МААМ-картинки

Конспект занятия по краеведению «Что Родиной моей зовётся?»

Ирина Щепкина
Конспект занятия по краеведению «Что Родиной моей зовётся?»

Конспект занятия по краеведению

Цель: Познакомить детей с государственной символикой России, Тимашевского района. Закреплять знания детей о своей Родине, о подвигах наших земляков в Великой Отечественной войне.

Задачи: Уметь находить и показывать свою страну, её столицу на карте мира, глобусе, свой край и район на карте России. Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, уважение к своему народу, его традициям. Воспитывать бережное отношение к Родине, умение защитить её в любую минуту.

Оборудование

Публикация «Конспект занятия по краеведению „Что Родиной моей зовётся?“» размещена в разделах

1. Карта мира, глобус, плакаты с изображением Российского флага, герба, карты Росси и краснодарского края, плакаты с изображением флага и герба Тимашевского района.

2. Фотографии братьев Степановых и Епистиньи Фёдоровны, фотографии дома-музея семьи Степановых.

3. Прямоугольные полоски разных цветов для дидактической игры «Собери флаг».

4. Составные части герба для дидактической игры «Собери герб».

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение «О Родине» :

Что Родиной моей зовется?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьется,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка?

Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Все то, что с детства рядом было?

Но это станет все пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Та вот что Родиной зовется!

Чтоб были рядышком всегда

Все, кто поддержит, улыбнется,

Кому нужна и я сама!

Воспитатель: Дети, о чём говорится в стихотворении? Да, эти стихи о нашей замечательной Родине – России. Россия – это край, где мы родились, где мы живём. Это наш дом, это всё то, что нас окружает. «Россия…» Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то! Чудесна природа России! Лесистые горы, голубые озёра, быстрые реки. На голубой планете Земля очень много стран, одна страна от другой отделена границей. Народы разных национальностей живут на планете. У них различный цвет кожи, свои обычаи, песни, танцы, музыка, сказки, и говорят они на разных языках. Мы с вами русские, и говорим на русском языке. У каждой страны есть своя символика, свои отличительные знаки. Это: флаг и герб.

Рассматривание флага.

Воспитатель:

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище. Как называется палочка флага?

Ребё нок:

– Древко.

Воспитатель:

– Из скольких полос состоит флаг?

Ребё нок:

– Из трёх.

Воспитатель:

– На что похожа белая полоса?

Дети:

– На белые ромашки, белый снег, белоствольную берёзу.

Воспитатель:

– Белый цвет означает мир и чистоту совести! А синий цвет что напоминает?

Дети:

– Синее небо, цвет воды в реке, озере, синие незабудки.

Воспитатель:

– Синий цвет означает верность и правду! А что напоминает вам красный цвет?

Дети:

– Красную гвоздику, огонь, красное солнышко.

Воспитатель:

– Красный цвет означает огонь и отвагу.

Издревле на Руси почитались (нравились) такие цвета, как красный, белый, синий. Из тканей таких цветов шили лучшие наряды: голубые и красные сарафаны, белые блузы и рубахи. Красными и синими нитками вышивали русские крестьянки затейливые узоры на белой ткани, вышитыми изделиями украшали крестьянские избы. Поэтому не случайно белый синий и красный цвета стали цветами государственного флага России.

Воспитатель: Мы с вами живём в Краснодарском крае в Тимашевском районе. Дети показывают на карте России наш край, а затем на карте Краснодарского края наш район.

Воспитатель: У каждого района нашего края есть свой флаг, давайте рассмотрим флаг Тимашевского района.

Рассматривание флага.

Воспитатель: На флаге Тимашевского района изображён золотой орел – символ обороноспособности и вековых традиций, несущий сквозь века шашку, как главную ценность казачества. Золотой цвет – символ высшей ценности, величия, богатства, прочности, силы, великодушия. Скажите дети, как вы думаете, что символизирует пурпурный цвет нашего флага?

Дети: Красный цветок, огонь, красное солнышко.

Воспитатель: Пурпурный (малиновый) цвет нижнего поля – символ достоинства, славы и почета, а также цвет, традиционно означающий черноморских казаков, основателей Тимашевского куреня. А что обозначает синий цвет на нашем флаге?

Дети: Синее небо, цвет воды в реке, озере, синие незабудки.

Воспитатель: Голубой (лазоревый) цвет верхнего поля служит символом величия, красоты, преданности, истины, чести и добродетели. Скажите, дети, что обозначает белая волнообразная линия на флаге?

Дети: Белая ленточка, ручеёк.

Воспитатель: Белая волнообразная линия– символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира, говорит о богатстве водных ресурсов (рек) района.

Воспитатель: Дети, мы с вами рассмотрели два флага – флаг России и флаг Тимашевского района, а теперь давайте поиграем: проводится игра «Собери флаг» (из разложенных частей один ребёнок собирает флаг России, второй – Тимашевского района. Игра проводится 2-3 раза).

Воспитатель: Ещё один символ нашей страны- герб – это отличительный знак России. Что он представляет?

Ответы детей.

Воспитатель:

– Да, это красный геральдический щит на фоне которого изображён воин всадник в синем плаще на белом коне. Кого убивает воин?

Ответы детей.

Воспитатель:

Воин копьём убивает змея, а конь топчет его копытами. Также мы видим двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентами. В правой лапе орла– скипетр, а в левой – держава. На груди орла в красном щите “серебряный всадник”, в синем плаще на серебряном коне. Герб устанавливают на границе, чтобы туристы, гости видели, что здесь начинается Россия. Герб устанавливается не только на границах разных стран, но и на границах разных районов одной страны. Так, при въезде в наш Тимашевский район, тоже установлен герб. Давайте его рассмотрим.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что обозначает золотой летящий орел с золотой же казачьей шашкой в лапах?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это символ обороноспособности и вековых традиций, несущий сквозь века шашку, как главную ценность казачества.

Воспитатель: А что символизирует голубой цвет на нашем гербе?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, голубой цвет верхнего поля служит символом величия, красоты, преданности, истины, чести и добродетели.

Воспитатель: А что символизирует пурпурный (малиновый) цвет на нашем гербе?

Ответы детей.

Воспитатель: Верно, пурпурный (малиновый) цвет нижнего поля – символ достоинства, славы и почета, а также цвет, традиционно означающий черноморских казаков, основателей Тимашевского куреня. На этом малиновом фоне мы видим обращенную сидящую пожилую женщину, сопровождаемую справа и снизу изогнутым золотым колосом из 9 парных зерен. Сидящая женщина-мать – символизирует Епистинию Федоровну Степанову, вырастившую девять сыновей, отдавших жизни в борьбе с фашизмом. Изогнутый колос – символ хлеборобской славы, с девятью парными колосками – символ девяти сыновей матери Е. Ф. Степановой, не вернувшихся с войны.

Воспитатель рассказывает детям о семье степановых и показывает фотографии:

Епистиния Фёдоровна родилась на Украине, но с детских лет жила на Кубани. У нее было редкое имя – Епистиния. В переводе с греческого - «знающая». Вместе с родителями, гонимыми нуждой, приехала на Северный Кавказ. Здесь вышла замуж за крестьянского парня Михаила Степанова. 15 детей было в их семье. Четверых еще до революции скосили болезни, голод.

В 1918 году белогвардейцы зверски убили старшего сына Александра. Ему было тогда семнадцать.

Тяжело переживала утрату Епистиния Федоровна. Дети Епистинии Федоровны росли дружными, работящими, веселыми. Их любили на селе.

Но в двери материнского дома уже стучалась война. В 1939 году в боях на Халкин-Голе, в братской Монголии, выполняя интернациональный долг, погиб Федор.

В годы Великой Отечественной войны на фронтах, в партизанских отрядах, в фашистском концлагере погибли сыновья Павел, Василий, Иван, Илья, Филипп. Самому младшему, Александру, за мужество и воинскую доблесть, проявленные при форсировании Днепра в 1943 году, было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. Получила мать «похоронку» и на сына Николая. Но в августе 1945 года он вернулся из госпиталя, долго болел, умер от ран. Сильное, мужественное, героическое сердце было у Епистинии Федоровны Степановой.

Воспитатель: Дети, мы с вами рассмотрели два герба – герб России и герб Тимашевского района, а теперь давайте поиграем: проводится игра «Собери герб» (из разложенных частей один ребёнок собирает герб России, второй – Тимашевского района. Игра проводится 2-3 раза).

Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по программе «Детство» ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе "Детство" Образовательная область «познание» (краеведение) старшая группа сентябрь 1. Я – житель.

Экскурсия на «Бульвар Героев»Экскурсия на «Бульвар Героев» Мы детьми посетили 9 Мая "Бульвар Героев".Бульвар Героев в Новокузнецке это целый мемориальный комплекс, на котором ежегодно проходят.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по краеведению «Что Родиной моей зовётся?» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Щепкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по краеведению «Что Родиной моей зовётся?»
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 16:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД