Лучший педагог года

Активизация ответственности воспитанников за экологическое состояние окружающей среды

медведева ольга
Активизация ответственности воспитанников за экологическое состояние окружающей среды

Обобщение педагогического опыта воспитателя

государственного общеобразовательного учреждения Тульской области

«Долматовский детский дом»

Медведевой Ольги Владимировны

Тема педагогического опыта:

«Активизация ответственности воспитанников за экологическое состояние окружающей среды»

Долматово 2016

Степень новизны опыта: скомбинировала, соединила установленные наукой принципы и методы и успешно применила их в своей практике

Публикация «Активизация ответственности воспитанников за экологическое состояние окружающей среды» размещена в разделах

Способ получения нового: опытничество (наличие опыта в педагогической деятельности, включает как деятельность для получения результата, так и результат)

Длительность функционирования опыта: 5 лет

Технологии:

1. информационные

2. игровые

3. проектные.

Условия возникновения опыта.

Исходным условием становления опыта явился социальный заказ общества, так как экологическая ситуация, сложившаяся в России и во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества и каждого конкретного человека. Анализ современного экологического состояния окружающей природной среды показал, что в Тульской области сложилась неблагоприятная обстановка, характеризующаяся широким спектром экологических проблем, и в первую очередь загрязнением окружающей природной среды (атмосферы, поверхностных и подземных вод, почв, истощением природных ресурсов, ухудшение условий жизни населения.

Другим важнейшим условием является требование самой жизни – умение учащимися прогнозировать последствия своего поведения для окружающей среды, овладевать практическими умениями. Эти знания приобретаются детьми в результате деятельности, самостоятельного творческого поиска.

Актуальность и перспективность опыта

Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы.

Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна. Детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Он начинает с ней знакомиться до того, как произносит первые слова. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувство, прежде всего как эстетическое чувство, так как природа является основой красоты, источником живописи и музыки. Поэтому человек, по-настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья.

Концептуальность

Концепция – это система взглядов на какое-либо явление, система ведущих идей по определённому вопросу, глобальное его рассмотрение.

Концептуальность моего опыта определяется следующими основополагающими принципами и приё мами:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края, который позволяет:

- формировать у воспитанников понятия на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;

- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

- решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств;

- создавать благоприятные условия для самовыражения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий:

на каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют элементарные экологические знания.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя их. В своей работе я ещё использую принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательную работу в одно целое.

Ведущая педагогическая идея моего опыта состоит в том, чтобы на основании изучения Концепции экологического воспитания школьников, методической литературы, работ философов, культурологов, психологов, опыта учителей – новаторов, на основании своих наблюдений, создать условия для творческой самореализации учащихся через внедрение новых педагогических технологий. Реализовать осуществление межпредметных связей, создать условия для развития способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций и стремления к активной практической деятельности по охране окружающей природы.

Новизна опыта.

Данный опыт можно обозначить как репродуктивно - рационализаторским, поскольку сегодня процесс экологического воспитания рассматривается с философских, психологических, физиологических позиций, с позиций целостности человеческой мысли, единства человека и природы. Эту проблему рассматривали многие ученые и великие педагоги. В социально – педагогическом аспекте большое внимание воспитанию человека уделяли Я. А Коменский, Ж. Ж. Руссо. Я. А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как деятельностное освоение мира. Ж. -Ж Руссо определил идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания : природа, люди, общество. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. К. Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой. Экологическое воспитание только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий школьников, если при работе с ними вопитатель будет учитывать их возрастные и индивидуальные особенности; они научатся прогнозировать последствия своего поведения для окружающей среды, овладеют практическими умениями.

Доступность опыта в том, что он может быть использован воспитателями, учителями – предметниками разных классов, классными руководителями, начинающими учителями.

Наличие теоретической базы опыта

Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в педагогику.

Так большинство мыслителей и педагогов прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей : Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

Ведущая педагогическая идея

Моя педагогическая идея – формирование экологической культуры у воспитанников. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно- правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимания ценностей жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- направлять активную деятельность воспитанника на осознанное сохранение природы;

- формировать такие нравственные качества личности ребенка как доброта, сострадание, внимательность;

- прививать трудовые природоведческие навыки.

Технология опыта.

Благодаря разнообразным формам и методам работы, информационно – коммуникативным технологиям происходит:

• обогащение нравственного опыта воспитанников;

воспитание положительных качеств личности;

• формирование этических и эстетических чувств;

воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

В 2010 учебном году, я провела вводные диагностические исследования детей с целью выявления у них уровня развития экологической культуры.

Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у воспитанников к окружающему миру.

За основу взята методика Н. С. Жестовой с введением дополнительных вопросов на выявление у воспитанников отношения к природе, знания и желания общаться с ней. Процедура эксперимента: детям предлагается бланк вопросов, на котором расчерчены три графы «умения», «отношения», «желания» и даются вопросы, на которые они должны ответить.

2 - Сделаю хорошо; - нравится; - хочу заниматься;

1 - Сделаю средне; - безразлично; - безразлично;

0 - Не сделаю - не нравится - не хочу заниматься

Перечень вопросов:

1. ухаживать за животными.

2. помогать больным животным.

3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

4. помогать и защищать бездомных животных.

5. рисовать рисунки с изображением природы.

6. разъяснять людям нужные им сведения о природе.

7. охранять природу.

8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса.

9. следить за состоянием развития растений.

10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т. д.).

11. распространять растения.

12. наблюдать и изучать природу и природные явления.

13. помогать пернатым друзьям.

14. смотреть телепередачи о животных.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения.

Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют.

Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение.

Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру.

Получены следующие результаты:

Так же были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью.

Анкета:

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

4. Каким образом человек разрушает природу?

5. Какие насекомые появляются весной первыми?

6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?

7. Назовите охраняемые растения вашей местности.

8. Что такое фотоохота?

9. Что могут сделать дети для охраны природы?

Обработка результатов. На каждый вопрос разрешалось давать не один, а несколько ответов. Все показатели мы суммировали и перевели в процентное соотношение. Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы : почва (2%, воздух (2%, животные (20%, растения (10%, человек (10%).50% детей не смогли сформулировать свой ответ.

Как видно из диаграммы (1, большинство воспитанников не имеют полного представления, о том, что такое природа. Среди компонентов природы дети называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы воздух и вода.

На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы : пищу (10%, лекарства (10%, одежду (10%, древесину (20%).60% детей не смогли сформулировать свой ответ.

Приведенные данные свидетельствуют, что большинство воспитанников на этот вопрос не дали ответа. Лишь некоторые называют пищу, лекарства, одежду, мебель.

Однако никто не назвал топливо, чистый воздух. Состояние окружающей среды дети оценивают как здоровое (10%, удовлетворительное (30%, относительно хорошее (20%, неудовлетворительное (30%).10% детей затруднились с ответом. Как видно из диаграммы, большинство детей оценивают состояние природы как удовлетворительное, однако значительное количество воспитанников считают его неудовлетворительным.

Это связано с ухудшением экологической обстановки и с большой информированностью школьников об экологических проблемах.

Каким образом человек разрушает природу?

Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%, уничтожая зверей (10%, загрязняя воду (20%, уничтожая насекомых (10%).30% детей не дали ответа.

Приведенные данные свидетельствуют, что воспитанники недостаточно полно осознают пагубное влияние человека на природу.

Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?

Воспитанники считают, что в "Красную книгу" нашей страны занесены следующие животные: бобр (20%, беркут (10%, олень (10%).60% детей не смогли дать ответ. Как видно из диаграммы большинство детей не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие учащиеся не дали полных и точных ответов. 60% детей не смогли назвать растения, охраняемые в нашей местности. 2% назвали валериану, столько же назвали ландыш, 20% - кувшинку белую, 10% одуванчик, столько же подорожник.

Что могут сделать дети для охраны природы?

Разноречивые ответы были получены от детей на вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?" : 20% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 10% - ограждать муравейники, 30% - сажать деревья. 40% - не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Как видно из диаграммы, не все воспитанники знают, что они могут сделать для охраны природы.

В целом, вырисовывается следующая картина: для воспитанников на начальном этапе природа - это животные. По их мнению, природа даёт человеку древесину. Состояние окружающей среды дети оценивают как удовлетворительное. Человек разрушает природу, загрязняя воздух. Из животных, занесённых в "Красную книгу", дети смогли назвать бобра; из растений - кувшинку белую. Для охраны природы дети могут сажать деревья и ухаживать за растениями.

Данные, полученные на этапе констатации, говорят о необходимости целенаправленного педагогического влияния на процесс экологического образования и воспитания детей, послужили основой для разработки соответствующей системы мероприятий.

Возник вопрос - как повысить экологическую культуру воспитанников?

Я поставила перед собой следующую цель в своей работе – воспитать экологически грамотного гражданина, через организацию внеурочной деятельности воспитанников.

Формирование у детей нового, ответственного отношения к природе. “Природа и люди – одно целое”, “Природа в опасности”, “Природа ждет моей помощи” - вот те важнейшие выводы, которые должен сделать ребенок.

На своих мероприятиях я стараюсь формировать готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой.

Эта готовность включает:

эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности;

деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и вне учебных ситуациях;

интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры.

Формы организации работы разнообразны: беседы, экскурсии, полевые практикумы.

Перечень бесед, классных часов с экологическим содержанием

Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения. Основные причины загрязнения воздуха

Болезни дыхательной системы

Как человек изменил Землю

Три подарка человека самому себе и своей планете Причинно- следственные связи влияния человека на природу, возникновение экологических проблем

Жизнь под угрозой Влияние человека на живые организмы, создание заповедников и заказников

Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания Называть факторы, приводящие к опустыниванию

Исследовательский проект по теме «Есть ли экологические проблемы в нашем районе»

Растения и животных, являющихся редкими и исчезающими в нашем районе.

Проблемы экологии, которые могут влиять на наше здоровье

Здоровье человека и безопасность жизни

Опасные природные явления, произошедшие в последнее время

Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения

Правила первой помощи при отравлениях

Важное место занимают:

• познавательные игры, они стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Такие игры можно проводить как на природе, так и в помещении. Так, например, была проведена познавательно - экологическая игра «Наш дом-Земля». На этапах игры «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Бюро погоды», «Охрана природы» ребята показали прекрасные знания о лекарственных растениях, растениях нашей местности, рассказали о своих наблюдениях за погодой и т. д.

• викторины - одна из форм экологического воспитания. Они носят интегрированный характер. Вопросы составляются на основе сведений о природных объектах и явлениях в различных областях науки и искусства. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области естествознания и, конечно, общая эрудиция. Викторины готовлю в виде игр «Счастливый случай», «Поле чудес», «Географическая», «Птицы нашего края», «Зоологическая», «Грибы» и др.

• комплексные игры соединяют романтику, смекалку, интеллект, спорт, и конечно, непосредственное взаимодействие с природой. Поэтому такие игры пользуются большой популярностью у ребят: «Цветочный марафон», «В царстве Черного Дракона», «Экология» и многие другие.

Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют Экологические Недели. В этот период провожу с ребятами конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля - наш общий дом» классные часы, конкурсы «Знатоков природы» и «Устами Лесовика»; игры - путешествия по станциям:

«Творческая»

«Зоологическая»

«Ботаническая»

«Угадай-ка»

«Экологическая»

«Исследовательская».

С целью актуализации знаний о природе и отношении к ней использую систему вопросов и заданий, обращенных к личности школьника, и требующих их выражения и проявления в практической деятельности. Потому что не все дети знают и применяют на практике правила поведения в природе, мало знают о растениях и животных края, о заповедниках. Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы на уроках, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)

Дети ежегодно принимают участие в экологических акциях «День защиты Земли от экологической опасности», в ходе которой стало традиционным уборки территорий, делают скворечники и вывешивая их.

В декабре 2014 года провела в промежуточную диагностику детей с целью выявления уровня развитости экологической культуры. Результаты обработала и сравнила с входной диагностикой 2010 года. Вот что получилось:

Обработка результатов.

Что такое природа?

Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы : почва (70%, воздух (60%, животные (70%, растения (80%, человек (90%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из диаграммы, большинство детей дали достаточно точные и полные ответы на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека. На вопрос "Что природа дает человеку?" получены следующие ответы : пищу (60%, лекарства (70%, одежду (58%, древесину (40%).10% детей не смогли сформулировать свой ответ. Приведенные данные свидетельствуют, что большинство детей дали правильные ответы на этот вопрос.

Что природа дает человеку?

Состояние окружающей среды дети оценивают как здоровое (20%, удовлетворительное (50%, относительно хорошее (75%, неудовлетворительное (50%). 20% детей затруднились с ответом.

Как видно из диаграммы, у большинства воспитанников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.

Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?

Дети считают, что человек разрушает природу, загрязняя воздух (30%, уничтожая зверей (60%, загрязняя воду (50%, уничтожая насекомых (85%, 10% детей не дали ответа. Приведенные данные свидетельствуют, что воспитанники узнали о влиянии человека на природу.

Учащиеся экспериментального класса считают, что в "Красную книгу" нашей страны занесены следующие животные: бобр (40%, беркут (50%, олень (80%, выхухоль (40%, лось (50%, орлан-белохвост (10%). 20% детей не смогли дать ответ. Как видно из графика (рис. 15, большинство учащихся назвали охраняемых животных.

Что могут сделать дети для охраны природы?

Интересные ответы были получены от детей на вопрос "Что могут сделать дети для охраны природы?" : 40% считают, что дети могут ухаживать за растениями, 40% - ограждать муравейники, 60% - сажать деревья, 60% - ухаживать за животными, 40% - собирать мусор, 70% - изготавливать скворечники. 20% - не знают, какую помощь могут оказать дети природе. Как видно из графика (рис. 18, большинство учащихся стали осознавать свою роль в охране и восстановлении природной среды.

Получены следующие результаты по выявлению уровня экологических знаний (на 25.12.2014 г)

Анализ результатов показал, что у детей после системной внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию произошли значительные позитивные изменения. Отмечено расширение и углубление интереса к животному миру, увеличилось число детей, которые считали животных самоценными живыми существами, правильно оценивали последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Воспитанники стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к проявлениям животных, научились сопереживать их состоянию в различных ситуациях, выражали доброжелательность по отношению к представителям животного мира. У испытуемых проявилось желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности, самостоятельное взаимодействие с животными приобрело гуманный характер.

Вывод: деятельность по формированию экологической культуры дала определенные результаты:

• дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций хорошо - плохо;

• с желанием участвуют в экологически - ориентированной деятельности;

• эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (методика «Секретный разговор», «Письмо зелёному другу»);

• стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде

Результативность опыта

Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Воспитанники с удовольствием участвуют в школьных, районных, мероприятиях экологической направленности и занимают призовые места. Своим опытом работы по теме «Активизация ответственности воспитанников за экологическое состояние окружающей среды» я поделилась на совещании при заместителе директора.

Публикации по теме:

5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды.5 июня-Всемирный день охраны окружающей среды. В 1972 году, в ходе Стокгольмской конференции, была принята резолюция утвердившая праздник- Всемирный день охраны окружающей среды. Основная.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей средыБеседа с детьми старшего дошкольного возраста к Всемирному Дню охраны окружающей среды Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо.

День защиты окружающей среды (фотоотчет)День защиты окружающей среды (фотоотчет) 5 июня ежегодно мы отмечаем Всемирный день защиты окружающей среды. В этот день мы подводим итоги работы за год, используя «Панораму добрых.

Фотоотчет об экологической акции «Наш личный вклад в дело сохранения природы и окружающей среды!»Фотоотчет об экологической акции «Наш личный вклад в дело сохранения природы и окружающей среды!» 2017 год - год Экологии. С трудом погода все же налаживается и становится теплее. Люди стали чаще пользоваться пластиковыми бутылками с.

Фотоотчет о празднике «Дошколята за сохранение природы, или День защиты окружающей среды»Фотоотчет о празднике «Дошколята за сохранение природы, или День защиты окружающей среды» Нашу Землю сегодня сотрясают экологические катастрофы: землетрясения, наводнения, ураганы. Эти явления не зависят от человека. Гневается.

Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды»Фотоотчёт экологической акции «Всемирный день защиты окружающей среды» [Фотоотчёт экологической акции "Всемирный день защиты окружающей среды" Доброго времени суток уважаемые коллеги! Ни для кого не секрет,.

Календарное планирование тематической недели «Охрана окружающей среды. Лето» в младшей группе Цели деятельности педагога: Формировать и расширять у детей словарь по теме. Сезонные изменения в природе, связанные с летом, название летних.

Консультация для родителей «Добрые крышечки» к Всемирному Дню окружающей средыКонсультация для родителей «Добрые крышечки» к Всемирному Дню окружающей среды В России в декабре 2016 года стартовал социально – экологический Проект «Добрые крышечки». Подобные Акции проходят уже более чем в 40.

Эколого-благотворительный проект «Добрые крышечки» в старшей группе ко Дню окружающей средыЭколого-благотворительный проект «Добрые крышечки» в старшей группе ко Дню окружающей среды Доброе время суток, дорогие коллеги и гости моей странички! Предлагаю вашему вниманию фото отчёт «Эколого -благотворительного проекта "Добрые.

Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды».Занятие в старшей группе «Охрана окружающей среды». Цель : Формировать у детей понятие, что природа - это наш общий дом; воспитывать любознательность, любовь к природе, желание её охранять;.

Библиотека изображений:

Публикация Активизация ответственности воспитанников за экологическое состояние окружающей среды (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем медведева ольга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Активизация ответственности воспитанников за экологическое состояние окружающей среды
Опубликовано: 21 августа 2021 в 14:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД