Получи документы

Технология «Виммельбух» для педагогов ДОУ

Михайлова Наталия
Технология «Виммельбух» для педагогов ДОУ

Консультация для педагогов ДОУ к презентации «Виммельбух в ДОУ»

Подготовили воспитатели ГБДОУ № 49 Колпинского р-на г. Санкт-Петербурга:

Михайлова Н. А., Ягодина А. А.

Цель: ознакомить педагогов с технологией «Виммельбух» как средством развития речи до-школьников.

Задачи:

• познакомить педагогов с детским книжным жанром «Виммельбух»;

• раскрыть основные виды книг-виммельбухов;

Публикация «Технология „Виммельбух“ для педагогов ДОУ» размещена в разделах

• показать авторские технологии использования многосюжетных страниц книг-виммельбухов для организации образовательного процесса в ДОУ;

• подвести к пониманию задач, которые помогают решить книги-виммельбухи в развитии речи дошкольников.

1 СЛАЙД

Вводная часть: «Что такое виммельбух

Сегодня мы поговорим об очень непривычной для русского читателя истории – это книги без текста или почти без текста, которые становятся все популярнее во всем мире.

2 СЛАЙД

Хотя это совсем и не новинка, и надо сказать, что в 20-30 годы, когда русское издание пережи-вало взлёт, в новом государстве создавалась новая детская литература, и лучшие умы над этим работали, были прекрасные детские журналы и авангардистские детские книжки. Также появ-лялось много книг без слов и комиксы. Тогда книжки без слов были новаторством. И это вос-хищало весь мир в русской книжной культуре.

Позже и в 60-80-е годы появлялись книги, в которых мастерство художника и его умение рас-сказать историю только визуальным языком тоже высоко ценилось.

3 СЛАЙД

К примеру, историю мультфильмов. Есть прекрасные аниматоры, которые создавали свою ис-торию с минимальным текстом или без слов. Зритель видит историю и понимает её сам без единого слова. Например, серия мультфильмов по музыкальным произведениям П. И. Чайков-ского, Д. Д. Шостаковича («Прогулка» «Танцы кукол», которые создала сценарист и режис-сер Инесса Ковалевская.

4 СЛАЙД

Или мультфильмы знаменитого советского режиссёра-мультипликатора Бориса Петровича Дё жкина: «Снежные дорожки», «Шайбу! Шайбу!» и другие.

И книжки - это такой универсальный инструмент, который помогает общаться людям разных культур и возрастов. Иногда очень важно, чтобы в книге не было текста, потому что это свобода для ребёнка, который ещё не умеет читать, но уже хочет сам общаться с книжкой. Традицион-ная история про постоянное «мама, почитай!» ставит ребёнка в постоянную зависимость от своих родителей. А книжки без текста дают ребёнку свободу. И самый известный сейчас в Рос-сии пример таких книг - это виммельбух.

6 СЛАЙД

Что же это за жанр?

Виммельбух — это книжный жанр детской познавательной литературы. Wimmelbuch в пере-воде с немецкого — «кишащая, изобилующая, «мельтешащая книга» (нем. Wimmeln – «ки-шеть», «изобиловать», «толпиться», «мельтешить», «роиться». Вuch – книга). Это развивающая книга-гляделка, книга-находилка, книга-картинка, т. е. книга для разглядывания с яркими, кра-сочными иллюстрациями.

Книга содержит минимум текста (иногда текста вообще нет, а рисунки насыщены деталями. С героями книг-комиксов происходят интересные и забавные события в течение дня, месяца, го-да. Это дает возможность ребёнку каждый раз по-новому «читать» картинки и придумывать новые истории. Основное назначение такой книги — ознакомление с окружающим миром, раз-витие речи, памяти и воображения.

Они считаются книгами-активити, наряду с головоломками, лабиринтами, книжками с секре-тами и заданиями.

Это познавательные, развивающие игры, а не просто книги. Ребенок удовлетворяет свое любо-пытство и тем самым обретает внутреннюю мотивацию для чтения, познания и развития наблюдательности и, конечно же, речи.

История виммельбуха как жанра насчитывает всего около 50 лет.

7 СЛАЙД

В конце 1960-х годов в Мюнхене работал психолог Курт Зельманн. Он был главой Департамен-та работы с молодежью и занимался образовательными проектами. Одним из них был проект «Мой город». Зельманну хотелось создать такую книгу, в которой наглядно и во всей сложно-сти будет показан город. Тогда он обратился за помощью к художнику и писателю Али Митгу-шу и попросил его нарисовать городскую среду во всем многообразии.

Так появилась книга «Мой город» – первый виммельбух, каким мы их знаем сегодня. С подачи Курта Зельманна Али Митгуш первым начал делать иллюстрации как бы с высоты птичьего полета, чтобы все объекты находились в поле зрения читателя и ни один из них не оття-гивал на себя зрительское внимание. Из-за отсутствия перспективы на странице все пер-сонажи и детали кажутся зрителю одинаково важными.

Иллюстрации в виммельбухах всегда насыщены и детализированы: в них множество героев, предметов, явлений, событий, сюжетных линий.

Виммельбух - универсальная и всевозрастная книга-картинка. Главное, чтобы взрослые сами умели её «читать» и передавали такое умение ребенку.

8 СЛАЙД

«Виды книг-виммельбух»

- Для раннего возраста серия «Найди, покажи, расскажи»

Адресованы детям от двух лет. К изучению предлагаются разные темы по знакомству с пред-метным и окружающим миром. Это своего рода визуальные словари для малышей, для активи-зации их словаря.

9 СЛАЙД

- Энциклопедические

Тематические книги с сюжетной картинкой. Обилие персонажей, с конкретной информацией по ним на каждой странице. Например, книга «В лесу» Петра Багина дает энциклопедическую адаптированную для детей информацию о животных, позволяя понаблюдать на картинках об их жизни в разные времена года.

10 СЛАЙД

- Классические

Тематические книги с обилием сюжетных постраничных линий, множеством героев, каждый из которых занят своим делом из страницы в страницу и может взаимодействовать с другими персонажами. Чаще всего в этих книгах показан один день.

Такой виммельбух ценен тем, что картинка не статична, в книжке она в динамике. В динамике каждый персонаж и окружающая среда. Например, один из персонажей книг Ротнаут Сюзанны Бернер, кошка Моника, путешествует по страничкам. Можно составить рассказ о том, куда она идет, что она видит, предположить, о чем она думает, что хочет сделать, придумать, что будет дальше, и даже нарисовать её. Эта серия виммельбухов хороша и тем, что она показывает жизнь героев в разные времена года.

11 СЛАЙД

- Виммельбух-раскраска

Раскраска-виммельбух — это веселое приключение для детей и раскраска-антистресс для взрослых. Страницы разукрашки для девочек и мальчиков наполнены добрыми персонажами и историями.

12 СЛАЙД

- Найди и покажи (более сложные, для старших дошкольников)

Это своего рода книжка-искалка. Например, у «Самоката» есть книга «Комар-спасатель. Мис-сия выполнима». Она рекомендована детям старшего дошкольного возраста. Книга насыщена иллюстрациями и загадками на внимательность. На каждом развороте детально нарисованного мира (пещерного, старинного города, гор, парка аттракционов) комар-спасатель отправляется искать какого-то персонажа, который потерялся. И находит, конечно, не только персонажа, но и многое другое. В таких книгах много иронии, юмора, межкультурных шуток, культовых персо-нажей.

13 СЛАЙД

- Одностраничные

Чаще всего тематические книги с одностраничным сюжетом. Обилие персонажей. Но персо-наж «живет» на одной странице здесь и сейчас. Каждая страница посвящена своей узкой тема-тике. Например, книга «Русские народные сказки» художника Т. А. Савушкина. Задание - найти лисицу на страницах книги, вспомнить название сказок, обобщить, какие лисы в сказках и т. д.

14 СЛАЙД

Задачи, которые можно решить педагогу ДОУ посредством технологии «Виммельбух».

Технология виммельбуха помогает педагогу в организации образовательного процесса, постро-енного в игровой форме, и решении задач всестороннего развития ребенка, таких как:

- развитие психических процессов (речи, мышления, памяти, воображения);

- формирование мотивов, стимулирующих работу с книгой, интерес к книжной информации и занятиям;

- формирование навыков сознательного, сосредоточенного изучения;

- формирование умений улавливать замыслы и идеи содержания (в том числе нравственный, этический, эстетический, научный и другие);

- умение формировать свое отношение к увиденному.

15 СЛАЙД

Авторские приёмы технологии виммельбух в ДОУ

Виммельбухи-искалочки

На полях виммельбуха изображены предметные картинки для поиска их на странице в сюжет-ной картинке. Такие картинки можно сделать самостоятельно для любого виммельбуха, отска-нировав страничку, выделив нужный предмет. Таким образом, можно создать картотеку карто-чек для поиска предметов или героев. Такие задания старшие дошкольники любят выполнять на время, например, с использованием песочных часов.

Программа для сканирования есть на любом смартфоне. Для этого достаточно скачать прило-жение Tiny Scanner. Это приложение поможет не только отсканировать нужную картинку, но и обрезать её в нужном формате, создать раскраску этой картинки и многое другое.

16 СЛАЙД

Резинка-закладка

Самостоятельное изучение книг тоже может быть познавательным и увлекательным занятием. Для стимуляции самостоятельного изучения, использования книг детьми можно создать спе-циальные закладки. Для этого нужна широкая резинка, соединенная кольцом, с магнитом. Ре-зинка-закладка одевается на страницу книги, а на магнит - символьная картинка. Например, «Палитра с красками» означает, что в уголке рисования появились новые раскраски с сюжета-ми или героями этой книжки; «Микрофон» предлагает детям поиграть на данной страничке в игру «Журналисты». Один ребенок берет на себя роль журналиста, который задает вопросы, а второй ребенок или несколько детей выбирают персонажа, от имени которого они будут отве-чать на вопросы журналиста; «Буква со схемой слова» – найти на данной странице слова, начинающиеся, заканчивающиеся на эту букву, или буква должна быть в середине слова, в за-висимости от предложенной схемы.

17 СЛАЙД

Окошечки-искалочки

«Окошечки-искалочки» (на развитие управления вниманием) представляют из себя лист бума-ги по размеру разворота страницы с вырезанным в нем окошечком. С помощью такого окошеч-ка можно сконцентрировать внимание ребенка на конкретном персонаже или объекте на стра-нице с целью его рассматривания, изучения, не отвлекаясь. Чтобы ребенок расположил око-шечко правильно на странице и нашел задуманный вами персонаж (предмет, на лист бумаги с окошком необходимо разместить символ, значок или предметное изображение с иллюстрации. А если наложить друг на друга несколько «окошечек-искалочек» в порядке увеличения размера окошечка, то можно поиграть в игру «Угадай-ка», постепенно поднимая по одному листу, уве-личивая площадь изображения. Угадывать можно персонаж, действие, время года, место проис-ходящего и др.

18 СЛАЙД

Гляделки-находилки

Чтобы подготовить дидактическую игру «Гляделки-находилки», надо определить актуальный для ребенка контекст. Например, в зимний период это могут быть карточки с зимними забава-ми, птицами, которых можно встретить зимой в парке, достопримечательностями родного го-рода или зимнего леса. Подобрать фон для карточки – фотографию или рисунок с простран-ством, в котором происходит действие, – и наклеить персонажи на липучки. Здесь можно поиг-рать и с фоном, т. е. фоном может быть, например, небо и земля, а элементы природного ланд-шафта тоже наклеиваются на липучки в зависимости от времени года.

20 СЛАЙД

Открытий вам в книжном мире, красоты вам в книжных иллюстрациях и возможности приду-мывать собственные истории вместе с детьми.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук»Консультация для педагогов «Игровая инновационная технология «Лэпбук» Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для.

Консультация для педагогов «Технология портфолио дошкольника» В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных.

Квест-технология в ДОУКвест-технология в ДОУ В нашем детском саду "Парус" мы, с удовольствием,проводим квесты. Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем,.

Мастер-класс для педагогов «Инновационные технологии. Игровая технология — кейс-метод» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление, я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу «Если у вас.

Библиотека изображений:

Публикация Технология «Виммельбух» для педагогов ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Михайлова Наталия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технология «Виммельбух» для педагогов ДОУ
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 20:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД