Лучший педагог года

Конспект занятия «Йотированные буквы. Буква Я»

Марина Солина
Конспект занятия «Йотированные буквы. Буква Я»

Цели:

научить различать на слух сочетание [й’а],

учить правильно обозначать звуки [й’а] буквой Я;

повторить роль буквы Я в обозначении мягкости согласных;

упражнять в чтении;

повторить понятие многозначности слов, развивать речь;

воспитывать любовь к русскому языку.

Технология: проблемно-поисковая.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

1. Азбука. Н. М. Бетенькова, В. Г. Горецкий, Д. С. Фонин;

2. Праздник Букваря. В. В. Волина;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Публикация «Конспект занятия „Йотированные буквы, Буква Я“» размещена в разделах

1) Чтение гласных букв.

- Буквы каких звуков прочитали? На какие группы можно разделить все буквы гласных звуков? Какую работу они выполняют?

2) Работа со скороговоркой.

Яхта легка и послушна моя,

Я бороздить на ней буду моря.

Задания:

1. Чтение по слогам.

2. Чтение с ударением.

3. Чтение целыми словами.

4. Чтение шёпотом.

5. Чтение с нарастанием темпа.

III. Наблюдение за работой буквы Я.

1)- Назовите все слова с буквой Я (яхта, моя, я, моря). (Слова из скороговорки).

- Какое из этих слов “особое”? Почему?

- В каком из слов Я выполняет работу- смягчение предыдущего согласного?

(моря) – составить звуковую схему слова.

- Какую работу выполняет буква Я в словах – яхта, моя? Докажите.

Составить звуковые схемы слов.

- Что заметили? Чем похожи слова?

Вывод: В начале слова или перед гласными буква Я обозначает два звука.

В остальных случаях отдает команду мягкости согласного.

2) Физкультминутка.

“Вот так яблоко”.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать. (Дети имитируют движения.)

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

- В каком слове, в нашей физкультминутки, буква Я выполняет работу – обозначает два звука? (яблоко)

3) Звукобуквенный анализ слова яблоко.

- В слове яблоко 3 слога, так как 3 гласных звука. Ударение падает на первый слог.

1-й слог состоит из 2-х звуков [й’а]

Звук [й’] – согласный, мягкий, звонкий.

Звук[а] – гласный, ударный.

Эти оба звука обозначаются буквой Я.

2-й слог состоит из трё х звуков:

Звук [б] – согласный, твёрдый, звонкий. Обозначен буквой Б.

Звук [л] – согласный, твёрдый, сонорный. Обозначен буквой Л.

Звук [о] – гласный, безударный. Обозначен буквой О.

Звук [к] – согласный, твёрдый, глухой. Обозначен буквой К.

Звук [о] – гласный, безударный. Обозначен буквой О.

- Сколько в слове букв, звуков?

- Почему звуков больше, чем букв?

IV. Закрепление.

1) Задание: Закончите предложение словом, которое начинается на букву Я.

Мальчик бежал и упал в (яму).

На завтрак у нас были (яйца).

Солнце светит очень…. (ярко).

День сегодня был теплым и (ясным).

На следующий год мы будем изучать английский (язык).

Гимнастика для глаз.

“Темно” (закрыть глаза, руками не прижимать).

“Бабочка” (хлопаем глазами).

Работа по развитию речи.

1. Работа с “Азбукой”, стр. 107.

Угадайте слово:

“Его проглатывают, упорно не желая о чём-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего”.(Язык)

“Язык болтает – рукам мешает”.

- Отчитываем, объясняем значение.

-. Рассмотрим рисунки.

- В каких значениях используется слово язык? Устно составляем предложения с каждым значением слова язык.

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к»Конспект открытого занятия «Звуки [к], [к`], буква К, к» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского и юношеского творчества» Раздольненского.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц» Цель: учить дифференцировать буквы с-ц при чтении; учить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах и предложениях. Развивать слуховую.

Конспект занятия «Хитрые буквы» ЗАДАЧИ: развивать зоркость, наблюдательность; совершенствовать знания ребенка о звуках и буквах; развивать коммуникативные навыки. ХОД ЗАНЯТИЯ:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж], буквы Ж, ж» В декабре провела для своих родителей "День открытых дверей. Посетили они фронтальное занятие и индивидуальные занятия. Провела занятие обычное,.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Йотированные буквы. Буква Я»
Опубликовано: 6 сентября 2021 в 12:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД