность достижения целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности, справедливости, а преклонения перед богатством, властью денег, «красивой жизнью», независимо от того, какой ценой это достигнуто. Так называемый переходный период уже дал нашим детям возможность познакомиться с полу порнографическим «искусством», нацелил на выбор сексуальной распущенности.

9

В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения» (1, с. 7).

И учителя, и родители, и любой зрелый человек должен брать на себя задачу духовного наставничества. Тем более эту задачу должен решать профессионал – учитель, воспитатель, классный руководитель.

«Цели, как известно,бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие возможности у общества сейчас? Возможностей, чтобы каждый без исключения мог максимально развивать свои умственные и художественные способности, технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой (а не просто познакомиться с ней, трудиться в той области, которая наиболее благоприятна для расцвета его личности и раскрытия творческого потенциала, - их пока нет» (3, с. 21).

Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания, некоторые теоретики имели в виду лишь создание материальных условий для занятий детей той или иной деятельностью.

Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор формируется, конечно, в сумме результатов школьного и семейного воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями, если не веками.

Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в нашей стране началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так много, а зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.

10

Заключение

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса. Инновационная педагогическая деятельность как особый вид творческой деятельности направлена на обновление системы образования. Она является результатом активности человека не столько в приспособлении к внешней среде, сколько в изменении его личных и общественных потребностей и интересов.

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому, общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации, стоящих перед обществом задач, он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

11

- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;

- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

- развитием современных технологий;

- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;

- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Все рассмотренные в работе технологии педагогов-новаторов отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах.

12

Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют идеи гуманизации; осуществление воспитания в контексте культуры; поддержка и развитие индивидуальности; альтернативность и гибкость методов и организационных форм воспитания.

Список литературы

1. Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. М. : Просвещение, 2009. – 211 с.

2. Беккер К. Л., ЛОГОПЕДИЯ: Перевод с немецкого Барышниковой Г. В/ Под редакцией проф. Власовой Н. -288 с.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи дошкольников: Кн. для логопедов. – 4 изд., перераб. М. : Просвещение, 2010. – 363 с.

4. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М. : Вершина. 2008. – 279 с.

5. Исенина Е. И. Психолингвистические подходы к обучению речи. Учебное пособие. Иваново. 2009. – 176 с.

6. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. - М. : Академия. 2009. – 352 с.

7. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М. : Просвещение. 2011. – 184 с.

8. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М. 2012. – 264 с.

9. Кубрякова Е. С. Проблемы онтогенеза речевой деятельности // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. М. : Наука. 2011. – 270 с.

10. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Психология. 2009. – 375 с.

13

Публикации по теме:

Презентация «Календарно-тематический план рабочей общеобразовательной программы дополнительного образования» Уважаемые коллеги! В продолжении темы своей рабочей программы по дополнительному образованию "РЕЧеЦВеТИК" предлагаю календарно-тематический.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Библиотека изображений:

Публикация Проявление и развитие творческих способностей детей. План профессионального развития педагога дополнительного образования (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Геннадьевна Куличева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проявление и развитие творческих способностей детей. План профессионального развития педагога дополнительного образования
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 14:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД