МААМ-картинки

Выполнение композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма (6 фото)

юлия сухова
Выполнение композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма

Теория 0,5 часа, практика 7,5 часов.

Первое занятие. Теоретическая часть. Практическая часть – эскизирование.

Цель занятия: создать условия для изучения учащимися русской культуры.

Планируемый результат: создание композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма.

Универсальные Учебные Действия :

Публикация «Выполнение композиции „Праздник урожая в деревне“ на основе изучения русского народного костюма» размещена в разделах

Личностные: формирование мотивации к изучению русской культуры, воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, осмысление места декоративного искусства в жизни общества и значение древних корней народного искусства для современного общества.

Познавательные : познакомить с устным, музыкальным и художественным фольклором, познакомить учащихся с традициями русских народных обрядов и русского народного костюма. Научить отражать в рисунках и эскизах единство формы и декора, создавать собственные композиции на основе изученного материала.

Регулятивные: Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,слайдов. Умение работать в группе.

Коммуникативные: принимать участие в работе группами, формирование навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения.

Оборудование : Б. А3, карандаш, сангина, уголь, ленты,пояс,шкатулка,стенд для фотографии.

Техническое оборудование: телевизор

Наглядные материалы : слайд –шоу с фотографиями,репродукции с изображением русских народных костюмов, фотографии праздника.

Ход урока.

1.Приветствие. Организационный момент.

Целеполагание. Мотивация будущей темы урока. Определение цели урока.

Учебная ситуация.

Посмотрите, как замечательно накрыт стол. Сколько на нем фруктов и овощей. Настоящий «праздник урожая».

2.Сообщение темы урока.

3.Изучение нового материала.

1)Рассказ педагога.

Все люди любят праздники. Праздник - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. На сегодняшнем уроке мы познакомимся со славянским языческим праздником- «Осенины» или праздник урожая. Он праздновался нашими предками до принятия христианства, поэтому его называют языческим.

- Какие языческие праздники существуют на Руси до сих пор и их отмечают? (Масленица, Праздник Купала).

Девочкам, которые правильно ответили на вопрос повязываются на волосы шелковые цветные ленты, а мальчикам повязываются сделанные из тесьмы – пояса.

Эти праздники очень значимые для славян: Масленица – проводы зимы, а праздник Ивана Купала – макушка лета.

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай.

У восточных славян аналогом дня урожая можно считать первые Осенины 8 (21) сентября.

Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы. На праздничном гулянье пели задорные игровые песни.

Давайте послушаем одну из таких песен «Вейся, капустка…» .

2)Прослушивание песни.

К этому дню также печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека, за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»

В этот праздник обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином.

Вечером собирались девушки, парни и рассказывали волшебные, страшные и игривые сказки. Водили хороводы. А с наступлением темноты разжигали огонь и прыгали через него, очищаясь.

3) Рассказ «Русский костюм».

Русское праздничное народное гуляние связано с красотой костюмов и их особым украшением.

Именно поэтому, мы внимательно изучим это яркое явление в нашей истории и культуре - русский народный костюм.

Народный костюм поэтичен, а его великолепие не отделимо от гармонии кроя и богатой декоративности.

Основой женского и мужского костюма служила длинная рубаха из льна или шерсти-сорочица,которая выкраивалась из единого полотна. Давайте посмотрим на фотографию сорочицы.

Рубаха воспринималась как «вторая кожа «человека». Вышивка шла по рукавам, вороту.

4)Беседа.

-А вот теперь скажите: Для чего украшали одежду славяне? (Для защиты от болезней, несчастий, как обереги) .

- Какие символы на одежде славяне использовали для защиты? (Солярный знак, коня, Берегиня, Древо жизни, птицы).

Также девочкам, которые правильно ответили на вопрос повязываются на волосы шелковые цветные ленты, а мальчикам повязываются сделанные из тесьмы – пояса.

5) Рассказ педагога.

Второй важные элемент древнерусской одежды- это понева, которая надевалась поверх рубахи, выкраивалась из двух больших кусков ткани в клетку.

Россия отличалась климатическими,социально –экономическими условиями, благодаря которым костюм не получил единой формы. В каждой губернии имелись местные особенности.

Постепенно сарафан «вытеснил» поневу. С XIV века на Руси известен сарафан, тогда еще как мужская одежда. Лишь позднее он стал частью женского гардероба. Сарафан –платье без рукавов или высокая юбка на лямках. Его носили вместе с рубахой, поясом и передником. Сарафаны шили из парчовых и шелковых тканей, расшивали золотом и серебром, кружевом. Также распространенными были синие сарафаны из льняных и хлопчатобумажных тканей. Декор традиционно окаймлял края одежды, линии разрезов.

Сарафаны XVIII- XIX веков обязательно подпоясывался; дополнялся наградной короткой одеждой без рукавов- епанечкой.

В холодные дни на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Ребята давайте посмотрим на фотографию.

6) Работа с иллюстративным материалом.

Колоссальное значение имели женские головные уборы. Женский головной убор свидетельствовал о статусе. Девичьи головные уборы – венцы и повязки не имели донышка. Замужние женщины носили головные уборы «кокошники» разнообразных форм. Они очень самобытны: однорогие и двурогие, в виде полумесяца, низкие плоские шапочки с ушками, «каблучки». Их шили из дорогих тканей, очелья дополняли выплетенными жемчужными поднизями.

7) Игровая ситуация.

А теперь,посмотрим, как вы запомнили материал. Перед вами фото с изображениями элементов женского народного костюма. А в шкатулке названия этих элементов. Вы должны вытянуть из шкатулки название и правильно прикрепить его к фотографии.

Конечно, русский народный костюм, при сохранении традиционных форм,менялся с течением времени. Как и праздник урожая. Постепенно он где-то превратился в фестивали и ярмарки.

И сейчас где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но в любом случае, Праздник Урожая - это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.

4. Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя.

И сейчас у нас перед нами будет стоять задача – разработать женский образ для своей будущей работы в народном костюме. Начинаем работать с того, что придумываем сюжет и идейную направленность композиции. Кто эта женщина, девушка. Идет ли она на праздник, на гуляния или готовит на стол, к празднику. Затем переносим свой замысел на бумагу. Опираемся на фотографии и репродукции.

5.Подведение итогов работы. Анализ работ учащихся. Оценка.

6. Организованное окончание урока. Уборка мест.

Выполнение композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма
Фото «Праздник урожая в деревне»
Выполнение композиции  на основе изучения русского народного костюма - фото
Фото №1 Теория часа практика часов Фото №2 Первое занятие Фото №3 Теоретическая часть
Публикации по теме:

Методические рекомендации по изучению темы «Часы. Определение времени»Методические рекомендации по изучению темы «Часы. Определение времени» Я работаю в группе предшкольной подготовки и хочу поделиться опытом изучения этой, очень сложной для восприятия дошкольников, темы. Перепробовала.

План работы детско-родительского клуба «Здоровячок» Цель:Приобщить родителей, детей к здоровому образу жизни. Задачи: Обобщать и систематизировать знания родителей и детей о ЗОЖ, повышать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выполнение композиции «Праздник урожая в деревне» на основе изучения русского народного костюма
Опубликовано: 1 ноября 2014 в 21:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД