Получи документы

Телесно-ориентированные техники арт-терапии: характеристика, задачи, механизмы лечебного воздействия

Анастасия Гужева
Телесно-ориентированные техники арт-терапии: характеристика, задачи, механизмы лечебного воздействия

Характеристика

Арт-терапия - это лечение искусством, терапия посредством создания арт-объекта.

Арт-терапевтическое направление тесно связано с художественной деятельностью. Значительно повысить эффективность работы арт-терапевта поможет знание художественных материалов, способов их применения и их свойств.

Арт-терапия предполагает активизацию познавательной и эмоциональной сфер клиента, а также активизирует его физическую активность посредством применения различных изобразительных материалов и художественных форм.

Публикация «Телесно-ориентированные техники арт-терапии: характеристика, задачи, механизмы лечебного воздействия» размещена в разделах

Роль тела и физиологических проявлений в ходе занятий с применением арт-терапевтических методик слабо изучена. Но на практике мы можем наблюдать, что сам процесс изобразительной деятельности, творчества, позитивно сказывается на самочувствии человека. Арт-терапевтические занятия благотворно сказываются не только на клиентах с психическими, но и с соматическими заболеваниями. В ходе арт-терапевтической работы можно отметить значительную вовлеченность частей тела в процесс создания арт-продукта. Мы можем наблюдать в процессе занятий тесную связь между психическим состоянием и физиологическим.

Арт-терапия может применяться в работе с разными категориями клиентов. Предполагается работа как со здоровыми, в целях профилактики психических заболеваний, так и с больными. Такими клиентами могут быть люди с невротическими расстройствами на фоне стрессов, так и люди с психическими отклонениями.

Любой вид арт-терапевтической деятельности включает телесно-ориентированные элементы, но существуют телесно-ориентированные техники в арт-терапии, в которых эти элементы наиболее выражены.

По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) психосоматические заболевания являются следствием психофизиологического сопровождения нарушений эмоциональной сферы.

Копытин А. И., Корт Б. выделяют следующие задачи телесно-ориентированной арт-терапии :

1. Лечение психосоматических заболеваний.

Лечебно-профилактический потенциал арт-терапевтических методик применительно к лечению психосоматических и соматических заболеваний довольно высок. Активно применяются арт-терапевтические методы в работе с такими заболеваниями как расстройства пищевого поведения, а также соматизированные расстройства, вызванные на фоне острого стресса.

Оказывается полезным применение телесно-ориентированной арт-терапии в работе с клиентами с алекситимией, которым сложно выражать свои эмоции и чувства. Методики помогают трансформировать негативный опыт, заблокированный в определенных частях тела.

Арт-терапия дает положительный эффект в работе с клиентами, у которых наблюдались депрессивные, обсессивно-компульсивные, тревожно-фобические расстройства

2. Раскрытие творческого потенциала

Арт- терапевтические методики помогают клиентам преодолеть страх перед изобразительной деятельностью. Многие дети, а также взрослые не могут приступить к созданию арт-объекта, мотивируя это тем, что у них не получится и что они не умеют рисовать/ лепить.

Многие воспринимают творческий процесс как нечто ментальное, слабо связанное с телом. Телесно-ориентированные методики предполагают создание арт-объекта, концентрируясь на телесных ощущениях, дыхании.

3. Трансформация искаженного или негативного представления о собственном теле.

Терапевтам приходится работать с клиентами, для которых характерно нарушение восприятия своего тела вследствие перенесенной травмы или несоответствия медийным эталонам красоты. В изобразительной продукции клиентов может наблюдаться несоответствия пропорций, отсутствие каких-либо частей лица или тела. Телесно-ориентированные техники могут смягчить негативное отношение к собственному телу.

4. Психофизическое здоровье терапевта.

Арт-терапевтические методики могут применяться не только для клиентов, но и для самих специалистов. Отслеживание и распознавание психотерапевтом своего психофизического состояния является хорошей профилактикой эмоционального выгорания.

Наличие у специалиста опыта применения НЛП, аутогенных тренировок, йоги, визуализации и релаксации поможет избежать эмоционального выгорания.

5. Осознание клиентом своих чувств и телесных ощущений как путь к преодолению алекситимии и наработке навыков саморегуляции.

Обращая внимание клиента на проявление каких-либо телесных реакций, изменение дыхания в ходе творческой деятельности, терапевт помогает ему осознать проявление тех или иных чувств и в процессе клиент учится сам отслеживать и фиксировать свои соматические проявления.

А. Копытин и Б. Корт выделяют следующие механизмы лечебного воздействия арт-терапии :

Коммуникативный механизм. Изобразительная деятельность может передавать чувства и эмоции. Телесно-ориентированные методики позволяют разблокировать эмоциональную сферу.

Фокусирующий/актуализирующий механизм. В процессе изобразительной деятельности клиент актуализирует и в последующем осознает свои внутренние процессы, чувства, эмоции, телесные проявления.

Стимулирующий механизм. В зависимости от выбранной методики стимулируются разные сенсорные системы.

Интегрирующий механизм, упорядочивание поведения и мышления. В процессе изобразительной деятельности активно используется образное мышление, формируются новые представления.

Объективирующий механизм. Изобразительная деятельность способна делать зримыми внутренние переживания. Таким образом, внутренние психические процессы получают видимое отражение во внешней среде.

Механизм отражения динамики изменений является частным случаем объективирующего механизма. Этот механизм позволяет увидеть динамические изменения организма за длительный период терапии.

Смыслообразующий механизм. В изобразительной деятельности существует возможность выделить личностный смысл тех или иных жизненных ситуаций, происходит отбор наиболее важных для клиента тем и их содержательная переработка.

• Защитный механизм (сублимация, замещение) Защитный механизм проявляется у клиента в контроле над чувствами и эмоциями благодаря выражению их в изобразительной деятельности.

• Экспрессивно-катарсический механизм. Отреагирование переживаний связано со свойствами изобразительных материалов и с манипуляциями с ними в изобразительной деятельности.

Арт-терапевтические методики будут полезны как для самых маленьких детей, так и для взрослых.

Используемые источники:

1. Копытин А. И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. — М. : Психотерапия, 2011 — 128 с. : ил.

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья» для массажного воздействия на стопы«Дорожка здоровья» для массажного воздействия на стопы Дорожки здоровья предназначены для массажного воздействия на стопы, их можно использовать и дома и в детском саду. На стопах размещается.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Презентация «Иcследовательский проект. СМИ как фактор воздействия на сознание развивающейся личности» 1 слайд. Достаточно сложно представить сегодняшнюю жизнь людей любого возраста без доступа к Интернету. Он является неоспоримым благом цивилизации,.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Стратегия и механизмы проекта «Наш огород». Часть 3Стратегия и механизмы проекта «Наш огород». Часть 3 Этапы проекта: 1 этап - подготовительный Стартовая беседа для выявления представлений детей об овощах, постановка проблемы,.

Консультация «Защитные механизмы личности в свете учения З. Фрейда» Защитные механизмы личности (учение З. Фрейда) Подготовлено по книге Мельник С. Н., Психология личности. Фрейд полагал, что ЭГО реагирует.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Телесно-ориентированные техники арт-терапии: характеристика, задачи, механизмы лечебного воздействия (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Гужева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Телесно-ориентированные техники арт-терапии: характеристика, задачи, механизмы лечебного воздействия
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 12:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД